Цель урока: Сформировать у учащихся понятия об органе, системе органов; дать представление о различных системах органов животных, их строении, функциях; дать представление о симметрии и различных типах строения тела животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Органы и системы органов"»
Органы и системы органов
Цель урока: Сформировать у учащихся понятия об органе, системе органов; дать представление о различных системах органов животных, их строении, функциях; дать представление о симметрии и различных типах строения тела животных.
Оборудование: Таблица «Ткань — орган - система органов», таблицы с изображением различных систем органов животных.
Актуализация знаний
Заполните пропуски в тексте.
Все живые организмы состоят из клеток. Они могут быть ... (т. е. состоять из одной клетки), например...; или... (т. е. состоять из множества клеток), например .... Изучением строения, развития и жизнедеятельности клетки занимается наука ....
Снаружи клетка покрыта оболочкой, или ..., которая обладает свойством избирательной проницаемости. Основное клеточное пространство заполнено вязкой .... Центральное место в клетке занимает плотное округлое тельце - .... В нем находятся..., которые регулируют процессы, протекающие в клетке при размножении и обеспечивают передачу наследственных признаков.
Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется .... В теле животных выделяют четыре вида тканей:..., ...,..., ткань образует покровы тела, выстилает полости тела и поверхности внутренних органов. ... ткань выполняет опорную, поддерживающую, защитную, связывающую функции. ... ткань состоит из вытянутых клеток, способных воспринимать раздражение от нервной системы и реагировать на него сокращением. ... ткань состоит из нервных клеток — нейронов, способных воспринимать раздражение и проводить возбуждение.
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Как мы уже знаем, все живое имеет клеточное строение, клетки объединяются в ткани для выполнения конкретных функций. Ткани животных подразделяются на четыре группы.
Какие ткани животных вы знаете?
Различные ткани часто объединяются в более крупные функциональные единицы, именуемые органами. Орган - часть организма, имеющая определенную форму, строение, место в организме и выполняющая одну или несколько функций. Органы защищают тело от повреждений, обеспечивают движение, участвуют в пищеварении, разносят питательные вещества и кислород по организму. Обычно орган состоит из нескольких тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. Все органы связаны сетью кровеносных сосудов и нервов.
Орган является частью целостного организма, и вне организма работать не может. В то же время, организм способен обходиться без некоторых органов. Например, удаленные конечности не способны работать самостоятельно, организм же продолжает жить и функционировать.
Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа различных органов. Органы входят в состав еще более крупных функциональных единиц, которые называются системами органов.
У животных выделяют такие системы органов: опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную, половую.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Заполнить таблицу, пользуясь материалом
Системы
органов
Органы, входящие в систему
Функции
системы
Примечания
Опорно-двигательная
Пищеварительная
Дыхательная
Кровеносная
Выделительная
Нервная
Эндокринная
Половая
О Заполнить таблицу, пользуясь материалом §8, стр. 32-33.
Вид рефлекса
Определение
Пример
Врожденный (безусловный) рефлекс
Приобретенный (условный) рефлекс
Дайте определение понятиям: ферменты, вена, артерия, рефлекс, инстинкт, гаметы, гермафродит.
План строения тела животных.
У большинства животных имеются одинаковые парные органы на левой и правой сторонах тела: парные конечности, крылья, глаза, уши и т. д.
Приведите примеры таких животных.
Через тела этих животных можно провести только одну плоскость симметрии - условную плоскость, делящую тело животного на две зеркально одинаковых половины. Такая симметрия тела называется двусторонней, а животные двусторонне-симметричными. Двусторонней симметрией тела обладают: черви, членистоногие, хордовые.
Двусторонняя симметрия характерна в основном для активно передвигающихся животных. На переднем конце тела этих животных расположен рот, все основные органы чувств, а так же органы защиты, нападения, удержания добычи. Это связано с тем, что именно передний конец тела первым встречается с потенциальной добычей или противником.
У животных, ведущих малоподвижный образ жизни, нет необходимости в обособлении переднего конца тела и концентрации органов чувств и защиты в одном месте. Напротив, у них существует необходимость защищать свое тело со всех сторон. Через тело таких животных можно провести не одну, а несколько плоскостей симметрии. Эти плоскости расходятся от центра тела животного наподобие лучей. Такая симметрия называется лучевая. Чаще всего таких плоскостей можно провести 5, соответственно, такая симметрия носит название пятилучевой.
Приведите примеры животных, обладающих лучевой симметрией.
Лучевой симметрией обладают кишечнополостные и иглокожие.
Закрепление знаний
Выберите верные утверждения.
Орган — часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая определенные функции.
Орган может функционировать самостоятельно, вне организма.
Органы объединяют в системы органов.
У животных выделяют следующие системы органов: опорно-двига- тельную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную, половую.
Опорно-двигательная система состоит из скелета, мышц, кожи.
Выделительная система служит для выведения из организма непереваренных остатков пищи.
Кровь участвует в газообмене.
Кровеносная система бывает замкнутой, незамкнутой и частично замкнутой.