kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы генетики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются основные понятия генетики, аллельное взаимодействие, наследование признаков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы генетики»

Урок «Основы генетики»


Основные понятия и термины по теме: 

аллельные гены, анализирующее скрещивание, ген, генотип, гетерозиготность, гомозиготность, дигибридное скрещивание, множественные аллели, моногибридное скрещивание, правило единообразия, расщепление, фенотип. 


План

1. Понятие о генетике

2. Аллельные признаки

3. Наследование признаков

Краткое изложение темы


Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Эти два свойства неразрывно связаны друг с другом, хотя имеют противоположную направленность. Наследственность предполагает сохранение информации, а изменчивость эту информацию меняет. Наследственность  – это свойство организма повторять в ряду поколений свои признаки и особенности своего развития. Изменчивость – свойство организмов изменять свои признаки под влиянием внешней или внутренней среды, а также в результате новых генетических комбинаций, возникающих при половом размножении. Роль изменчивости заключается в том, что она «поставляет» новые генетические комбинации, подвергающиеся действию естественного отбора, а наследственность сохраняет эти комбинации. К основным генетическим понятиям относятся следующие:

Ген  – участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о последовательности аминокислот в одной молекуле белка.



Аллель  – пара генов, отвечающих за альтернативное (различное) проявление одного и того же признака. Например, за цвет глаз отвечают два аллельных гена, расположенных в одинаковых локусах (местах) гомологичных хромосом. Только один из них может отвечать за развитие карих лаз, а другой – за развитие голубых глаз. В том случае, когда оба гена отвечают за одинаковое развитие признака, говорят огомозиготном  организме по данному признаку. Если аллельные гены определяют различное развитие признака, говорят о гетерозиготном организме. Аллельные гены могут быть доминантными , подавляющими альтернативный ген, и рецессивными, подавляемыми.

Совокупность генов организма называется генотипом  данного организма. Генотип организма описывается словами – «гомозиготный» или «гетерозиготный». Однако не все гены проявляются. Совокупность внешних признаков организма называется его фенотипом. Кареглазый, полный, высокий – это способ описания фенотипа организма. Говорят также о доминантном или рецессивном фенотипе. Генетика изучает закономерности наследования признаков. Основным методом генетики является гибридологический метод или скрещивание. Этот метод был разработан австрийским ученым Грегором Менделем в 1865 г. Развитие генетики повлекло за собой развитие многих научных направлений и, прежде всего, эволюционного учения, селекции растений и животных, медицины, биотехнологии, фармакологии и др.На рубеже XX и XXI столетий расшифрован геном человека. Ученых поразило, что у нас всего 35 000 генов, а не 100 000, как думали раньше. У круглого червя 19 тыс. генов, у горчицы – 25 тыс. Различия между человеком и шимпанзе составляют 1% генов, а с мышью – 10%. Человеку достались в наследство и гены, которым 3 миллиарда лет и относительно молодые гены. Что дает науке прочтение генома? Прежде всего, это знание позволяет целенаправленно вести генетические исследования по выявлению как патологических, так и нужных, полезных генов. Ученые не оставляют надежды на излечение людей от таких заболеваний, как рак и СПИД, диабет и др. Также не оставляют надежды и на преодоление дряхлой старости, преждевременной смертности и многих других бед человечества.


Совокупность всех признаков организма называют генотипом.

Система взаимодействующих генов образует генотип особи. На реализацию генотипа оказывают влияние условия внешней среды.Диапазон изменений, в пределах которого один и тот же генотип способен дать различные фенотипы под влиянием условий среды, называют нормой реакции. Признаки могут иметь узкую норму реакции (окраска глаз, группы крови). Они определены наследственными факторами, генотипом и не изменяются в течение жизни независимо от условий среды.

Признаки организма, имеющие широкую норму реакции, называют количественными (масса тела, пигментация кожи). Эти признаки могут изменяться в широких пределах, определенных генотипом. Большое влияние на проявление признаков оказывают также условия внешней среды.

Есть признаки:

• морфологические (цвет глаз, волос, форма носа и др.);

• физиологические (группы крови);

• биохимические (ферментные системы организма).

Признаки, наследуемые потомками, могут быть и патологическими. Среди патологических признаков есть морфологические, физиологические и

биохимические. Проявление различных патологий у потомков зависит от типа наследования и от условий среды, в которых реализуется генетическая

информация. К патологиям можно отнести аномалии развития, например, полидактилию (многопалость), ахондроплазию (низкий рост, укорочение верхних и нижних конечностей) и др. Если аномалии развития наследуются по законам генетики, то их проявление прослеживается в определенных семьях на протяжении ряда поколений. Но иногда сходные аномалии могут возникнуть в результате действия вредных факторов среды на плод в критические периоды развития того или иного органа. Такие копии наследственных пороков называют фенокопиями. Фенокопии не наследуются. Например, катаракта может быть генетически обусловлена или возникнуть вследствие нарушения эмбрионального развития (фенокопия). Некоторые наследственные заболевания обнаруживаются при рождении ребенка. Например, гемофилия (кровоточивость), врожденная глухота, наследственные энзимопатии и др.

Существует большая группа наследственных заболеваний, признаки которых проявляются не при рождении ребенка, а в более зрелом возрасте. Например, атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, подагра и др. Возникновение этих заболеваний связано с наследственным предрасположением к ним. Предрасположение проявляется в изменении нормы реакции организма на действие факторов внешней среды. Например, у людей с наследственным предрасположением к диабету изменена норма реакции на сахар и крахмал. Эти вещества вызывают тяжелые нарушения углеводного обмена. На проявление этих признаков оказывают большое влияние факторы внешней среды.


Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Доминантный аллель – это

1) пара одинаковых по проявлению генов

2) один из двух аллельных генов

3) ген, подавляющий действие другого гена

4) подавляемый ген

2. Часть молекулы ДНК считается геном, если в ней закодирована информация о

1) нескольких признаках организма

2) одном признаке организма

3) нескольких белках

4) молекуле т-РНК

3. Аллельные гены расположены в

1) идентичных участках гомологичных хромосом

2) разных участках гомологичных хромосом

3) идентичных участках негомологичных хромосом

4) разных участках негомологичных хромосом

5. Какая запись отражает дигетерозиготный организм:

1) ААВВ

2) АаВв

3) АаВвСс

4) ааВВсс

6. Определите фенотип тыквы с генотипом Сс ВВ, зная, что белая окраска доминирует над желтой, а дисковидная форма плодов – над шаровидной

1) белая, шаровидная

2) желтая, шаровидная

3) желтая дисковидная

4) белая, дисковидная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы генетики

Автор: Жицкая Марина Александровна

Дата: 21.12.2016

Номер свидетельства: 372136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»"
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchiiurokighranatiemuosnovyghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "281540"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453548007"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Контрольно-обобщающий урок по биологии по темам: «Цитология», «Основы генетики», «Генетика человека» "
    ["seo_title"] => string(111) "kontrol-no-obobshchaiushchii-urok-po-biologhii-po-tiemam-tsitologhiia-osnovy-ghienietiki-gienietika-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "158496"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421754972"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания по теме "Основы генетики и селекции", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447093411"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация. Открытый урок по предмету: "Общая биология" на тему: "Основы генетики. Основные закономерности наследственности".. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-otkrytyi-urok-po-priedmietu-obshchaia-biologhiia-na-tiemu-osnovy-ghienietiki-osnovnyie-zakonomiernosti-nasliedstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "107984"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403524391"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "" Основы генетики" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(37) "osnovy-ghienietiki-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "103920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402649712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства