kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Органы и системы органов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятия об органе, системе орга­нов; дать представление о различных системах органов животных, их строе­нии, функциях; дать представление о симметрии и различных типах строения тела животных.

Просмотр содержимого документа
«"Органы и системы органов"»

Органы и системы органов

Цель урока: Сформировать у учащихся понятия об органе, системе орга­нов; дать представление о различных системах органов животных, их строе­нии, функциях; дать представление о симметрии и различных типах строения тела животных.

Оборудование: Таблица «Ткань — орган - система органов», таблицы с изо­бражением различных систем органов животных.

  1. Актуализация знаний

Заполните пропуски в тексте.

Все живые организмы состоят из клеток. Они могут быть ... (т. е. состоять из одной клетки), например...; или... (т. е. состоять из множества клеток), на­пример .... Изучением строения, развития и жизнедеятельности клетки зани­мается наука ....

Снаружи клетка покрыта оболочкой, или ..., которая обладает свойством избирательной проницаемости. Основное клеточное пространство заполнено вязкой .... Центральное место в клетке занимает плотное округлое тельце - .... В нем находятся..., которые регулируют процессы, протекающие в клетке при размножении и обеспечивают передачу наследственных признаков.

Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется .... В теле животных выделяют четыре вида тканей:..., ...,..., ткань образует покровы тела, выстилает полости тела и поверхности внутренних органов. ... ткань выполняет опорную, поддерживающую, за­щитную, связывающую функции. ... ткань состоит из вытянутых клеток, способных воспринимать раздражение от нервной системы и реагировать на него сокращением. ... ткань состоит из нервных клеток — нейронов, способ­ных воспринимать раздражение и проводить возбуждение.

  1. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

Как мы уже знаем, все живое имеет клеточное строение, клетки объединя­ются в ткани для выполнения конкретных функций. Ткани животных подраз­деляются на четыре группы.

  • Какие ткани животных вы знаете?

Различные ткани часто объединяются в более крупные функциональные единицы, именуемые органами. Орган - часть организма, имеющая опреде­ленную форму, строение, место в организме и выполняющая одну или не­сколько функций. Органы защищают тело от повреждений, обеспечивают движение, участвуют в пищеварении, разносят питательные вещества и ки­слород по организму. Обычно орган состоит из нескольких тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. Все органы связа­ны сетью кровеносных сосудов и нервов.

Орган является частью целостного организма, и вне организма работать не может. В то же время, организм способен обходиться без некоторых органов. Например, удаленные конечности не способны работать самостоятельно, ор­ганизм же продолжает жить и функционировать.

Жизнь организма обеспечивается взаимодействием большого числа раз­личных органов. Органы входят в состав еще более крупных функциональных единиц, которые называются системами органов.

У животных выделяют такие системы органов: опорно-двигательную, пи­щеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эн­докринную, половую.











  1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Заполнить таблицу, пользуясь материалом

Системы

органов

Органы, входящие в систему

Функции

системы

Примечания

Опорно-двигательная




Пищеварительная





Дыхательная




Кровеносная




Выделительная




Нервная




Эндокринная




Половая





О Заполнить таблицу, пользуясь материалом §8, стр. 32-33.

Вид рефлекса

Определение

Пример

Врожденный (безусловный) рефлекс



Приобретенный (условный) рефлекс



Дайте определение понятиям: ферменты, вена, артерия, рефлекс, ин­стинкт, гаметы, гермафродит.

  1. План строения тела животных.

У большинства животных имеются одинаковые парные органы на левой и правой сторонах тела: парные конечности, крылья, глаза, уши и т. д.

  • Приведите примеры таких животных.

Через тела этих животных можно провести только одну плоскость симмет­рии - условную плоскость, делящую тело животного на две зеркально одина­ковых половины. Такая симметрия тела называется двусторонней, а животные двусторонне-симметричными. Двусторонней симметрией тела об­ладают: черви, членистоногие, хордовые.

Двусторонняя симметрия характерна в основном для активно передви­гающихся животных. На переднем конце тела этих животных расположен рот, все основные органы чувств, а так же органы защиты, нападения, удержания добычи. Это связано с тем, что именно передний конец тела первым встреча­ется с потенциальной добычей или противником.

У животных, ведущих малоподвижный образ жизни, нет необходимости в обособлении переднего конца тела и концентрации органов чувств и защиты в одном месте. Напротив, у них существует необходимость защищать свое тело со всех сторон. Через тело таких животных можно провести не одну, а не­сколько плоскостей симметрии. Эти плоскости расходятся от центра тела жи­вотного наподобие лучей. Такая симметрия называется лучевая. Чаще всего таких плоскостей можно провести 5, соответственно, такая симметрия носит название пятилучевой.

  • Приведите примеры животных, обладающих лучевой симметрией.

Лучевой симметрией обладают кишечнополостные и иглокожие.

  1. Закрепление знаний

  1. Выберите верные утверждения.

  1. Орган — часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая определенные функции.

  2. Орган может функционировать самостоятельно, вне организма.

  3. Органы объединяют в системы органов.

  4. У животных выделяют следующие системы органов: опорно-двига- тельную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выдели­тельную, нервную, эндокринную, половую.

  5. Опорно-двигательная система состоит из скелета, мышц, кожи.

  6. Выделительная система служит для выведения из организма непе­реваренных остатков пищи.

  7. Кровь участвует в газообмене.

  8. Кровеносная система бывает замкнутой, незамкнутой и частично замкнутой.

  9. Половые железы самок - яичники, самцов - семенники.

  10. Пищеварительные железы вырабатывают биологически активные вещества - ферменты.

  11. От сердца к органам течет богатая кислородом артериальная кровь.

  12. Нервная система состоит из нервных клеток, хаотично расположен­ных по всему организму и не связанных между собой.

  1. Выберите один верный ответ.

  1. Ткань это...:

а) группа клеток, расположенных в одной части организма;

б) группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям;

в) часть организма, отличающаяся особым строением и функциями;

г) основное содержимое клетки, заполняющее весь ее объем.

  1. Изучением строения, развития, и деятельности клеток занимается ...:

а) микробиология; в) цитология;

б) гистология; г) микология.

  1. В клетках животных, в отличие от растительных клеток...:

а) клеточная оболочка эластична и не содержит целлюлозы;

б) клеточная стенка содержит целлюлозу;

в) клеточная стенка содержит хитин;

г) отсутствует клеточная стенка.

  1. Впервые увидел клетки в микроскоп ...:

а) Маттиас Шлейден; в) Рудольф Вирхов;

б) Антони ван Левенгук; г) Роберт Гук.

  1. Регулируют процессы, протекающие в клетке при размножении, и обеспечивают передачу наследственной информации ...:

а) лизосомы; б) хромосомы; в) рибосомы; г) митохондрии;

  1. Для животных не характерна...:

а) нервная ткань; в) эпителиальная ткань;

б) соединительная ткань; г) проводящая ткань;

  1. Образует покровы и выстилает полости тела:

а) эпителиальная ткань; в) мышечная ткань;

б) соединительная ткань; г) нервная ткань.

  1. Служит для выведения из организма воды и вредных продуктов обмена...:

а) пищеварительная система; в) выделительная система;

б) дыхательная система; г) нервная система.

  1. Не имеют отношения к дыхательной системе ...:

а) жабры; б) трахеи; в) легкие; г) почки.

  1. Эндокринная система состоит из ...:

а) рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника;

б) желез внутренней секреции;

в) половых желез;

г) сердца и кровеносных сосудов.

Ответы: 1 — б; 2 — в; 3 — а; 4 — г; 5 — б; 6 — г; 7 — а; 8 — в; 9 — г; 10 — б.

Домашнее задание

§8, вопросы в конце параграфа.

Самостоятельно составить тестовые вопросы по материалу

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

















Конспект урока по биологии

7 класс

Тема: «Органы и системы органов»











Составила: Купцова Н.Н.





















11.09.2013г

г. Павловский Посад


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Органы и системы органов"

Автор: Купцова Наталья Николаевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Проверочная работа по теме ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ 8 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "provierochnaiarabotapotiemieorganysistiemyorganov8klass"
    ["file_id"] => string(6) "280761"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453409860"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Контрольная работа  "Органы и системы органов животных"h "
    ["seo_title"] => string(60) "kontrol-naia-rabota-orghany-i-sistiemy-orghanov-zhivotnykh-h"
    ["file_id"] => string(6) "178228"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424794055"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока с презентацией "Органы и системы органов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-orghany-i-sistiemy-orghanov"
    ["file_id"] => string(6) "241525"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445264274"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Проект урока биологии по теме «Органы и системы органов животных» 6-й класс "
    ["seo_title"] => string(82) "proiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-orghany-i-sistiemy-orghanov-zhivotnykh-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "178917"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424892280"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "урок биологии 6 класс «Органы и отдельные системы органов животных» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-biologhii-6-klass-orghany-i-otdiel-nyie-sistiemy-orghanov-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "219664"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434312182"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства