Обучающая- обобщить сведения учащихся о клетке, строении, обмене веществ, размножении организмов, передачи наследственной информации. Закрепить знания учащихся об основных понятиях цитологии, генетики.
Развивающая- развить у учащихся навыки логического мышления, самостоятельной творческой работы.
Воспитывающая – воспитать у учащихся интерес к предмету, ответственность за будущее поколение. Проводить направление «За здоровый образ жизни»
Метод проведения: урок-зачет.
Оборудование: таблицы по общей биологии, кроссворд, микроскоп,
Сегодня мы с вами обобщим полученные знания из разделов биологии -«Основы цитологии», «Основы генетики», «Генетика человека». Постараемся вспомнить основные понятия, законы генетики, передачи наследственной информации, как влияет на здоровье будущего организма внешние и внутренние факторы среды на индивидуальное развитие организма (онтогенез). В конце нашего урока поговорим о том, каким должно быть здоровье будущего поколения, и в течение всего урока руководствоваться девизом «За здоровый образ жизни».
Наш урок мы проведем в виде следующих друг за другом туров.
Результаты каждого тура мы будем заносить в «Оценочный бланк», который вывешен на доске. (образец прилагается).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучающая- обобщить сведения учащихся о клетке, строении, обмене веществ, размножении организмов, передачи наследственной информации. Закрепить знания учащихся об основных понятиях цитологии, генетики.
Развивающая- развить у учащихся навыки логического мышления, самостоятельной творческой работы.
Воспитывающая – воспитать у учащихся интерес к предмету, ответственность за будущее поколение. Проводить направление «За здоровый образ жизни»
Метод проведения: урок-зачет.
Оборудование: таблицы по общей биологии, кроссворд, микроскоп,
Сегодня мы с вами обобщим полученные знания из разделов биологии -«Основы цитологии», «Основы генетики», «Генетика человека». Постараемся вспомнить основные понятия, законы генетики, передачи наследственной информации, как влияет на здоровье будущего организма внешние и внутренние факторы среды на индивидуальное развитие организма (онтогенез). В конце нашего урока поговорим о том, каким должно быть здоровье будущего поколения, и в течение всего урока руководствоваться девизом «За здоровый образ жизни».
Наш урок мы проведем в виде следующих друг за другом туров.
Результаты каждого тура мы будем заносить в «Оценочный бланк», который вывешен на доске. (образец прилагается).
1 тур. Решение задач по генетике.
Каждому учащемуся было предложено решить три задачи по генетике.
Каждая решенная задача оценивается по 5 баллов. Результаты заносим в оценочный бланк.
2 тур. Разминка (устный опрос).
Работа с ведущими понятиями по цитологии, генетике. На доске вывешен перечень основных понятий: биология
Цитология
Митоз
Мейоз
Онтогенез
Зигота
Генетика
Гетерозигота
Гомозигота
Доминанта
Рецессивный
Г. Мендель
Хромосомы
Ответы на вопросы заносятся в большой кроссворд, составленный на отдельном переносном стенде. За каждый правильный ответ учащиеся получают по 5 баллов. За дополнение ответы тоже получают 5 баллов. Ассистент выставляет результаты в «Оценочный бланк».
3 тур. «Подбери пару».
На столах учащихся имеются карточки- задания.
К ним приложены два варианта ответов: правильный и неправильный (варианты ответов отпечатаны на листах бумаги разного цвета).
Цель перед учащимися: подобрать к заданию правильный вариант ответа. Оценивается в 10 баллов.
Учащиеся на выбор выполняют выбранный ими вариант задания.
Ассистент заносит результаты в «Оценочный бланк».
5 тур. «Творческая работа учащихся на тему «Здоровье будущего поколения зависит от нас».
Пропаганда здорового образа жизни.
Поговорим о том, что же влияет на развитие плода, будущего организма в ходе онтогенеза, какие могут быть последствия. Если на будущий организм действуют различные факторы.
По данным ВОЗ 30% зародышей погибает в первые дни оплодотворения, у 1% новорожденных обнаруживаются пороки сердца. Установлено, что причина патологий у учащихся часто связана с дефектами, возникшими еще до рождения.
Как определяется пол человека? Какой ответ дает наука? С чем связаны хромосомные аномалии?
С момента оплодотворения и до появления на свет в утробе материнского организма находится лишь биологический компонент будущего организма. Окружающая среда действует на него лишь через материнский организм. Если нарушаются нормальные контакты между зародышем и жидкостью, зародыш может погибнуть.
У неродившегося организма есть еще один важный компонент- плацента. Первый в жизни барьер, какой он?
Человек- дитя природы. Проходили века, организм человека привыкал к жизни среди природы и вдруг –НТП, серия открытий, создавших комфорт.
Страшные последствия от лекарств. Рассказывает Искалиева Альбина.
Слишком сильный ветер, слишком большой шум.-расскажет Савина Оксана.
Несколько лет назад ученые Германии описали новую патологию новорожденных –АСП –расскажет Савина Женя.
Специалисты считают, что существуют болезни плода, которые пока не диагностируются. Особо необходимо сказать о действии курения. – расскажет Ефанова Инна.
Мировой опыт показал, что созданные человеком пестициды, удобрения, ядерное и атомное оружие наносит урон всему живому. Мы можем наглядно представить последствия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, полигоне Капустин Яр. Арал- беда всего человечества.
Рассказывает Сушинская Елена. Наглядно демонстрирует фотомонтаж «Семипалатинский полигон в лицах и фактах».
СПИД-чума века.
Рассказывает Волкогон Катя.
За творческий подход к данному вопросу, научность, наглядность, доступность учащиеся получают по 10 баллов.
Ассистент заносит баллы в «Оценочный бланк».
Заключение: здоровье женщины- это здоровье нации. От него зависит здоровье будущих поколений. Нет большого горя для матери, чем рождение больного ребенка. Нет большого счастья , когда рождается здоровый и веселый малыш. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?
Свои представления о счастливой и полноценной жизни мы выразили в виде «Дерева Жизни». Листья дерева- годы жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону равноценными ветвями: «Я могу», «Я хочу», «Я должен».
Это ведь замечательно, что человек делает в жизни, что может, и, это не противоречит интересам других людей. Когда , то, что человек должен делать- он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «Здоровый образ жизни», питаемый корнями- составляющими здоровый образ жизни. В конце нашего урока мы изучим общественное мнение: каждому раздаются заготовки (контуры лица человека, на котором нарисованы только глаза). В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою счастливой, полной оптимизма, подумать о будущем, просим учащихся дорисовать контуры лица. (чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы).
Подведение итогов. Подсчет баллов. Выставление оценок за урок (оцениваются все учащиеся , присутствующие на уроке)
Домашнее задание.
Приложение
Оценочный бланк
Имя
1тур
задачи по генетике /15б/
2 тур
Разминка /5б/
Дополнение /5б/
3 тур
Подбери пару
4 тур
Тестирование
/ 5,10,15б/
5 тур
Творческая работа / 10б /
Итого
Оценка
1
Настя
2
Булат
3
Оксана
4
Женя
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тест (1- уровень) упрощенный
1 Цитология – а) наука о живом б) наука о клетке в) наука о веществах
2 Г. Мендель проводил опыты на: а) подсолнечнике б) горохе в) одуванчике
3 Мейоз - а) деление половых клеток б) вид бесполого размножения в) развитие организма
4 Оплодотворение: а) вид половых клеток б) слияние половых клеток в) гаметы
5 Хромосомную теорию наследования открыл: а) Г. Мендель б) Р.Гук в) Т.Морган
Тест (3- уровень) усложненный
1 Молекулы ДНК: а) хранят наследственную информацию б) передают информацию о строении белка в) доставляют к рибосомам аминокислоты.
2 Гены в организме лошади находятся в : а) ЭПС б) хромосомах в) хромопластах
3 как называется первый закон Г.Менделя а) закон расщепления признаков в соотношении 3 :1 б) закон единообразия гибридов первого поколения в) неполное доминирование
4 Сколько аутосом в генотипе человека : а) 22 б) 23 в) 44 г) 46
5 Какая часть особей с доминантным признаком получается при скрещивании гетерозигот: а) 1/2 б) 1/3 в) 1/4 г) ¾