kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы генетики

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок обобщенеи по тме основы генетики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы генетики»

















Открытый урок на тему: «Основы генетики»

10 класс МКОУ «НОВОАУЛЬСКАЯ СОШ им

Исмаилова А Р»

Разработано и проведено учителем по биологии Магамедовой Г. Д.

2019-2020 учебный год



Тип урока: Обобщающий урок

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Основы учения о наследственности и изменчивости « Закрепить прочность знаний генетических терминов и решений задач»

Задачи:

Образования: Обобщить знания учащихся об основных понятиях генетики, о типах наследования и их нарушениях, определить тип наследования и решать генетические задачи

Развивающие: Развивать умение учащихся работать с генетической символикой в группах и индивидуально.



Ход урока

Эпиграф к уроку: « Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебречь : Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах»

Вильгельм Швебель , немецкий ученый

и публицист.

Разминка

Предлагаю кроссворд – разминку. Необходимо назвать загадочное слово:

  1. Растения, над которым Мендель проводил свои генетические опыты (горох)

  2. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков (дигибридное)

  3. Фактор, вызывающий изменение генотипа (мутаген)

  4. Скрещивание, при котором происходит разбавление цвета ( неполное)

  5. Имя человека – основателя генетики (Г. Мендель)

  6. Свойство живых организмов существовать в различных формах (изменчивость)

  7. Пара генов,определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположение в идентичных участках гомологичных хромосом (аллель)





Детектор лжи

( Кто не ответил – теряет 1 хромосому)

  1. Что такое аллель?

  2. Сколько аллель в гамете?

  3. Фамилия ученого, описавшего синдром Дауна.

  4. Передается ли бесплодие по наследству?

  5. Как обозначаются родители при рождении?

  6. Каким значком обозначается скрещивание?

  7. Как обозначаются гибриды 1-го поколения?

  8. Как обозначаются гибриды 2-го поколения?

  9. Кем по профессии был Мендель?

  10. Какой процесс при мейозе нарушает сцепление генов?

  11. Что такое фенотип?

  12. Что такое генотип?

  13. Какое растение изучал Мендель?

  14. Сколько признаков гороха изучил Мендель?

  15. В какой хромосоме находится ген гемофилии?

  16. Какой пол у человека гетерогаметный?

  17. Что такое тельце Барра?

  18. Кто автор хромосомной теории наследственности?

  19. Сколько гаплоидных наборов в ядре клетки человека?

  20. Сколько хромосом в клетке у страдающего синдромом Дауна?

  21. Какие организмы называются гетерозиготными?

  22. При каком условии АА и Аа одинаковы по фенотипу?

  23. Что такое пенетрантность?

  24. Сколько типов гамет образуют гамозиготы?

  25. Что такое доминирование?



Задача№1

В деревне умер мельник . Похоронив отца . наследство поделили три брата : взял старший брат мельницу, второй прибрал осла , а кот достался младшему брату. По закону ли поделили братья , ведь многие соседи считают , что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании групп крови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы : мельник АО , его жена АВ , первый сын ОО , второй сын АА , третий сын ВО.



Задача№2

В медико - генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом как будут выглядеть уши ее будущих детей , если у нее прижатые уши , а у ее мужа оттопыренные (у отца мужа уши прижатые). Известно ,что ген ,контролирующий степень оттопыренности - доминантный , а степень прижатости - рецессивный .







задача№3

Поздним вечером в маленькую сельскую больницу почти одновременно привезли двух беременных женщин. Так как женщины были очень слабы и теряли сознание ,акушерка в суматохе не закрепила бирочки на руках родившихся детей. А уже позвонил один из нетерпеливых отцов :»Кто у меня ? Сын или дочь?»

«К сожалению ,пока не можем сказать,»- дала нелепейший ответ акушерка. Как же медработникам этого маленького роддома узнать , у кого какой ребенок, если у мальчика первая группа крови , а у девочки вторая ? У первой пары родителей первая и четвертая , а у второй- третья.



Задача№4

В маленьком государстве Лифляндия серебристые лисы считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист хочет обмануть таможню. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандистов, не нарушив законов Лифляндии, если серебристая окраска лис – это рецессивный признак, а рыжая – доминантный.















12 фактов о генетике

1. Люди-химеры существуют

Конечно, у них нет туловища льва, хвоста змеи или головы дракона, но их генетический код раздвоен, а точнее – в их теле присутствуют клетки двух генетически разных людей. Как такое возможно? Когда женщина беременеет двойней, а потом один зародыш сливается с другим – у нее рождается человек-химера. С виду он может быть абсолютно здоровым, и только развитие редких заболеваний или невероятные обстоятельства выдают эту аномалию. Так, в Америке женщина родила 3-х детей, при этом не являясь их матерью по тестам ДНК. Она оказалась «химерой».

Читайте также: 8 спорных вопросов о жизни на Земле, на которые пока нет ответов

2. Адерматоглифия — генетический парадокс

Впервые с этим инцидентом столкнулись в 2011 году. Одна из жительниц европейских стран не смогла выехать за границу из-за врожденного отсутствия у нее папиллярных линий на пальцах рук и ног. Этот маленький «казус» не позволил ей пройти процедуру снятия отпечатков пальцев, ограничив в передвижении. Зато ученым подкинули очередную головоломку.

3. 8% ДНК человека составляют вирусы

Одним из важнейших генетических открытий стал тот факт, что вирусы являются не только угрозой для здоровья, но и двигателем эволюции. Оказалось, именно им под силу переносить гены из одного организма на совершенно непохожий другой (например, от растения к животному). Поэтому в ДНК человека так много общих с вирусами белковых структур, которые повлияли на наше становление.

4. Пот азиатов и европеоидов отличается

Да, ученым было не лень исследовать механизм потоотделения людей из разных стран мира. Оказалось, у жителей Восточной Азии запах пота действительно не такой вонючий, как у европейцев. И причина тому — не разница питания, но гены. У первых потовые железы не выводят излишек белков. У вторых выводят, и именно эти белки дают своеобразный резкий запах.

Читайте также: 12 фактов о звездном небе, созвездиях и галактиках

5. Медуз удалось скрестить с поросятами

Данный эксперимент был проведен в начале нулевых. Ученым на Тайване удалось вырастить свиней, полученных в результате введения им в ДНК крови медузы. Звучит страшно, но выросли поросята, которые мало чем отличались от своих собратьев, кроме одного «но» — они светились в темноте зеленоватым флуоресцентным свечением. Во всяком случае, пятачки и хвостики – точно!

6. Существуют бабочки-гермафродиты

Если вам хотя бы раз доводилось любоваться бабочкой с разным рисунком на крылышках (не симметричными узорами) – знайте, вы стали свидетелем потрясающего природного явления, наблюдая за гермафродитом. Именно такие мотыльки сочетают в себе признаки обоих полов, что не является нормой.

7. ДНК гепардов уникально

Это единственное в мире животное, генетический код которого имеет свыше 95% совпадений. Что это значит? ДНК животных одной группы не должно совпадать больше чем на 70-80%. Иначе у них могут возникнуть трудности с размножением и генетическим разнообразием. Увы, порода этих диких кошек слишком близка друг к другу. Из-за этого они так чувствительны к разного рода инфекциям и быстро вымирают.

Читайте также: 14 генетических предрасположенностей, которые мы наследуем от родителей!

8. Горные народы живут благодаря мутации крови

Каким бы здоровым и натренированным ни был человек, на очень большой высоте он не сможет выжить без кислородной маски. И все-таки существуют горные народы, которые спокойно выдерживают любые высоты. Их секрет сокрыт в мутации генов крови, что проявляется в сильном увеличении гемоглобина, который помогает горцам получать необходимый кислород.

Читайте также на ПостНауке: Краткая история сотрудничества бактерий и людей

9. Невероятный эффект гетерозиса

Близкородственные связи ведут к появлению слабых наследников, которые не получают нужного генетического разнообразия вследствие кровосмешения. Вот почему так много королей в древние века не доживали до 35 лет, вырастая болезненными людьми с кучей проблем. Гетерозис – это обратный эффект! Когда два «гибрида» способны дать вполне стойкую форму жизни, которая превосходит первое поколение. Иными словами, у двух людей, родившихся путем кровосмешения, могут появиться дети очень даже здоровые и сильные.

10. Открытие «космических генов»

Насколько космические путешествия способны влиять на генотип человека? Этим вопросом задались ученые, пытаясь понять, вредит ли пребывание в невесомости нашему организму или нет? И не прогадали. Оказалось, всего один год, проведенный на МКС, удлиняет теломеры хромосом и меняет структуру молекул РНК. Как именно это отражается на здоровье пока неизвестно, но эксперименты продолжаются.

11. 3D-печать молекул ДНК

«А собственно, почему нет?» — задался вопросом генетик Дж. Вентер, наблюдая за тем, как доктора печатают органы, а конструкторы собирают дома из металлических деталей, выточенных принтером. И ученому удалось повторить тот же фокус – он напечатал настоящее ДНК живого организма. Единственное ограничение: его «генетический принтер» может воссоздавать структуру лишь примитивных форм – вирусов или бактерий, остальное нужно развивать.

12. Использование ДНК как флешки

Изначально эта структура отвечает за хранение информации. Ее возможности феноменальны! Все знания мировой Сети можно вместить в коробок спичек, если сохранять данные в виде ДНК. Главное, иметь при себе аппарат, способный такое считывать. Чтобы доказать, что ДНК гораздо техничнее флешки, ученые в 2016 положили на нее запись джазового фестиваля 1986 года, который можно будет прослушать с поразительной точностью даже через сотни лет. И это действительно впечатляет, доказывая, что на подобных открытиях и строится наше будущее.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы генетики

Автор: Магамедова Гулзар Данияловна

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»"
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchiiurokighranatiemuosnovyghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "281540"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453548007"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Контрольно-обобщающий урок по биологии по темам: «Цитология», «Основы генетики», «Генетика человека» "
    ["seo_title"] => string(111) "kontrol-no-obobshchaiushchii-urok-po-biologhii-po-tiemam-tsitologhiia-osnovy-ghienietiki-gienietika-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "158496"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421754972"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания по теме "Основы генетики и селекции", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447093411"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Презентация. Открытый урок по предмету: "Общая биология" на тему: "Основы генетики. Основные закономерности наследственности".. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-otkrytyi-urok-po-priedmietu-obshchaia-biologhiia-na-tiemu-osnovy-ghienietiki-osnovnyie-zakonomiernosti-nasliedstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "107984"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403524391"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "" Основы генетики" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(37) "osnovy-ghienietiki-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "103920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402649712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства