Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему "Группы крови"»
Цель урока:
Образовательная:расширить знания учащихся о группах крови человека
Развивающая:Активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи, развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.
Воспитательная:Создание условий для отработки стиля публичного выступления. Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах. Пропаганда донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
Методы и приемы: прием «Допиши фразу», прием «Кластер», «Покопаемся в памяти». «Синквейн», методы: мозговой штурм.
2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами – называется фагоцитозом
3 Гемофилия -наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. \
4 Белые кровяные клетки- тромбоциты
5. В свертывании крови участвуют- эритроциты
6. Вещество, входящее в состав эритроцитов – это гемоглобин.
7 Жидкая часть крови называется плазмой
«Угадай цифры» - УДЕ на доске
1. 90 % (количество воды в крови).
2. 15-30 ( за раз сжирают лейкоциты)
3. 380 тысяч (количество тромбоцитов).
4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
5. 6-9 тыс ./мм3 (количество лейкоцитов).
6. 2 литра (количество лимфы).
7. 5 млн/мм3(количество эритроцитов).
«НАЙДИ ОШИБКУ»
1. Эритроциты.
Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).
2. Лейкоциты.
Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее)эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества),способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов (И. И. Мечников).
3. Лимфатическая система.
Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система- посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).
Слово учителя: Сегодня мы поговорим о группах крови у человека. Разделение на группы.
Рефлексия «Приветствие»
Поздороваться по английски, по русски с душой, по казахски.
У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». По ходу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы.
Прием «Допиши фразу»:
«У меня ….(?)…. группа крови. У моей мамы …..( ?),, группа крови. У папы …(?)…группа крови».
Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)
Всего- 7человек, из них:
Знают свою группу крови
Не знают свою группу крови
Знают группу крови своих родителей
Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу (раздаточный материал)
Я знаю, что…
Хочу узнать…
1. бывают 4 группы крови
1. чем различаются группы крови
2. как открыли группы крови
3.резус конфликт
В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы.
Мозговой штурм «Значение знаний о группах крови»:Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Приведите, как можно больше аргументов.
IIIИзучение новой темы.
Загадка: Повторяем вновь и вновь Кислород разносит ……….. (кровь).
Выступление учителя. С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки по предписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов — сильных людей, улучшит состояние здоровья больных и ослабленных. 1628 г. — Английский врач Уильям Гарвей сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливание крови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смерти. Спустя 13 лет успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена.Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь.
2. Открытие группы крови
В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови,
а затем в 1904 г. чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.
Великое открытие Ландштейнерабыло в 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.
Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.
Учёные
Открытия в переливании крови
У. Гарвей
Дж. Бланделл
Г. Вольф
К. Ландштеёнер
3. Схема переливания групп крови у человека.
Схема переливания крови. ( прием покапаемся в памяти)
С какого возраста, на ваш взгляд, можно сдавать кровь – ...
Кто не может являться донором – ...
Можно ли сдавать кровь после пирсинга и татуировки – ...
Планируете ли Вы стать донором в будущем? ... И если планируете, то почему 5.Какими качествами, на ваш взгляд, обладают люди, сдающие кровь –
Групповое задание
Придумайте эмблему службы крови и изобразите её с помощью фломастеров или цветной бумаги.
Задание учащимся:
1. Допишите фразу:
Донор- это..
Реципиент- это..
Универсальный донор..
Универсальный реципиент-…
2.Обобщение закрепление изученного материала.
Задание №1
Жидкая часть крови –
Эритроциты переносят …
Эритроциты содержат белок …
Клетки, участвующие в защите организма от чужеродных тел –
Человек, отдающий кровь –
Человек, получающий кровь –
Универсальный донор – человек, имеющий … группу крови.
Универсальный реципиент – человек, имеющий … группу крови.
3. Проверь свои знания: Разноуровневый тест. 3-5 мин.
Уровень 1. Фамилия ...
С какого возраста можно стать донором? А) с 14; Б) с 16; В) с 18; Г) с 21.
Открытие групп крови принадлежит? А) Винеру; Б) Ландштейнеру; В) Богданову; Г) Белоярцеву.
Какие заболевания могут быть препятствием к донорству? А) гипертония; Б) ОРЗ; В) наркомания; Г) близорукость.
Реципиент – это: А) человек, который сдаёт кровь; Б) резус-фактор; В) белок, находящийся в плазме; Г) человек, которому переливают кровь.
Белки, от которых зависит группа крови находятся в: А) на эритроцитах; Б) на тромбоцитах; В)в плазме; Г) на лейкоцитах.
Уровень 2. Фамилия ...
Стать донором можно с ... лет
Открытие групп крови принадлежит ...
Человека, которому переливают кровь, называют ...
Белки, от которых зависит группа крови
Рефлексия: сейчас я хочу, чтобы вы высказались о том, что услышали на уроке. И начали предложение вот с этих слов
сегодня я узнал… было интересно…
было трудно… я выполнял задания…
я понял, что… теперь я могу…
я почувствовал, что… я приобрел…
я научился… у меня получилось …
я смог… я попробую…
меня удивило… урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Вывод: мне приятно, что вы сегодня узнали не просто много нового, но и полезного. Я буду рада, если эти знания вы будете применять на практике. И если во взрослой жизни кто-то из вас станет донором, значит, этот урок прошёл не зря.