Просмотр содержимого документа
«Особенности строения скелета человека»
Урок – исследование в 8 классе «Особенности скелета человека»
“Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней”
Софокл
Цели урока
1) Обучающая - сравнение строения скелета человека и млекопитающего животного, определение черт сходства и различия.
2) Развивающая - выявление причин, которыми обусловлены появившиеся изменения в скелете человека.
3) Воспитывающая - развитие навыка работать в группе, умения выслушивать чужое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
макет скелета человека, , раздаточный материал, компьютер, экран, медиапроектор.
Ход урока:
Учитель: Мы продолжаем познавать себя – один из более 1,5 миллионов видов живых существ, населяющих планету Земля, имя которому Человек разумный.
Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового большого блока «Опора и движение».
Вы знаете, что человеческий организм состоит из определенных систем органов.
? Давайте перечислим основные из них. (Кровеносная, нервная, пищеварительная…)
? Какая система органов будет обеспечивать опору и движение организма? (Опорно-двигательная)
? Из чего она состоит? (из скелета и мышц)
Таким образом, мы постепенно подошли к теме нашего урока, в ходе которого нам предстоит рассмотреть скелет человека, его отличительные особенности. Обратите внимание на доску (объявляется тема урока, цель, озвучивается эпиграф). Тему урока оформляем в тетрадях.
Для начала обратимся к этимологическому словарю. Слово «скелет» имеет иностранные корни, произошло от греческого «скелетон» - высушенный, высохший.
? Как вы думаете, достоверен ли перевод с греческого языка на русский?
Действительно, ткани скелета наиболее твердые и прочные, причем сохраняют свои свойства даже после гибели организма.
? Предположите в связи с этим, для чего нам необходим скелет, какие функции он выполняет?
Совершенно верно, скелет обеспечивает опору нашему телу и защищает внутренние органы.
Рассмотрим общий план строения скелета человека. Презентация
1) Скелет головы (череп)
• Мозговой отдел
• Лицевой отдел
2) Скелет туловища
• Позвоночник
• Грудная клетка
3) Скелет верхних конечностей
• Пояс конечностей
• Свободная конечность
4) Скелет нижних конечностей
• Пояс конечностей
• Свободная конечность
Отдел позвоночника
кости
Позвоночник
Верхние конечности
Нижние конечности
череп
Итак, мы с вами определили, что скелет человека состоит из 4-х основных частей. Поэтому, не случайно, перед уроком вы распределились на 4 группы. Каждая группа будет заниматься изучением определенной части скелета.
Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Каковы отличительные особенности скелета человека?
В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?
С чем связано возникновение этих особенностей?
Каждая группа получает инструктивную карточку, рисунки частей скелета, пояснительный материал. Результаты вашей совместной работы мы оформим в виде таблицы. (Распределение заданий происходит путем выбора карточки с изображением части скелета).
По окончании работы в группах происходит обсуждение результатов и заполнение в тетради таблицы «Особенности скелета человека».
Учитель: Ребята, состояние скелета имеет большое значение для здоровья человека. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела при ходьбе, выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов. К сожалению, не каждый из нас может похвастать правильной осанкой.
Обратите внимание, как вы сидите. В связи с этим я хочу вам предложить несколько простых упражнений, выполнение которых при сидячей работе поможет избежать чрезмерной нагрузки на опорно-двигательную систему.
Упражнения (выполняем все вместе).
Выпрямили спину.
Лопатки свели вместе, вернулись в исходное положение.
Подняли руки вверх и потянулись как можно выше.
Сели так, чтобы наша спина вплотную прижалась к спинке стула.
Посмотрели на своих одноклассников справа, слева, улыбнулись им.
Задание для группы № 1
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите мозговой и лицевой отдел черепа.
3) Сравните череп человека и млекопитающего животного.
4) Ответите на вопросы:
Какой из отделов черепа более развит у млекопитающих? У человека?
Как вы думаете почему?
Задание для группы № 2
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите позвоночник.
3) Определите, из каких отделов он состоит.
4) Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного.
5) Найдите грудную клетку.
6) Сравните грудную клетку человека и млекопитающего животного.
7) Ответите на вопросы:
Чем отличается позвоночник человека от позвоночника животного по форме? По строению позвонков?
Чем вы объясните такие особенности в позвоночнике человека?
Чем различаются по форме грудные клетки человека и млекопитающего животного?
Как вы объясните эти различия?
Задание для группы № 3
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите пояс верхней конечности и свободную верхнюю конечность.
3) Сравните строение верхней конечности человека и млекопитающего животного.
4) Обратите внимание на расположение большого пальца на кисти руки.
5) Ответьте на вопросы:
Какая часть конечности имеет отличительные особенности?
Как вы объясните это отличие?
Какое значение для человека имеют эти различия в строении руки?
У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему эта процедура считалась унизительной?
Задание для группы № 4
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите пояс нижней конечности и свободную нижнюю конечность.
3) Сравните строение нижней конечности человека и млекопитающего животного.
4) Сравните тазовый пояс человека и млекопитающего животного.
5) Ответьте на вопросы:
Какие особенности строения отличают нижние конечности человека?
Чем они обусловлены?
Какое значение для человека имеют эти особенности?
В чем различие формы таза у человека и животного?
С чем связано это различие?
(Заполнение таблицы происходит при помощи слайдов, на экран постепенно проецируются все ее части по мере обсуждения.)
отдел
особенности
причины
Отдел скелета Особенности, свойственные скелету человека Причины появления этих особенностей
Череп Преобладание мозгового отдела над лицевым Увеличение объема головного мозга; развитие речи
Таз Широкий в виде чаши; сросшиеся кости Прямохождение; смещение центра тяжести
Верхние конечности Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец Трудовая деятельность
Нижние конечности Массивные кости; сводчатая стопа Прямохождение; смещение центра тяжести
Учитель: В заключение хотелось бы добавить, что каждый из 1,5 млн жителей Земли индивидуален, а значит имеет определенные особенности и в строении скелета. К примеру, коренное население гор обладают объемистой грудной клеткой, что облегчает дыхание в условиях пониженного содержания кислорода. Представители тропиков отличаются удлиненным телом и уплощенной грудной клеткой. Для коренного населения Крайнего Севера, в том числе и на территории Северного Прибайкалья, характерно плотное телосложение, массивный скелет. В любом случае, эти особенности возникли как приспособления к среде обитания. Представители всего человечества способны жить повсеместно и достигать высокого уровня в развитии культуры и цивилизации.
Вывод по уроку: Скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи; эти факторы являются определяющими для развития человека.
Рефлексия
Домашнее задание: Вам предстоит продолжить изучение данной темы и определить, из каких костей состоят основные части скелета человека. Вам в помощь учебник, шаблоны таблицы.
Задание для группы № 1
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите мозговой и лицевой отдел черепа.
3) Сравните череп человека и млекопитающего животного.
4) Ответите на вопросы:
Какой из отделов черепа более развит у млекопитающих? У человека?
Как вы думаете почему?
Задание для группы № 2
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите позвоночник.
3) Определите, из каких отделов он состоит.
4) Сравнить позвоночник человека и млекопитающего животного.
5) Найдите грудную клетку.
6) Сравните грудную клетку человека и млекопитающего животного.
7) Ответите на вопросы:
Чем отличается позвоночник человека от позвоночника животного по форме? По строению позвонков?
Чем вы объясните такие особенности в позвоночнике человека?
Чем различаются по форме грудные клетки человека и млекопитающего животного?
Как вы объясните эти различия?
Задание для группы № 3
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите пояс верхней конечности и свободную верхнюю конечность.
3) Сравните строение верхней конечности человека и млекопитающего животного.
4) Обратите внимание на расположение большого пальца на кисти руки.
5) Ответьте на вопросы:
Какая часть конечности имеет отличительные особенности?
Как вы объясните это отличие?
Какое значение для человека имеют эти различия в строении руки?
У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему эта процедура считалась унизительной?
Задание для группы № 4
1) Рассмотрите рисунки.
2) Найдите пояс нижней конечности и свободную нижнюю конечность.
3) Сравните строение нижней конечности человека и млекопитающего животного.
4) Сравните тазовый пояс человека и млекопитающего животного.
5) Ответьте на вопросы:
Какие особенности строения отличают нижние конечности человека?
Чем они обусловлены?
Какое значение для человека имеют эти особенности?
В чем различие формы таза у человека и животного?