Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики».
Цель урока: Обобщить и закрепить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах; о методах изучения наследственности человека.
Задачи:
1. Образовательные – сформировать у учащихся представление об основе генетики;
2. Развивающиеся – научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Менделем;
3. Воспитательные – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
Тип урока: освоение и закрепление изученного материала
Методы работы : беседа, работа со схемой.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, распечатанные условия задач по теме «Основы генетики»; фотографии, иллюстрирующие различные наследственные заболевания человека и виды мутаций.
Ход урока.
1. Организационный момент
«Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Постановка проблемы: - Почему Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые ученые?
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Для этого в листе «Рефлексия» заполните колонку «в начале урока».
Рефлексия
В начале урока______________________________________________________
В конце урока_______________________________________________________
Я могу назвать основные законы генетики______________________________
Я знаю что изучает наука генетика ____________________________________
Я могу решать задачи по генетике_____________________________________
Я могу ответить на вопрос: «Почему Мендель открыл основные законы генетики?»_________________________________________________________
Данный урок – игра рассчитан на 2 часа, проходит в виде классической детской игры «Морской бой». В игре принимают участие две команды по 7-8 человек.
2. Актуализация знаний учащихся:
Условия игры:
Для каждой команды и для ведущего. имеются схемы полей для «Морского боя». Числа на полях указывают степень сложности вопроса. Перед началом игры командами оговаривается число кораблей. Если команда произвела «выстрел», а на поле противника нет корабля, то ведущий задает «стрелявшей» команде вопрос той степени сложности, сумма которого указана в квадрате «выстрела».
За правильный ответ команда получает количество баллов равное стоимости вопроса. За неправильный ответ то же количество баллов, но только со знаком «минус». Попадание в противника гарантирует призовые очки и право на следующий выстрел.
Игра заканчивается, в том случае, если у одной из команд будут поражены все корабли. Победителем является команда, набравшая на момент окончания игры наибольшее количество очков.
4. Подведение итогов урока.
Реализация целей урока. Рефлексия.
Выставление оценок и их комментирование.
5. Литература
1. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал. 10-11. М.: Вентана-Граф, 1997.
2. Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Биология / Хрипкова А. Г. и др. М.: Просвещение, 2002.
3. Киреева Н.М. Задачи по биологии с комментариями и решениями. Волгоград: Перемена, 1998. 110 с.
4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т. Б. Сборник задач по генетике с решениями: Метод. пособие. Саратов: Лицей, 1998. 112 с.
5. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии.
М.: Просвещение, 1985.
6. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А.Лемезы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на уроках биологии должно проходить под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».
Перед учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения? Организация различной учебной деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческой личности. Ученик развивается вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать задачи и принимать решения.
Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики».
Цель урока: Обобщить и закрепить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах; о методах изучения наследственности человека.
Задачи:
Образовательные – сформировать у учащихся представление об основе генетики;
Развивающиеся – научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Менделем;
Воспитательные – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
Тип урока: освоение и закрепление изученного материала
Методы работы : беседа, работа со схемой.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, распечатанные условия задач по теме «Основы генетики»; фотографии, иллюстрирующие различные наследственные заболевания человека и виды мутаций.
Ход урока.
Организационный момент
«Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Постановка проблемы: - Почему Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые ученые?
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Для этого в листе «Рефлексия» заполните колонку «в начале урока».
Рефлексия
В начале урока______________________________________________________
В конце урока_______________________________________________________
Я могу назвать основные законы генетики______________________________
Я знаю что изучает наука генетика ____________________________________
Я могу решать задачи по генетике_____________________________________
Я могу ответить на вопрос: «Почему Мендель открыл основные законы генетики?»_________________________________________________________
Данный урок – игра рассчитан на 2 часа, проходит в виде классической детской игры «Морской бой». В игре принимают участие две команды по 7-8 человек.
Актуализация знаний учащихся:
Условия игры:
Для каждой команды и для ведущего. имеются схемы полей для «Морского боя». Числа на полях указывают степень сложности вопроса. Перед началом игры командами оговаривается число кораблей. Если команда произвела «выстрел», а на поле противника нет корабля, то ведущий задает «стрелявшей» команде вопрос той степени сложности, сумма которого указана в квадрате «выстрела».
За правильный ответ команда получает количество баллов равное стоимости вопроса. За неправильный ответ то же количество баллов, но только со знаком «минус». Попадание в противника гарантирует призовые очки и право на следующий выстрел.
Игра заканчивается, в том случае, если у одной из команд будут поражены все корабли. Победителем является команда, набравшая на момент окончания игры наибольшее количество очков.
Основная часть.
Баллы
Вопросы.
5
Сформулируйте первый закон Менделя.
В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
Сформулируйте второй закон Менделя.
Что такое мутации?
Что такое генетика?
Сформулируйте третий закон Менделя.
Что такое фенотип?
Что такое генотип?
10
В чем сущность закона чистоты гамет?
В чем сущность наследования, сцепленного с полом?
Что такое анализирующее скрещивание?
Сформулируйте закон Т. Моргана.
Назовите виды скрещивания, дать определения.
В чем суть неполного доминирования?
Какие гены называются аллельными?
Какие вам известны формы наследственной изменчивости?
4. В чем сходство модификационной и мутационной изменчивости?
5. Почему фенотипическая (модификационная) изменчивость не передается по наследству?
6. В чем отличие модификационной и мутационной изменчивости?
7. Почему нежелательны родственные браки?
8. Что такое норма реакции и чем определяется ее широта?
20
Почему разнообразие качественных признаков в меньшей степени зависит от условий среды, чем от генотипа?
Какие вам известны методы изучения наследственности человека? В чем их сущность?
Какие вам известны типы взаимодействия неаллельных генов?
В чем сущность закона гомологических рядов и каково его практическое значение?
Что позволяет изучить биохимический метод?
В чем сущность полимерии?
В результате какого процесса происходит нарушение сцепления генов?
Какие правила и закономерности проявляются при дигибридном скрещивании?
25
Для чего необходимо проводить анализирующее скрещивание?
Задача: У матери 1 группы крови, у отца 4. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Каково значение изменчивости для эволюционного процесса и для развития сельского хозяйства?
Почему разнообразие качественных признаков в меньшей степени зависит от условий среды, чем от генотипа?
Какие вам известны наследственные заболевания человека и каковы возможности их лечения?
Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Чем отличается доминантный признак от рецессивного ?
Какова связь между вторым и третьим законами Менделя?
30
Задача: Сколько типов гамет и какие образуют особь с генотипом Аа Вв Сс?
Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Задача: У мальчика 1 группа крови, у его сестры – 4. Что можно сказать о группах крови их родителей?
В какой хромосоме находится рецессивный ген дальтонизма?
Как называется оплодотворенная яйцеклетка по -другому?
Привести примеры качественного признака.
Какой метод изучает закономерности наследования признаков в парах одно- и разнояйцевых близнецов.
Задача: Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных особей?
35
В чем особенность гибридологического метода?
Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?
Что такое новообразование? Приведите примеры.
В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник?
Можно ли, улучшив условия кормления, превратить овец грубошерстных в тонкорунные?
Почему все люди не похожи друг на друга?
Докажите, что генетика и медицина тесно связаны между собой.
Каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?
40
Задача: Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?
Какой генотип имеет дигетерозигота?
Применимы ли законы наследственности к человеку?
Какие методы изучения наследственности человека используются в медицинской генетике?
В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы не «распылять» семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но природу обмануть невозможно, и в таких семьях наблюдается резкое повышение частоты наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано?
Задача: Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родились дочь с темными зубами и сын с белыми. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?
Благодаря какому методу генетического анализа были открыты основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Объектами для изучения стали дрозофила, горох, некоторые бактерии, то есть те организмы, которые легко скрещиваются в искусственных условиях.
Образец поля для игры «Морской бой» по теме «Основы генетики».
№
Г
Е1
Н
Е2
Т
И
К
А
1
5
25
10
40
15
35
20
30
2
40
15
20
5
30
10
25
35
3
10
30
25
20
5
35
15
40
4
35
5
15
10
25
40
30
20
5
15
40
30
25
10
5
20
35
6
25
35
5
30
40
15
10
20
7
30
10
40
35
20
25
5
15
8
25
30
10
15
35
20
40
5
Подведение итогов урока.
Реализация целей урока. Рефлексия.
Выставление оценок и их комментирование.
Литература
Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал. 10-11. М.: Вентана-Граф, 1997.
Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Биология / Хрипкова А. Г. и др. М.: Просвещение, 2002.
Киреева Н.М. Задачи по биологии с комментариями и решениями. Волгоград: Перемена, 1998. 110 с.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т. Б. Сборник задач по генетике с решениями: Метод. пособие. Саратов: Лицей, 1998. 112 с.
5. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии.
М.: Просвещение, 1985.
6. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А.Лемезы.
Мн.: ИП «Эксперспектива», 2000.
7. Сборник задач по общей биологии / Сост. В. А. Авилова, И.П.Лабунько
Волгоград: Перемена, 1993. 36 с.
8.Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н. Тесты по биологии для