Квест –урок по теме «Системы органов ( органы чувств)»
Квест –урок по теме «Системы органов ( органы чувств)»
Задания для квест –урока по теме « Органы чувств» Злодеева Н.Н. МБОУ "Лицей № 1" г.Шадринск учитель начальных классов
Раздел «Человек и природа» Тема « Системы органов ( органы чувств)» Характеристика деятельности : оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, свое отношение к людям с ограниченными возможностями. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Определять и называть органы чувств.
Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Контролировать собственную речь, её четкость, правильность
Предметные результаты: объяснять роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.
УУД: Регулятивные: контролировать свою речь, её четкость, правильность. Познавательные: осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ, обобщение, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре) Личностные:определяют интерес к познанию окружающего мира; установка на безопасный здоровый образ жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квест –урок по теме «Системы органов ( органы чувств)»»
7
Задания для квест –урока по теме « Органы чувств» учитель начальных классов
Злодеева Н.Н. МБОУ «Лицей № 1»
Раздел «Человек и природа» Тема « Системы органов ( органы чувств)» Характеристика деятельности : оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, свое отношение к людям с ограниченными возможностями. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Определять и называть органы чувств.
Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Контролировать собственную речь, её четкость, правильность
Предметные результаты: объяснять роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.
УУД: Регулятивные: контролировать свою речь, её четкость, правильность. Познавательные: осуществление поиска признаков , отличающих человека от других живых существ, обобщение, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре) Личностные:определяют интерес к познанию окружающего мира; установка на безопасный здоровый образ жизни
Страна « Пяти чувств».
Оборудование:разноцветные ленточки на игрушке, непрозрачный пакет или коробка,различные
предметы (рисунки).
Если где-то нет кого-то, Значит, кто-то где-то есть, Только где же этот кто-то И куда он смог залезть? (В. Берестов)
Игра "Да-нетка".
– Петрушка решил с нами поиграть в прятки, давайте его найдём.
Чтобы побыстрее найти, нужно не угадывать, где она (в шкафу, за батареей, в коробке…). Необходимо задавать вопросы, это позволит сузить круг поиска (Это место справа от окна? Это возле стены? и т. п.).
Учитель заранее прячет Петрушку в неожиданном месте класса.
Беседа о различных органах чувств.
Петрушка найден, учитель показывает, что он необычно выглядит. У Петрушки разными ленточками завязаны глаза, уши, нос, рот и руки.
– Петрушка, что с тобой? Ты заболел?( версии детей)
-О каких прятках идет речь? (В обычных прятках завязывают глаза, чтобы не подсматривать. А он придумал, чтобы ещё нельзя было и подслушивать, и поднюхивать, и попробовать, и потрогать! Вот какой он изобретательный!)
– Ты действительно придумала интересную игру, наши ребята с удовольствием с тобой поиграют . Мы отправляемся в страну « Пяти чувств»…
Обсуждение вопросов: какие существуют органы чувств? какую информацию с их помощью получают? Можно использовать Петрушку: учитель поочерёдно снимает ленточки, а дети хором называют: глаза – зрение – смотреть и т. д. (как вариант: каждый ряд отвечает на свой вопрос: первый ряд называет орган чувств, второй – чувство, третий – способ получения информации).
Город Зрение.
– Путешествие мы начнём с города Зрение. Как вы думаете, почему?
(версия: глаза выше всего находятся, значит, они самые главные!)
– Оригинальный ответ. Но, может быть, у ребят есть и другие версии?
– Есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Почему так говорят?
– А у меня такой вопрос: какая разница между словами "видеть" и "увидеть", "смотреть" и "рассмотреть?
– Давайте попробуем сейчас поиграть в такую игру, в которой нужно уметь не только видеть, но и рассмотреть. Внимание!
Игра: Учитель достаёт из пакета или коробки предмет и тут же прячет его обратно. Если дети не могут сразу назвать, что это такое, то учитель быстро показывает ещё раз. Игра проигрывается с различными предметами или рисунками несколько раз.
Физкультминутка.
Рекомендуется показать комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Решение задачи.
Учитель рассказывает легенду о горгоне Медузе, у которой вместо волос были змеи, а взгляд её убивал. Как же герою Персею уничтожить злую колдунью? Ведь на неё нужно смотреть, чтобы видеть, куда нанести удар, и нельзя смотреть, чтобы не превратиться в камень.
Желательно, чтобы дети придумали несколько вариантов решения, а не просто подводились к "контрольному ответу": смотреть в щит как в зеркало. Задание : нарисовать предмет, глядя в зеркало.
Творческое задание:
– В сказках часто встречается шапка-невидимка. Наденешь шапку– тебя никто не видит. А как можно нарисовать портрет Невидимки?
Подведение итогов.
Можно обсудить фантастическую ситуацию: "Как бы изменилась жизнь людей, если бы вдруг исчезло зрение? Какие предметы, профессии, занятия стали бы не нужны?" или "Предложите способы "усовершенствования" зрения (видеть сквозь стены, читать мысли и др.). Где их можно применить?"
Город Слух.
Оборудование: кубики разного размера, "кусочки" различных материалов,
воздушный шарик, стакан с водой, мыльные пузыри, копилка, монеты.
Беседа "Что такое слух?".
Примерные вопросы для обсуждения:
• Чем слышат кузнечики?
• Как учёные могли об этом узнать?
• Гипотезы, даже фантастические: почему люди слышат?
• Краткое объяснение учителя о строении органа слуха.
• Описать, как может выглядеть город Слух, кто там живёт, какие могут быть дома, существуют ли особые правила для туристов и почему.
Задание
Учитель называет слова, описывающие различные способы "происхождения" звука. , Дети "озвучивают" действия: стучать, свистеть, пищать, скрестись, шуршать, скрипеть, трещать, греметь, шелестеть, звенеть, хлопать, топать, цокать, гудеть, сопеть и т. д.
Упражнение "Узнай по звуку".
Задание: закрыть глаза и на слух разобраться в предложенной ситуации.
• "Узнай вес": учитель поочерёдно бросает на стол два кубика разного размера, нужно на слух определить, какой был тяжелее.
• "Узнай, из какого материала": учитель поочерёдно стучит карандашом по дереву, стеклу, железу, пластмассе или разрывает лист бумаги, ткань, целлофан; нужно на слух определить, из какого материала сделан предмет.
• "Узнай, что произошло": учитель выполняет различные действия, нужно их узнать. Например: надуть и сдуть воздушный шарик; налить в стакан воды, перелить в другой стакан, вылить воду; мяч покатать по столу, подбросить вверх, стукнуть о стенку; выдувать мыльные пузыри; бросать в копилку монетки и т. д.
Творческое задание:
– Если бы Невидимка оказался рядом с вами, как его можно было бы обнаружить при помощи слуха?
Игра "Радиоприемник".
Учитель предлагает детям представить, что у него в руках переключатель громкости радиоприемника. Громкость можно регулировать от нуля (тишина) до максимума. Учитель "включает" радио, класс хором произносит заданный звук (А, О, У…), изменяя громкость в зависимости от положения регулятора (движения рук учителя).
Упражнение "Что можно услышать?".
Учитель на доске демонстрирует сюжетную картину, детям необходимо представить, что можно услышать, если оказаться "внутри картины". Желательно называть не только звуки, которые "видны", но и "невидимые", которые могут присутствовать в данной ситуации. Например, в картине "На море" можно услышать гудок парохода, крики чаек, разговоры рыбаков и т. д., хотя они могут быть не изображены.
Город Осязание.
Оборудование: непрозрачный пакет,схемы – приёмы разрешения противоречий.
Физкультминутка.
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, Пять держальцев, Чтоб строгать и чтоб пилить, Стобы брать и чтоб дарить, Чтоб легко было считать: Один, два, три, четыре, пять!
– При помощи пальцев можно на ощупь узнавать различные предметы.
Задание: Учитель называет школьные принадлежности, которые нужно с закрытыми глазами доставать из портфеля.
Упражнение "Узнай на ощупь".
Все предметы складываются в непрозрачный пакет, и дети по очереди их достают. Возможны два варианта упражнения: нужно ощупать предмет и назвать его или нужно достать определённый заданный предмет.
Обсуждение темы "Свойства предметов".
Предлагается назвать различные свойства предметов, которые можно узнать на ощупь. Например: колючие, гладкие, шершавые, скользкие, мокрые, мягкие, плотные, острые, тяжёлые, липкие, холодные, тёплые, пушистые и т. д. Но неправильно: цветные, солёные, звонкие и т. п., так как эти свойства обнаруживаются другими органами чувств.
– Когда мы выполняли упражнение, то предмет трогали, но не видели. А может ли быть наоборот: мы это видим, но потрогать не можем?
– …(Радуга, горизонт, облако, мираж, туман и т. д.)
Город Обоняние. Город Вкус.
Шепчет Ротик: – Эй, послушай, что ты, Носик, приуныл? Ко всему ты равнодушен, Будто свет тебе не мил? Грустный Носик отвечал: – Разве ты не замечал, Глазок – двое, Ушек – двое, Две руки и две ноги, Только мы живём с тобой В одиночку, чудаки! – Что ты, Носик, чем мы хуже, - говорил тебе не раз. - Если мы с тобою дружим - Значит, тоже двое нас! (С. Капутикян)
Стихотворение читается ещё раз, дети могут его частично инсценировать.
– А почему мы сегодня на одном занятии сразу побываем в двух городах: Вкус и Обоняние?
– …
Учитель:
– А ещё эти города очень близко расположены. Жителями могут быть…продукты. Как вы думаете, почему?
– А почему, когда насморк, еда кажется невкусной?
Задание.
Назвать любимые (нелюбимые) запахи, задание может выполняться в форме игры с мячом.
Фантазирование.
– А для чего человеку обоняние? Какую информацию с его помощью можно получить?
– Существуют предметы, которые мы выбираем по запаху. Что это?
(Духи, дезодоранты, мыло, шампуни, зубная паста и т. д.)
– А если бы и другие предметы можно было различать по запаху, для чего это могло бы пригодиться?
Примеры объектов: книга, часы, кепка, подушка, портфель, пуговицы, молоток, телефон и т. д.
Работа в группах.
Перед началом работы учитель предлагает назвать продукты на букву В (можно в форме игры на выбывание). Далее на доске открываются "примеры", в которых буква В обозначает "вкусное", неВ – "невкусное".
Например:
В+В=В В+В=неВ В + неВ=В В + неВ=неВ
неВ+неВ=В неВ+неВ=неВ В+В+В+В+В=неВ
Одна ситуация разбирается коллективно, остальные выполняются в группах.
Например: В+В=В. Что это такое: вкусное плюс вкусное будет вкусное? (Печенье с вареньем, каша с булочкой, огурец с помидором, вишня с абрикосами и др.)
При подведении итогов учитель поочерёдно читает "примеры", а группы предлагают свои варианты объяснения.
Обсуждение темы "На вкус и цвет…".
Вопросы для обсуждения:
• Может ли одна и та же еда быть одному вкусной, а другому – нет?
• Приведите примеры, когда один и тот же продукт в одних странах едят, а в других – нет.
• Как себя нужно вести, если тебе предложили необычную еду?
• Можно ли критиковать вкус другого? Почему?
Творческое задание. Как обнаружить Невидимку с помощью органов осязания и вкуса?
Игра на внимание.
Учитель называет различные части тела (ухо, нос, колени, живот и т. д.), дети должны соответственно дотронуться до названного органа. Желательно использовать "ловушки": называть одну часть, а показывать на другую, дети должны реагировать на слова. Игра проводится в быстром темпе на выбывание.
Задание. Называются различные ситуации. Необходимо представить себя "внутри" сюжета и описать, что можно увидеть, какие звуки услышать, какие запахи почувствовать, что можно попробовать на вкус, какие могут быть ощущения, если дотронуться.
Желательно, чтобы задание выполнялось по группам: каждая группа получает свою ситуацию для анализа.
Примеры ситуаций:
• "Белка в тереме живёт да орешки всё грызёт".
• "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик".
• "Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит".
• "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу: – Ох, доска кончается, сейчас я упаду!"
• "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет".
• "Жил человек рассеянный на улице Бассейной".
Решение задач.
Количество и сюжеты задач, способ решения – по выбору учителя.
Примеры задач (в скобках – один из возможных вариантов ответа):
• Если стоит пломба, важно вовремя заметить, когда она выпала, чтобы поставить новую. Но не всегда удаётся это сразу почувствовать. Придумайте способ, как обнаружить выпавшую пломбу. (Под неё сразу закладывают вещество с очень сильным сладким или солёным вкусом, когда пломба выпадает, она "сама" сообщает об этом.)
• При съёмке детского фильма возникла необходимость, чтобы бабочка села прямо на нос артисту. Как этого добиться? (Капнуть на нос веществом, "притягивающим" бабочек по запаху.)
• Разведка задержала шпиона. Было точно известно, что секретные записи находятся или в блокноте или на кассете. Но просмотр всех записей и прослушивание кассеты не дали результатов. Где находится информация? (Записи были сделаны карандашом на плёнке.)
• Маленькие дети всё берут в рот. Если деревянные кубики не красить, то с ними будет скучно играть, а в промышленных красках много вредных веществ. Как окрашивать кубики? (Использовать сок растений: свёклы, черники, граната, ольхи и т. д.)
• Малыши любят играть с разными баночками и коробочками. Какой должна быть бутылочка с лекарством, чтобы ребёнок не захотел с ней играть? (Колючей.)
• В сказке "Два клёна" Баба-яга хотела убежать и надела шапку-невидимку. Предложите различные варианты, как её можно обнаружить.
• Когда Урфин Джюс захватил власть, ему нужно было, чтобы все поверили, что он настоящий волшебник. Колдуны обычно едят лягушек, змей, мышек, пиявок и т. д., но он человек и такую еду есть не может. Что он придумал? (Приказал сделать пиявок из нежного шоколадного теста и, когда ел, делал вид, что они извиваются.)
• После захвата первой деревни дуболомы Урфина Джюса отказались идти дальше: "Люди нас дразнят, что мы голые. Нам нужна одежда! Что делать, ведь шить из ткани одежду для деревянных солдат непрактично и долго? (Урфин Джюс раскрасил дуболомов.)
• Лиса съела Колобка, потому что он был румяный и душистый. Как Колобку перестать быть "привлекательным"? (Обваляться в иголках, в грязи, добавить много перца и т. д.)
• Придумайте будильник, чтобы сигнал можно было воспринимать не только на слух, но и при помощи других органов чувств.
Подведение итогов.
– Существует немало животных, у которых зрение, слух, обоняние развиты гораздо лучше, чем у человека. Но, несмотря на "несовершенные" органы чувств, именно человек – царь природы. Почему?
– …
– Иногда говорят про "шестое чувство". Как вы себе его представляете? Что бы вы сами хотели ещё уметь чувствовать?