Просмотр содержимого документа
«открытый урок по теме "Видоизменения корней"»
Тема: Условия произрастания и видоизменения корней.
Цель:
Систематизировать и углубить знания о строении, функциях, значении и видоизменении корней;
Рассмотреть видоизменениях корней;
Рассмотреть видоизменения корня, как результат приспособления к условиям жизни;
Определить биологическое и хозяйственное значение корнеплодов;
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать
Зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и других абиотических факторов;
Растения, образующие корневые клубни, корнеплоды;
Роль корней – прищепок и растения, у которых они образуются;
Значение воздушных и дыхательных корней.
Учащиеся должны уметь
Различать корневые клубни и корнеплоды;
Узнавать и называть растения, имеющие видоизменённые корни.
Оформление доски: тема урока, на внутренней стороны створки домашнее задание (параграф 21 стр. 106, отвечать на вопросы )
Ход урока
Организационный этап (1-2 мин)
Проверка знаний. Устный опрос (8 мин)
Какие растения называют двудольными, а какие однодольными? (Двудольные растения это те растения, семена которых имеют две семенные доли, однодольные семена которых состоят из одной семядоли )
Какие функции выполняет корень? (Удерживает растение в почве, обеспечивает транспорт питательных веществ и воды из почвы ко всем частям растения)
Назовите виды корней (Главный корень, придаточные и боковые корни)
Назовите типы корневых систем, в чем их характерная особенность? (Стержневая и мочковатая. У стержневой КС легко выделяется главный корень, мочковатая КС имеет корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень недостаточно развит).
Приведите примеры двудольных и однодольных растений, какая у приведенных вами примеров корневая система?
Ребята, как вы думаете, на какую глубину могут проникать корни в почву? От чего она зависит?
Изучение нового материала 25 мин
Некоторые сведения о глубине проникновения корней:
Карликовая береза -20 см
Горох -1.7 м
Ежовник безлистный – 15 м.
Из – за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, т.к. грунтовые воды уходят глубоко.
Ребята, назовите условия произрастания корней? (влага, кислород, питательные вещества).
Но в природе не всегда есть благоприятные условия для растений поэтому длина корней – приспособление к условиям существования. В результате чего корни изменили свой вид. Давайте же рассмотрим эти видоизменения корней.
Просмотр презентации ( одновременно с просмотром презентации ученики заполняют таблицу)
Запасающие корни позволяют растениям переживать холодное время года. Существует два вида запасающих корней:
Корнеплоды – запасают питательные вещества. Корнеплоды образуются за счет разрастания главного корня и нижней части стебля. У некоторых растений (свекла, редис, репа) основная масса запасных питательных веществ (крахмал, сахар, минеральные соли, витамины) откладывается в стеблевой части корнеплода, а собственно корень — его нижняя часть, на которой развиваются боковые корни. У других растений (морковь, петрушка) запасные питательные вещества откладываются в паренхиме корня.
Корневые клубни – утолщение боковых и придаточных корней. Корнеклубни образуют георгин, батат, чистяк, ятрышник и многие другие растения.
Воздушные корни располагаются непосредственно в окружающей воздушной среде.
Ходульные корни
Ходульные корни (корни — подпорки) — это придаточные корни, растущие вниз от стебля растения и служащие для его дополнительного укрепления на почве. У растений, живущих в зоне затопления, приливов, ходульные корни приподнимают растения над водой, а также выполняют дыхательную функцию. Ходульные корни образуются у особых растительных сообществ тропических лесов — мангровых зарослей, а также у некоторых тропических деревьев и пальм, и даже у кукурузы. Примером ходульных корней также является особая жизненная форма фикуса — баньян. Вначале своей жизни фикус поселяется на деревьях. Воздушные корни фикуса свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы и постепенно растут вниз. Давайте посмотрим что происходит дальше……. (просмотр видео)
Досковидные опорные корни
В отличие от ходульных, досковидные корни — это боковые корни. Расположенные у самой поверхности почвы, или выступая над ней, они образуют плоские выросты, создающие дополнительную опору для дерева. Досковидные корни характерны для крупных тропических деревьев.
Эпифитные корни
Эпифиты — это растения, живущие на деревьях. Воздушные корни эпифитов свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы особой покровной тканью — веламеном. К эпифитам относятся орхидеи, живущие в тропических лесах.
Дыхательные корни
Дыхательные корни образуются у деревьев, растущих на затапливаемых или бедных кислородом почвах. Они растут вверх, отходя от подземных боковых корней. Главная функция дыхательных корней — снабжение кислородом подземных частей растения. Кислород проникает через крупные чечевички, расположенные на дыхательных корнях.
Корни-присоски
Корни-присоски характерны для растений-паразитов и полупаразитов. Эти корни проникают внутрь стеблей других растений, и поглощают их соки. Если при этом растение имеет части, способные к фотосинтезу, оно является полупаразитом. Растения, утратившие способность фотосинтеза, и полностью живущие за счет других растений являются паразитами. Примерами паразитов являются повилика, не имеющая хлоропластов. Растения-полупаразиты образуют органические вещества с помощью фотосинтеза в собственных листьях, а воду и минеральные вещества получают с помощью корней-присосок из других растений. Примеры полупаразитов — омела, живущая на деревьях.
Корни-прицепки
Некоторые ползучие растения, например, плющ, ваниль, некоторые фикусы, имеют корни-прицепки. Это видоизмененные придаточные корни, с помощью которых растение может прикрепляться к любой поверхности, даже к голым камням, а значит, выносить листья к свету.
Закрепление изученного. Рефлексия 5 мин
Какие видоизменения корней мы сегодня рассмотрели?
Чем объясняется видоизменение корней?
Приведите примеры.
Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?
Домашнее задание параграф 21 стр. 106 отвечать на 5 мин. вопросы