Учитель Сидягина Л.А. МОУ СОШ № 2 имени А.С. Пушкина р.п. Пильна.
Предмет | Биология | Класс | 6 |
Тема урока | Органы и системы органов животных |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока: формирование представлений о системах органов как взаимосвязанных структурах, обеспечивающих жизнедеятельность организма животных. Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знание определения понятий «орган» И «система органов». Умение различать на рисунках и таблицах системы органов, пользуясь цветовыми обозначениями. Элементарные знания о функциях каждой системы органов в орга- низме животного | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУ,Д: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУ,Д: умение работать в составе творческих групп | Представление о значении каждой системы органов для жизнедеятельности животных. Понимание важности согласованности работы всех систем органов для организма животного
|
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития, умения работать в группе. |
Основное содержание учебного материала | Органы животных Системы органов животных, какие органы их образуют и какие функции они выпоняют: - опорно-двигательная система; - пищеварительная система; - дыхательная система; - выделительная система. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная установка и компьютер. |
Оборудование | Интерактивное пособие, рисунки учебника, влажные препараты вскрытых позвоночных животных. |
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Проверка знаний Цель: проверка знаний, полученных на прошлом уроке. |
Деятельность учителя 1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. 2. Предлагает учащимся изображения плодов и предлагает назвать растения, на которых они образуются и определить их тип. 3. Как плоды способствуют распространению семян? 4. Какую функцию выполняет семя? 5. Из каких частей состоит семя фасоли? 6. Какой вид имеют семядоли фасоли? Сколько их? 7. В какой части семени нужно искать зародышевый корешок? 8. Какие растения называются двудольными? 9. Чем отличается строение семени однодольных растений от семени двудольных? | Деятельность учащихся Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностная Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке. Познавательная Рассматривают изображение плодов, вспоминают на каких растениях они образуются, определяют их тип, как распространяются семена, используя личностный опыт. Вспоминают строение семян, из каких частей они состоят.
Коммуникативная Вступают в диалог Регулятивная Оценка. |
2. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, |
Деятельность учителя 1. Предлагает вспомнить - Какие органы имеют цветковые растения? Ответы сопровождает демонстрацией названных органов на таблицах, гербариях, живых растениях. 2. Когда все органы растения будут названы, дает задание дать определение органа. В случае затруднения предлагает одному из учеников найти определение в учебнике и прочитать его всем ученикам класса. Организмы животных, как и растения, состоят из органов. 3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. | Деятельность учащихся Личностная Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке, смыслообразование Познавательная Вспоминают какие органы есть у растений, особенности их строения. Коммуникативная Вступают в диалог, отвечают на вопросы. Регулятивная Целеполагание Определяют ключевые слова урока: Орган, система органов. |
3 . Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Деятельность учителя 1. Предлагает ученикам назвать известные им органы животного организма. 2. Задает вопросы: - Перечислите функции, выполняемые этими органами? 3. Выслушав ответы, задает вопрос: может ли отдельно взятый орган полностью выполнить какую-либо функцию в организме животного? 4. Обобщив ответы учеников, отмечает, что обычно в процессах жизнедеятельности участвует не один орган, а несколько органов, связанных между собой. Они образуют системы органов. 5. Демонстрация интерактивного пособия об органах и системах органов животных. (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная) | Деятельность учащихся Личностная Смыслообразование Познавательная Рассматривают рисунки, вспоминают органы животных, высказывают мнение об их функциях Коммуникативная Вступают в диалог, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение, учатся слушать. Регулятивная Целеполагание, оценка |
Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя 1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Какие органы входят в системы органов и какие функции они выполняют?». 2. Предлагает учащимся поделиться на 4 группы (по числу систем органов, изучаемых на этом уроке.) и выбрать старшего в каждой группе и дает задание: пользуясь учебником, изучить каждую из названных систем.
| Деятельность учащихся Личностная Смыслообразование
познавательная Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, фиксируют их в тетради. Коммуникативная Высказывают предположения. Регулятивная управление своей деятельностью |
Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал |
Деятельность учителя 1. Учащимся предлагается заполнение таблицы «Системы органов животного» 2. Предлагает воспользоваться текстом учебника из параграфа 13. 3. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся | Деятельность учащихся Личностная смыслообразование
Познавательная Работают с информацией, умение извлекать нужную информацию, умение структурировать знания, анализируют, обобщают, классифицируют, устанавливают аналогии. Коммуникативная Умение интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничать со сверстниками. Регулятивная Планирование, управление своей деятельностью
Каждая группа заполняет таблицу по своей системе органов.
1 группа Система | Органы, её образующие | Выполняемые функции | Опорно-двигательная | | |
2 группа Система | Органы, её образующие | Выполняемые функции | Пищеварительная | | |
3 группа Система | Органы, её образующие | Выполняемые функции | Дыхательная | | |
4 группа Система | Органы, её образующие | Выполняемые функции | Выделительная | | |
|
Открытие нового знания. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя 1. Заслушивает представителей групп с результатами работы. 2. После выступления каждой группы демонстрирует фрагменты из интерактивного пособия об опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и выделительной системах. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к первоначальной беседе. 4. Структурирует материал в виде таблицы.
Система | Органы, её образующие | Выполняемые функции | Опорно-двигательная | Кости скелета и мускулатура | Опора тела, движение, защита внутренних органов | Пищеварительная | Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы | Измельчение, переваривание пищи. Всасывание питательных веществ, удаление непереваренных остатков пищи | Дыхательная | Жабры, воздухоносные пути и лёгкие. | Поступление кислорода и удаление углекислого газа | Выделительная | Почки, мочеточники, мочевой пузырь | Выведение из организма жидких продуктов жизнедеятельности |
Физкультминутка Ветер Осторожно ветер За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево) Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью. (махи руками) С. Есенин | Деятельность учащихся Личностная самоопределение Познавательная составление итоговой таблицы (кластера). Коммуникативная Осознание ответственности за общее дело, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации Выступление ораторов, обмен мнениями, обсуждение таблиц, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. Регулятивная контроль, коррекция, оценка
|
4. Обобщение и закрепление знаний Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания: 1. Вставьте пропущенные слова в предложения. 1. Орган – это часть тела, которая имеет определённое строение и выполняет определённую _____________. 2. Связанные между собой органы называются ____________. 3. У животных различают системы органов________________ ____________________________________________________. 4. Опорно – двигательная система состоит из_____________ и ________________________. 5. Система, выполняющая функции _____________________ _____________________________ называется пищеварительной. 6. Она образована ________________________________________. 7. ________________ система обеспечивает газообмен. 8. Выделительная система образована ______________________ Ответы:1. функцию 2. системой органов 3. опорно – двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, кровеносную, нервную, половую 4. костей скелета и мускулатуры 5. измельчение, переваривание, всасывание, удаление, 6. рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы 7. Дыхательная 8. почками, мочеточниками, мочевым пузырём 2. Выполните задания, предложенные в интерактивном учебном пособии. 3. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает учащихся, хорошо работавших на уроке. | Деятельность учащихся Личностная Повышение самооценки, Выполняют задание и затем обсуждают. Познавательная Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, умение передавать главную мысль. Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на основной вопрос урока «Какие органы входят в системы органов и какие функции они выполняют?», исходя из новых знаний. Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. Предлагают и обосновывают свои предположения. Регулятивная Планирование, способность к мобилизации сил и энергии |
5. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока. - Ответили мы вопросы, поставленные в начале урока? - Что интересного и важного мы узнали на уроке? 2. Оценивает работу учащихся. 3. Дает домашнее задание. | Личностная Самоопределение, морально-этическая ориентация. Познавательная Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Коммуникативная Социальная компетентность и учет позиции других людей, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Регулятивная Прогнозирование, оценка. |
6. Домашнее задание |
1. Учебник: параграф 13. 2. Ответить на вопросы рубрик: «Подумайте!» и «Проверь свои знания». 3. Прочитать «Это интересно».
|
1. Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Линия «Вектор» / Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова. – 2-е изд. –
М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
2. Методические рекомендации к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / А.В. Марина. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
1. Интерактивное пособие к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор».
2. school-collection.edu.ru
3. http://ppt4web.ru/