kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика класса пресмыкающиеся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Общая характеристика класса пресмыкающиеся

ТДЦ: познавательная: в ходе сравнительного анализа выявить особенности строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными,

Развивающая: развивать  коммуникативные  умения,  логическое мышление через использование мыслительных операций, устной речи

Воспитательная: воспитание самостоятельности, доброжелательности, чувства товарищества у учащихся в ходе коллективной деятельности, понимания необходимости охраны животных

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации

Уровневые цели:

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа, индивидуальная

Оборудование: таблица «Тип хордовые. Ящерица», дидактический материал, статьи из энциклопедий, медиаоборудование, презентация к уроку, карта полушарий, атласы 7 класс, влажные препараты «ящерица живородящая», «гадюка обыкновенная»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии 7 класс»

Тема: Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика, значение в природе.

Цели: образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, значение в природе, хозяйственной деятельности человека;

развивающие: развивать умение работать с дополнительной литературой, сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы;

воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, навыков работы в коллективе, понимания необходимости охраны животных.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Межпредметные связи: география, медицина, экология.

Оборудование: таблица «Тип хордовые. Ящерица», дидактический материал, статьи из энциклопедий, медиаоборудование, презентация к уроку, карта полушарий, атласы 7 класс.

Ход урока.

1.Оганизационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь!

2.Актуализация знаний

- сейчас в Интернете существует много форумов, приглашающих всех желающих обсудить различные проблемы, вопросы. На днях я натолкнулась на один из таких форумов, где обсуждался вопрос содержания экзотических животных – игуан, черепах, крокодилов, питонов, различных видов змей в наших домах. Мне хотелось бы сегодня с вами обсудить данный вопрос. Как вы к этому относитесь?

- Решили завести дома питона. Как вы думаете, что нам нужно знать, уметь, делать?

(ответ: знать их особенности, что едят, опасно ли заводить дома змей, как ухаживать)

Вместе с учителем формулируют тему урока, цели.

Презентация. Слайд 1.

3.Изучение нового материала

- В настоящее время на Земле насчитывается около 6000 видов рептилий, то есть почти втрое больше, чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся, часто их ещё называют рептилиями (рептилис- ползающая) делят на 4 отряда: чешуйчатые - ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы; черепахи; крокодилы; клювоголовые – гаттерия.

-В каких районах Земли можно встретить этих животных?

На доске карта полушарий, на столах атласы 7 класс. Показывают условными знаками на карте полушарий местообитания различных представителей пресмыкающихся (хамелеоны – Африка, змеи – тропики Азии, Африки, Южной Америки, Австралии; крокодилы – река Нил, Индия, река Амазонка; ящерицы – на всех материках; черепахи – жители южных широт, пустынь)

- Посмотрите на экран. Какое многообразие рептилий в мире!

Презентация. Слайд 2..

- Как вы думаете, какие виды пресмыкающихся встречаются в нашей Тюменской области?

(ответ: ящерица (прыткая и живородящая), змеи)

Презентация. Слайд 3,4,5..

-Как вы уже сказали в начале урока нужно знать особенности внешнего и внутреннего строения животного, чтобы правильно его содержать. Изучением данного вопроса вы сейчас и займётесь.

-Работа проводиться в группах, на столах задание с указанием животного, рисунки, открытки, дополнительная литература. Заполняете только третью колонку в таблице. На выполнение задания отводиться 10 минут. От каждой группы выступают по одному ученику.

1 группа – особенности ящерицы: отмечают, что только живородящая ящерица, благодаря живорождению может распространиться далеко в северных широтах;

2 группа – особенности змей;

3 группа – особенности крокодилов; отмечают особенности, которые не позволяют распространяться в нашей местности.

4 группа – особенности черепах: отмечают особенности, которые не позволяют распространяться в нашей местности.

-Физминутка. Работали письменно в тетради, поэтому выполняем упражнение для рук «змея».

И.п. – руки в стороны, подушечки пальцев соединить вместе, изображая змею. Круги предплечьями и кистями кверху. Сделали пару раз. Закончили.

-Какие общие черты строения можно выделить у ящериц, змей, крокодилов, черепах?

Ответ записываем в тетрадь.

Презентация. Слайд 6,7..

4.Закрепление знаний

-Какие правила мы должны соблюдать в местах, где существует «змеиная опасность»7

(ответ: носить высокую обувь, ночью пользоваться фонарём, в полевых условиях, прежде чем лечь спать, тщательно осмотреть постель, помнить, что мыши и крысы привлекают змей).

-Если вашего друга все-таки укусила ядовитая змея, какую первую помощь вы можете ему оказать?

(ответ: необходимо уложить пострадавшего в тень. Отсасывать яд из ранки, но при условии, чтобы во рту не было кариозных зубов. Во время отсасывания массировать область укуса, наложить жгут. Обеспечить пострадавшему полный покой, дать обильное питье, доставить в медицинское учреждение)

Работа по вариантам. Два ученика выполняют задания у доски, затем сверяем ответы. Учащиеся проверяют работы друг у друга. Критерии оценки на доске6 «5» - все ответы верны; «4» - если 1 ошибка; «3» - если 2 ошибки.

5. Итоги урока.

-В начале урока вам была предложена тема для обсуждения «содержание пресмыкающихся (змей, черепах, крокодилов) в домашних условиях». Как бы вы сейчас ответили на предложение завести дома питона, крокодила, гадюку?

-Не забывайте о том, какое большое значение играют эти животные в природе и в жизни человека. И недаром в Индии змеи относятся к разряду священных животных, в Южной Америке обыкновенный удав заменяет кошек, в Европе считается, что ужи являются вестником счастья.

6.Домашнее задание

Предложены разные варианты домашних заданий. Учащиеся выбирают сами.

7.Рефлексия

-Попробуйте одним словом рассказать то, что вы узнали сегодня на уроке о рептилиях.

Ответы учащихся.

-Урок закончен. Презентация. Слайд 8.























Приложение.






Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Ящерица

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах?




Значение в природе и для человека





























Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Змеи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах?




Значение в природе и для человека

















Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Крокодилы

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности не позволяют распространиться в северных широтах?




Значение в природе и для человека























Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.


Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Черепахи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения не позволяют распространяться в северных широтах?




Значение в природе и для человека

























Закрепление знаний. Вариант 1.

Выпишите цифры, вслед за которыми приведены данные, характерные для пресмыкающихся.

1.Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от температуры окружающей среды.

2.тело голое слизистое.

3.Тело покрыто роговыми чешуями

4.Тело покрыто костными чешуями

5.При размножении откладывают яйца с небольшим запасом питательных веществ (икру)

6.При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ.

7.Размножение в воде

8.Размножение на суше

9.Органом осязания является язык.



Вариант 2. Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетрадь.

1.Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

2.Рептилии дышат через кожу.

3.Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

4.Рептилии размножаются только в воде.

5.Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.

6.При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.

7.Размножаются путём откладывания яиц.

8.Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые

9.Оплодотворение наружное.


Домашнее задание. Биологические задачи.

1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем, они могут вертеть головой?

Домашнее задание. Биологические задачи.

2.В жаркий летний день пресмыкающиеся пустынь, например ящерицы, взбираются на гребни барханов или залезают в кусты. Зачем они это делают?

Домашнее задание. Биологические задачи.

3.Большинство змей – обитатели суши, однако известно около 50 видов морских змей. Какие приспособления помогают им обитать в водной стихии?

Домашнее задание. Биологические задачи.

4.Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком достаточно крупную добычу?

Домашнее задание. Биологические задачи.

5.Объясните, почему гадюки, обитающие вблизи полярного круга, преимущественно чёрного цвета, а на юге – светлоокрашенные?

Домашнее задание. Биологические задачи.

6.Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста останется у вас в руках, а ящерица убежит. Какая особенность в строении скелета позволяет ящерице отбросить хвост? Каково биологическое значение этого явления?

Домашнее задание. Биологические задачи.

7. Ящерица такырская круглоголовка – обитатель пустынь и полупустынь, и приспособлена к условиям существования в жарком климате. Однако, если привязать её к колышку и оставить так всего лишь на один день, она погибает. В чём причина её гибели?

Домашнее задание. Биологические задачи.

8. К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала не неё никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на неё. Как объяснить это явление?

Домашнее задание. Биологические задачи.

9.Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоёмов. Почему?




Домашнее задание. Биологические задачи.

10.Большинство рептилий умеренных широт – дневные животные, а многие земноводные активны в сумеречное и ночное время. Почему суточная активность пресмыкающихся отличается от суточной активности земноводных?

Домашнее задание. Биологические задачи.

1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем, они могут вертеть головой?

Домашнее задание.

Подготовьте презентацию, используя Интернет ресурсы, о любом виде рептилий.

Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о любом виде крокодилов.

Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о любом виде черепах..

Домашнее задание.

Составьте кроссворд по теме «Класс Пресмыкающихся».

Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о любом виде змей.

Домашнее задание

Разгадайте ребусы о рептилиях

Просмотр содержимого документа
«Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных»

Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Ящерица (змея, хамелеон)

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная


В большинстве являются сухопутными животными ( кроме крокодилов, некоторых черепах)

Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей


Голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей

Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой


Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землёй и оно волочится по земле

( у змей нет конечностей)

Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью


Кожа покрыта роговыми пластинками (чешуями), которые хорошо задерживают влагу в организме; кожных желёз нет, поэтому кожа сухая.

Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие


Лёгкие, кожного дыхания нет

Органы чувств

Органы зрения – глаза с веками; органы обоняния – ноздри; органы слуха – барабанные перепонки, среднее ухо, внутреннее ухо.


Органом осязания является язык; орган обоняния – ноздри; глаза защищены веками, а в основании головы находятся барабанные перепонки

Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка


Раздельнополые; внутреннее оплодотворение. Самки откладывают яйца, заключенные в кожистую или известковую оболочку. Развитие без метаморфоза.

Вывод: Рептилии первый класс настоящих наземных позвоночных животных. Важнейшие особенности внешнего и внутреннего строения помогли им порвать связь с водой и расселиться по земле.















Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Ящерица

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах?




Вывод:


























Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Змеи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах?




Вывод:

























Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Крокодилы

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности не позволяют распространиться в северных широтах?




Вывод:


























Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.


Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Черепахи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка



Какие особенности строения не позволяют распространяться в северных широтах?




Вывод:




Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

Шинкарь Лидия Ивановна, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

В современном мире изменился социальный заказ школе. Не только знающий, но и мыслящий человек, имеющий свою точку зрения и умеющий ее отстоять, ярко проявляющий свою индивидуальность, а не являющийся частью “серой массы” способен адаптироваться и стать успешным человеком в современном мире. Следовательно, обучая, необходимо создавать условия для максимального развития ребенка, в том числе, и развития познавательной активности.

Наиболее успешно данная цель решается мной через технологию проблемного обучения. Частично-поисковый и поисково-исследовательский методы – основные методы, применяемые мной в процессе преподавания биологии. При этом, учитель выступает не в роли ретранслятора знаний, а в роли управленца получения знаний, запускающего и поддерживающего процесс саморазвития ребенка. Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий у учащихся, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями. В связи с этим выработала свою систему преподавания с учетом научных идей ведущих учёных и в частности Шамовой Т.И. Образовательный процесс подразделяю на три этапа, как в учебном занятии, так и на уровне темы, раздела.

1. Вводно-мотивационный. На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип “доминанты”).

2. Операционно-познавательный. На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях. Чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельных и коллективных форм познания.

3. Рефлексивно-оценочный. На этом этапе провожу обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие этому.

УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся (на примере прыткой ящерицы).

Цель: создать условия для

  • изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;

  • развития любознательности, умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы;

  • воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

Средства обучения: мультимедийная презентация (Приложение 1), электронное пособие “Изучение скелета пресмыкающихся” (Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ. Республиканский мультимедиа центр, 2004), таблица “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный.

1. Введение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)

  • долгожителями (черепахи)

  • ужасно кровожадными (крокодил)

  • быстрыми и юркими (ящерицы)

  • ужасно переменчивыми (хамелеон)

  • стали символом медицины.

- Кто эти таинственные животные, почему их так называют? (Пресмыкающиеся)

  1. Создание проблемной ситуации. (слайд “Первые пресмыкающиеся”)

Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.

- Кто же смог выжить в таких условиях? Почему? (Формулируется основополагающий вопрос темы)

Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

3. “Мозговой штурм”

- Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? (предполагают, пишут на доске)

1. покровы (защищают от иссушения)

2. органы передвижения (двигаться по суше)

3. органы дыхания (только лёгкие)

4. размножение (вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками)

5. органы выделения (экономия воды)

6. органы чувств (осязание не кожей)

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим только особенности внешнего строения и передвижения, а в связи с этим строение скелета пресмыкающихся. Все же остальные системы органов - темы следующих уроков. (запись темы урока в тетради)

4. Пресмыкающиеся нашей местности

- Назовите самые распространённые пресмыкающиеся нашей местности.

2. Операционно – познавательный.

1. Особенности внешнего строения. (Самостоятельная работа в группах)

1 группа.

(на столе модель и рисунки ящерицы, лягушки)

- Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:

Тело ящерицы разделено на …

Между головой и туловищем появилась ….

На голове расположены ...

Глаза имеют …

Конечности расположены ...

Пальцы заканчиваются …

-Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой.

Дополнение учителя: Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

2 группа.

(на столе выползки змей, рисунки кожных покровов пресмыкающихся)

- Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки. Определите её на ощупь.

- Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

- Какое значение имеет таков покров в их жизни?

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто … кожей.

В верхнем слое кожи образуется роговые чешуи.

По форме они …

На спине, голове, брюхе чешуи ….

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….

- В чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?

Дополнение учителя: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).

- Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

3 группа

(слайд “Линька”, фрагмент выползка сетчатого питона, рисунки линьки змеи, ящерицы)

- Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 189).

- Изучите выползок питона.

- Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования.

Дополнение учителя: крокодилы и черепахи не линяют

4.группа

(слайд “ Роль языка”)

Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

5. группа

(просмотр видео ролика “Отбрасывание хвоста”)

Объясните увиденное.

- Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

2.Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.

-Какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполняют схемы)

Физкультминутка

  1. Изучение скелета пресмыкающихся (с помощью электронных учебников “Лабораторный практикум БИОЛОГИ 6-11 класс)

  • Особенности скелета, используя слайды 4,5,6,7.

  • Какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

4. Первичное закрепление

- В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?

3. Рефлексивно-оценочный

1. Решение биологических задач.

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?

2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

2. Вывод:

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что….

Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что

3.Домашнее задание

Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграф 40.

4. Оценка знаний.

5. Рефлексия.

-Оцените урок в пятибалльной системе, поставив отметку на доске.


Просмотр содержимого документа
«Приложение пресмыкающиеся»

Приложение.


Приложение № 1.

Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Ящерица

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий, обеспечивающие обитание на суше

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка







Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Змеи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий, обеспечивающие обитание на суше

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка





Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Крокодилы

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий, обеспечивающие обитание на суше

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка






Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.


Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Черепахи

Класс Пресмыкающиеся


Общие признаки

рептилий, обеспечивающие обитание на суше

Среда обитания

Водная и наземная




Отделы тела

Голова, туловище, 2 пары конечностей



Конечности

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой



Покровы тела

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью





Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие





Размножение

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка





Приложение 2


Закрепление знаний. Вариант 1.

Выпишите цифры, вслед за которыми приведены данные, характерные для пресмыкающихся.

1.Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от температуры окружающей среды.

2.Тело голое слизистое.

3.Тело покрыто роговыми чешуями

4.Тело покрыто костными чешуями

5.При размножении откладывают яйца с небольшим запасом питательных веществ (икру).

6. Рептилии дышат через кожу.

7. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.


Закрепление знаний. Вариант 2.

Выпишите цифры, вслед за которыми приведены данные, характерные для пресмыкающихся.

1.Пресмыкающиеся являются гермафродитами.

2.Размножение в воде.

3.Размножение на суше.

4. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

5.Органом осязания является язык.

6. Оплодотворение наружное.

7.Обитает в водной и наземно-воздушной средах обитания.


Приложение № 3


Биологические задачи.

1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем, они могут вертеть головой?

2.В жаркий летний день пресмыкающиеся пустынь, например ящерицы, взбираются на гребни барханов или залезают в кусты. Зачем они это делают?

3.Объясните, почему гадюки, обитающие вблизи полярного круга, преимущественно чёрного цвета, а на юге – светлоокрашенные?


Приложение № 4


Рефлексия



Я узнал что…

Мне пригодятся эти знания в…

Меня удивило то, что

Пресмыкающиеся








Приложение № 5


Домашнее задание.

Докажите, что крокодил является представителем класса Пресмыкающиеся

Домашнее задание.

Решите биологическую задачу.

Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком крупную добычу?

Домашнее задание.

Обоснуйте утверждение, что змеи относятся к классу Пресмыкающиеся

Домашнее задание.

Составьте кроссворд по теме «Класс Пресмыкающихся».


Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока: Общая характеристика класса пресмыкающиеся

ТДЦ: познавательная: в ходе сравнительного анализа выявить особенности строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными,

Развивающая: развивать коммуникативные умения, логическое мышление через использование мыслительных операций, устной речи

Воспитательная: воспитание самостоятельности, доброжелательности, чувства товарищества у учащихся в ходе коллективной деятельности, понимания необходимости охраны животных

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации

Уровневые цели:

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа, индивидуальная

Оборудование: таблица «Тип хордовые. Ящерица», дидактический материал, статьи из энциклопедий, медиаоборудование, презентация к уроку, карта полушарий, атласы 7 класс, влажные препараты «ящерица живородящая», «гадюка обыкновенная»


Ключевые понятия: сухая кожа, размножение на суше, откладывание яиц, живорождение.

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.


Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

3. Подготовка к основному этапу занятия.


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Изучив класс Земноводные вы узнали что они могут жить в водной и наземной средах обитания. В процессе эволюции появилась другая группа животных, для которых вода перестала быть основной средой обитания. Посмотрите на слайд №2, 5, 6, 7 какие животные здесь представлены? В каких средах они обитают?

Как называется данная группа? Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?

Учащиеся просмотрев слайд № 2 отвечают на вопросы и формулируют тему урока «Общая характеристика класса пресмыкающиеся»

и цель урока – выявить особенности строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными ( слайд 4)


4. Усвоение новых знаний и способов действий


Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения



Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Слайд № 3 сравнивают внешний вид лягушки и ящерицы

В ходе фронтальной беседы формулируют проблему: Какие особенности строения позволяют пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

В ходе фронтальной беседы направляет на обсуждение проблемы

Высказывают свои предположения по проблеме

Выдвижение гипотезы

Учитель обобщает ответы детей и способствует формулированию гипотезы:

Если бы пресмыкающиеся не имели приспособлений, то смогли бы они жить в наземно – воздушной среде обитания

Высказывают гипотезу

Если бы пресмыкающиеся не имели приспособлений, то смогли бы они жить в данной среде обитания

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Метод теоретический

Работа в группах по инструктивным карточкам ( приложение № 1)

Работа в группах, получение продукта от группы

учитель выступает в роли консультанта.

Задание 1 группы: заполняют в общей таблице колонку о ящерицах

Задание 2 группы: заполняют в общей таблице колонку о змеях

Задание 3 группы: заполняют в общей таблице колонку о крокодилах

Задание 4 группы: работая в общей таблице заполняют колонку о черепахах


Учащиеся работая с дополнительным материалом и текстами учебника заполняют вторую колонку общей таблицы

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Координирует, стимулирует отчёт каждой группы (слайд 8,9)

Обобщая выступления представителей каждой группы, выявляют общие признаки для рептилий, дополняют таблицу в тетрадях и заполняют общую на доске (слайд 8,9)

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение о подтверждении или опровержении гипотезы

В ходе проделанной работы выявляют общие признаки для всех пресмыкающихся, высказывают мнение о том какие особенности строения помогают им существовать в данной среде обитания

5. Первичная проверка понимания.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Предлагает задания на выбор правильных утверждений

Выполняют задания по вариантам (приложение № 2)

Сравнивают с эталоном ответа слайд 10

6. Закрепление знаний и способов действий.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Предлагает решить биологические задачи

Решают биологические задачи (приложение № 3)

Оценивают ответы своих одноклассников, дополняют.



Взаимооценка,


9. Подведение итогов занятий


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Подведём итоги работы. Изучая земноводных вы отметили черты строения, которые помогают им жить и на суше и в воде, у пресмыкающихся появляются новые черты строения, позволяющие им жить вдали от водоёмов. Таким образом мы можем говорить о том, что каждая среда обитания требует определённых приспособлений, чтобы организм чувствовал себя комфортно.

Делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно пресмыкающиеся в отличие от земноводных имеют приспособления для жизни вдали от водоёмов

10. Рефлексия.


Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Предлагает продолжить фразы (слайд 11)

Я узнал что……

Мне пригодятся эти знания…..

Меня удивило то, что…..

Высказывают своё мнение (приложение № 4)

11. Информация о домашнем задании.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Предлагает учащимся выбрать вариант Д.з. из предложенных или придумать самостоятельно вопросы или задания по изученной теме

Осуществляют выбор Д.з., (приложение № 5) выполняют письменно





Просмотр содержимого презентации
«Тема»

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССА ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССА ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

В МИРЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ:

В МИРЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ:

Цель:  выявить особенности строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными

Цель: выявить особенности строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Ящерица прыткая Ящерица живородящая Уж обыкновенный Гадюка обыкновенная

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Ящерица прыткая

Ящерица живородящая

Уж обыкновенный

Гадюка обыкновенная

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

  • Уж обыкновенный
  • Гадюка обыкновенная
Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.  Признаки для сравнения Лягушка Класс Земноводные Среда обитания Общие признаки рептилий Водная и наземная Отделы тела  В большинстве являются сухопутными животными Голова, туловище, 2 пары конечностей Конечности Голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей Передние – плечо, предплечье, кисть; Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой Покровы тела Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землёй и оно волочится по земле ( у змей нет конечностей) Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью Кожа покрыта роговыми пластинками (чешуями), которые хорошо задерживают влагу в организме; кожных желёз нет.

Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.

Признаки для сравнения

Лягушка

Класс Земноводные

Среда обитания

Общие признаки

рептилий

Водная и наземная

Отделы тела

В большинстве являются сухопутными животными

Голова, туловище, 2 пары конечностей

Конечности

Голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей

Передние – плечо, предплечье, кисть;

Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой

Покровы тела

Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землёй и оно волочится по земле

( у змей нет конечностей)

Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью

Кожа покрыта роговыми пластинками (чешуями), которые хорошо задерживают влагу в организме; кожных желёз нет.

Дыхание Кожное дыхание ( в воде); Ноздри, лёгкие Органы чувств Лёгкие, кожного дыхания нет Органы зрения – глаза с веками; органы обоняния – ноздри; органы слуха – барабанные перепонки, среднее ухо, внутреннее ухо. Размножение Органом осязания является язык; орган обоняния – ноздри; глаза защищены веками, а в основании головы находятся барабанные перепонки Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка Раздельнополые; внутреннее оплодотворение. Самки откладывают яйца, заключенные в кожистую или известковую оболочку. Развитие без метаморфоза. Вывод: пресмыкающиеся являются первыми по – настоящему наземными животными. Дышат лёгкими, размножение на суше, кожа сухая, обеспечивает сохранение влаги в организме.

Дыхание

Кожное дыхание ( в воде);

Ноздри, лёгкие

Органы чувств

Лёгкие, кожного дыхания нет

Органы зрения – глаза с веками; органы обоняния – ноздри; органы слуха – барабанные перепонки, среднее ухо, внутреннее ухо.

Размножение

Органом осязания является язык; орган обоняния – ноздри; глаза защищены веками, а в основании головы находятся барабанные перепонки

Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка

Раздельнополые; внутреннее оплодотворение. Самки откладывают яйца, заключенные в кожистую или известковую оболочку. Развитие без метаморфоза.

Вывод: пресмыкающиеся являются первыми по – настоящему наземными животными. Дышат лёгкими, размножение на суше, кожа сухая, обеспечивает сохранение влаги в организме.

Ключ ответов

Ключ ответов

  • Вариант 1
  • 1, 3, 7
  • Вариант 2
  • 3, 4, 5
Рефлексия

Рефлексия

  • Я узнал что….
  • Мне пригодятся эти знания в…
  • Меня удивило то, что …
Продолжая работать так же, вы добьётесь многого!

Продолжая

работать так же,

вы добьётесь многого!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Общая характеристика класса пресмыкающиеся

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 433988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312238"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(64) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits-1"
    ["file_id"] => string(6) "312239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Общая характеристика класса. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(56) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322113"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Общая характеристика класса пресмыкающихся"
    ["seo_title"] => string(55) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "313296"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459447760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства