kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Скелет человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии  «Скелет человека»

 

Задачи:

1. Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением, развитием мозга, трудовой деятельностью.

2. Познакомить учащихся с типами соединения костей.

 

I. Проверка знаний.

1. Раскрыть роль скелета.

2. Рассказать о типах костей.

3. Изложить опыты, раскрывающие роль органического и минерального вещества в обеспечении прочности костей.

4. Рассказать о росте костей в ширину и длину.

 

II. Новый материал

Скелет – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища.

Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)

 

Скелет головы:

-теменные (2), височные (2), лобная (1), затылочная (1), скуловые (2), носовые (2), слезные (2), нижняя челюсть (1), верхние челюсти (2), клиновидная (1), подьязычная (1) кости + слуховые косточки (6)

 

Череп состоит из 23 костей. Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость)

 

Скелет туловища:

  • позвоночник = 33-34 позвонка

отделы: шейный (7)

грудной (12)

поясничный (7)

крестец (5)

копчик (3-4)

позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка

  • грудная клетка = 12 пар ребер + грудина

 

Скелет верхних конечностей (30 костей)

  • плечевой пояс = ключицы + лопатки
  • верхняя конечность = плечо (плечевая кость – 1) + предплечье (локтевая кость + лучевая кость) + кости запястья (8) + кости пястья (5) + кости фаланг пальцев (14)

 

Скелет нижних конечностей (30 костей)

  • пояс нижних конечностей (таз) = тазовые кости (подвздошная (2) + седалищная (2) + лонная (2))
  • нижняя конечность = бедро (бедреная кость – 1) + надколенник (1) + голень (большая + малая берцовые кости) + кости плюсны (7) + кости предплюсны (5) + кости фаланг пальцев (14)

 

Типы соединения костей



 

 

 

 












 

 

 

 

 

 

 

За счет уплощения межпозвонковых хрящей рост к вечеру уменьшается на 1,5 см., а к 80 годам – на 5-7 см.

 

Строение сустава:

 

Суставная сумка

Суставная жидкость

Суставная головка

Хрящ

Суставная впадина

 

 

 

Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом:

  1.  

кифоз

Изгибы позвоночника

шейный

поясничный

 

лордоз

грудной

крестцовый

  1. Грудная клетка расширена в стороны
  2. Противопоставление большого пальца
  3. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши
  4. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних
  5. Сводчатая стопа
  6. Мозговой череп преобладает над лицевым

 

III. Закрепление

Вопросы:

  1. Какие части скелета относятся к осевому скелету, а какие – к добавочному?
  2. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорожденного надо придерживать?
  3. Вопросы в рабочей тетради 35-42 (п).

 

IV. Д/з параграф 11, 12

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Скелет человека" »

Урок по биологии «Скелет человека»


Задачи:

1. Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением, развитием мозга, трудовой деятельностью.

2. Познакомить учащихся с типами соединения костей.


I. Проверка знаний.

1. Раскрыть роль скелета.

2. Рассказать о типах костей.

3. Изложить опыты, раскрывающие роль органического и минерального вещества в обеспечении прочности костей.

4. Рассказать о росте костей в ширину и длину.


II. Новый материал

Скелет – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища.

Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.









Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)


Скелет головы:

  • теменные (2), височные (2), лобная (1), затылочная (1), скуловые (2), носовые (2), слезные (2), нижняя челюсть (1), верхние челюсти (2), клиновидная (1), подьязычная (1) кости + слуховые косточки (6)


Череп состоит из 23 костей. Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость)


Скелет туловища:

  • позвоночник = 33-34 позвонка

отделы: шейный (7)

грудной (12)

поясничный (7)

крестец (5)

копчик (3-4)

позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка

  • грудная клетка = 12 пар ребер + грудина


Скелет верхних конечностей (30 костей)

  • плечевой пояс = ключицы + лопатки

  • верхняя конечность = плечо (плечевая кость – 1) + предплечье (локтевая кость + лучевая кость) + кости запястья (8) + кости пястья (5) + кости фаланг пальцев (14)


Скелет нижних конечностей (30 костей)

  • пояс нижних конечностей (таз) = тазовые кости (подвздошная (2) + седалищная (2) + лонная (2))

  • нижняя конечность = бедро (бедреная кость – 1) + надколенник (1) + голень (большая + малая берцовые кости) + кости плюсны (7) + кости предплюсны (5) + кости фаланг пальцев (14)


Типы соединения костей









За счет уплощения межпозвонковых хрящей рост к вечеру уменьшается на 1,5 см., а к 80 годам – на 5-7 см.


Строение сустава:



Суставная сумка

Суставная жидкость

Суставная головка

Хрящ

Суставная впадина




Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом:

  1. И

    кифоз

    згибы позвоночника

шейный

поясничный

г

лордоз

рудной

крестцовый

  1. Грудная клетка расширена в стороны

  2. Противопоставление большого пальца

  3. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши

  4. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних

  5. Сводчатая стопа

  6. Мозговой череп преобладает над лицевым


III. Закрепление

Вопросы:

  1. Какие части скелета относятся к осевому скелету, а какие – к добавочному?

  2. Как череп прикрепляется к позвоночнику? Почему головку новорожденного надо придерживать?

  3. Вопросы в рабочей тетради 35-42 (п).


IV. Д/з параграф 11, 12





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии "Скелет человека"

Автор: Мальцева Светлана Витальевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока биологии 8 класс "Особенности скелета человека""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_osobennosti_skeleta_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "524139"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571989662"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока биологии на тему "Опорно-двигательная система""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_biologhii_na_tiemu_oporno_dvighatiel_naia_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "358370"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479030806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В ЕЕ РАБОТЕ. "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-ob-oporno-dvigatiel-noi-sistiemie-profilaktikie-narushienii-v-ieie-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "127888"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415383430"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства