kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики». Цель урока: Обобщить и закрепить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах; о методах изучения наследственности человека. Задачи: 1. Образовательные – сформировать у учащихся представление об основе генетики; 2. Развивающиеся – научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Менделем; 3. Воспитательные – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики. Тип урока: освоение и закрепление изученного материала Методы работы : беседа, работа со схемой. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, распечатанные условия задач по теме «Основы генетики»; фотографии, иллюстрирующие различные наследственные заболевания человека и виды мутаций. Ход урока. 1. Организационный момент «Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Постановка проблемы: - Почему Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые ученые? Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока. Для этого в листе «Рефлексия» заполните колонку «в начале урока». Рефлексия В начале урока______________________________________________________ В конце урока_______________________________________________________ Я могу назвать основные законы генетики______________________________ Я знаю что изучает наука генетика ____________________________________ Я могу решать задачи по генетике_____________________________________ Я могу ответить на вопрос: «Почему Мендель открыл основные законы генетики?»_________________________________________________________ Данный урок – игра рассчитан на 2 часа, проходит в виде классической детской игры «Морской бой». В игре принимают участие две команды по 7-8 человек. 2. Актуализация знаний учащихся: Условия игры: Для каждой команды и для ведущего. имеются схемы полей для «Морского боя». Числа на полях указывают степень сложности вопроса. Перед началом игры командами оговаривается число кораблей. Если команда произвела «выстрел», а на поле противника нет корабля, то ведущий задает «стрелявшей» команде вопрос той степени сложности, сумма которого указана в квадрате «выстрела». За правильный ответ команда получает количество баллов равное стоимости вопроса. За неправильный ответ то же количество баллов, но только со знаком «минус». Попадание в противника гарантирует призовые очки и право на следующий выстрел. Игра заканчивается, в том случае, если у одной из команд будут поражены все корабли. Победителем является команда, набравшая на момент окончания игры наибольшее количество очков. 4. Подведение итогов урока. Реализация целей урока. Рефлексия. Выставление оценок и их комментирование. 5. Литература 1. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал. 10-11. М.: Вентана-Граф, 1997. 2. Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Биология / Хрипкова А. Г. и др. М.: Просвещение, 2002. 3. Киреева Н.М. Задачи по биологии с комментариями и решениями. Волгоград: Перемена, 1998. 110 с. 4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т. Б. Сборник задач по генетике с решениями: Метод. пособие. Саратов: Лицей, 1998. 112 с. 5. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. М.: Просвещение, 1985. 6. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А.Лемезы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»»

Заявка на 5 дистанционные республиканские Саввинские педагогические чтения по теме «Современный урок»

ФИО (полностью)

Лебедева Нюргуяна Михайловна

Школа, улус

МБОО «Жохсогонская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кулаковского». МР «Таттинский улус»

Должность

Учитель биологии

Категория

Высшая

Тема урока, класс

«Основы генетики», 10 класс

Адрес

678660 Таттинский улус село Боробул улица Д.Петрова 1/1

Электронная почта

[email protected]





















Содержание предмета биологии позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на уроках биологии должно проходить под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».

Перед учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения? Организация различной учебной деятельности на уроке и развитие самостоятельности у учащихся – одно из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческой личности. Ученик развивается вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать задачи и принимать решения.


Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики».

Цель урока: Обобщить и закрепить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах; о методах изучения наследственности человека.

Задачи:

  1. Образовательные – сформировать у учащихся представление об основе генетики;

  2. Развивающиеся – научить школьников использовать знания об основных понятиях генетики для объяснения законов, открытых Менделем;

  3. Воспитательные – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.

Тип урока: освоение и закрепление изученного материала

Методы работы : беседа, работа со схемой.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, распечатанные условия задач по теме «Основы генетики»; фотографии, иллюстрирующие различные наследственные заболевания человека и виды мутаций.

Ход урока.

  1. Организационный момент

«Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Постановка проблемы: - Почему Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые ученые?

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Для этого в листе «Рефлексия» заполните колонку «в начале урока».


Рефлексия

В начале урока______________________________________________________

В конце урока_______________________________________________________

Я могу назвать основные законы генетики______________________________

Я знаю что изучает наука генетика ____________________________________

Я могу решать задачи по генетике_____________________________________

Я могу ответить на вопрос: «Почему Мендель открыл основные законы генетики?»_________________________________________________________


Данный урок – игра рассчитан на 2 часа, проходит в виде классической детской игры «Морской бой». В игре принимают участие две команды по 7-8 человек.

  1. Актуализация знаний учащихся:

Условия игры:

Для каждой команды и для ведущего. имеются схемы полей для «Морского боя». Числа на полях указывают степень сложности вопроса. Перед началом игры командами оговаривается число кораблей. Если команда произвела «выстрел», а на поле противника нет корабля, то ведущий задает «стрелявшей» команде вопрос той степени сложности, сумма которого указана в квадрате «выстрела».

За правильный ответ команда получает количество баллов равное стоимости вопроса. За неправильный ответ то же количество баллов, но только со знаком «минус». Попадание в противника гарантирует призовые очки и право на следующий выстрел.

Игра заканчивается, в том случае, если у одной из команд будут поражены все корабли. Победителем является команда, набравшая на момент окончания игры наибольшее количество очков.

  1. Основная часть.

Баллы

Вопросы.

5

  1. Сформулируйте первый закон Менделя.

  2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?

  3. Сформулируйте второй закон Менделя.

  4. Что такое мутации?

  5. Что такое генетика?

  6. Сформулируйте третий закон Менделя.

  7. Что такое фенотип?

  8. Что такое генотип?

10

  1. В чем сущность закона чистоты гамет?

  2. В чем сущность наследования, сцепленного с полом?

  3. Что такое анализирующее скрещивание?

  4. Сформулируйте закон Т. Моргана.

  5. Назовите виды скрещивания, дать определения.

  6. В чем суть неполного доминирования?

  7. Какие гены называются аллельными?

  8. Какие вам известны формы наследственной изменчивости?

15

1. Каковы причины генных мутаций? Приведите примеры.

2. Каковы причины хромосомных мутаций7

3. В чем сущность закона гомологических рядов?

4. В чем сходство модификационной и мутационной изменчивости?

5. Почему фенотипическая (модификационная) изменчивость не передается по наследству?

6. В чем отличие модификационной и мутационной изменчивости?

7. Почему нежелательны родственные браки?

8. Что такое норма реакции и чем определяется ее широта?

20

  1. Почему разнообразие качественных признаков в меньшей степени зависит от условий среды, чем от генотипа?

  2. Какие вам известны методы изучения наследственности человека? В чем их сущность?

  3. Какие вам известны типы взаимодействия неаллельных генов?

  4. В чем сущность закона гомологических рядов и каково его практическое значение?

  5. Что позволяет изучить биохимический метод?

  6. В чем сущность полимерии?

  7. В результате какого процесса происходит нарушение сцепления генов?

  8. Какие правила и закономерности проявляются при дигибридном скрещивании?

25

  1. Для чего необходимо проводить анализирующее скрещивание?

  2. Задача: У матери 1 группы крови, у отца 4. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

  3. Каково значение изменчивости для эволюционного процесса и для развития сельского хозяйства?

  4. Почему разнообразие качественных признаков в меньшей степени зависит от условий среды, чем от генотипа?

  5. Какие вам известны наследственные заболевания человека и каковы возможности их лечения?

  6. Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  7. Чем отличается доминантный признак от рецессивного ?

  8. Какова связь между вторым и третьим законами Менделя?

30

  1. Задача: Сколько типов гамет и какие образуют особь с генотипом Аа Вв Сс?

  2. Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

  3. Задача: У мальчика 1 группа крови, у его сестры – 4. Что можно сказать о группах крови их родителей?

  4. В какой хромосоме находится рецессивный ген дальтонизма?

  5. Как называется оплодотворенная яйцеклетка по -другому?

  6. Привести примеры качественного признака.

  7. Какой метод изучает закономерности наследования признаков в парах одно- и разнояйцевых близнецов.

  8. Задача: Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных особей?

35

  1. В чем особенность гибридологического метода?

  2. Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?

  3. Что такое новообразование? Приведите примеры.

  4. В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник?

  5. Можно ли, улучшив условия кормления, превратить овец грубошерстных в тонкорунные?

  6. Почему все люди не похожи друг на друга?

  7. Докажите, что генетика и медицина тесно связаны между собой.

  8. Каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?

40

  1. Задача: Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?

  2. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?

  3. Какой генотип имеет дигетерозигота?

  4. Применимы ли законы наследственности к человеку?

  5. Какие методы изучения наследственности человека используются в медицинской генетике?

  6. В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы не «распылять» семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но природу обмануть невозможно, и в таких семьях наблюдается резкое повышение частоты наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано?

  7. Задача: Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родились дочь с темными зубами и сын с белыми. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?

  8. Благодаря какому методу генетического анализа были открыты основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Объектами для изучения стали дрозофила, горох, некоторые бактерии, то есть те организмы, которые легко скрещиваются в искусственных условиях.







Образец поля для игры «Морской бой» по теме «Основы генетики».


Г

Е1

Н

Е2

Т

И

К

А

1

5

25

10

40

15

35

20

30

2


40

15

20

5

30

10

25

35

3


10

30

25

20

5

35

15

40

4


35

5

15

10

25

40

30

20

5


15

40

30

25

10

5

20

35

6


25

35

5

30

40

15

10

20

7


30

10

40

35

20

25

5

15

8


25

30

10

15

35

20

40

5


  1. Подведение итогов урока.

Реализация целей урока. Рефлексия.

Выставление оценок и их комментирование.


  1. Литература

  1. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал. 10-11. М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Биология / Хрипкова А. Г. и др. М.: Просвещение, 2002.

  3. Киреева Н.М. Задачи по биологии с комментариями и решениями. Волгоград: Перемена, 1998. 110 с.

  4. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т. Б. Сборник задач по генетике с решениями: Метод. пособие. Саратов: Лицей, 1998. 112 с.

5. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии.

М.: Просвещение, 1985.

6. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А.Лемезы.

Мн.: ИП «Эксперспектива», 2000.

7. Сборник задач по общей биологии / Сост. В. А. Авилова, И.П.Лабунько

Волгоград: Перемена, 1993. 36 с.

8.Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н. Тесты по биологии для

поступающих в вузы. М.: АйРИС Пресс, 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»

Автор: Лебедева Нюргуяна Михайловна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства