Тема: Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика, значение в природе.
Цели: образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, значение в природе, хозяйственной деятельности человека;
развивающие: развивать умение работать с дополнительной литературой, сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы;
воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, навыков работы в коллективе, понимания необходимости охраны животных.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Межпредметные связи: география, медицина, экология.
Оборудование: таблица «Тип хордовые. Ящерица», дидактический материал, статьи из энциклопедий, медиаоборудование, презентация к уроку, карта полушарий, атласы 7 класс.
Ход урока.
1.Оганизационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь!
2.Актуализация знаний
- сейчас в Интернете существует много форумов, приглашающих всех желающих обсудить различные проблемы, вопросы. На днях я натолкнулась на один из таких форумов, где обсуждался вопрос содержания экзотических животных – игуан, черепах, крокодилов, питонов, различных видов змей в наших домах. Мне хотелось бы сегодня с вами обсудить данный вопрос. Как вы к этому относитесь?
- Решили завести дома питона. Как вы думаете, что нам нужно знать, уметь, делать?
(ответ: знать их особенности, что едят, опасно ли заводить дома змей, как ухаживать)
Вместе с учителем формулируют тему урока, цели.
Презентация. Слайд 1.
3.Изучение нового материала
- В настоящее время на Земле насчитывается около 6000 видов рептилий, то есть почти втрое больше, чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся, часто их ещё называют рептилиями (рептилис- ползающая) делят на 4 отряда: чешуйчатые - ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы; черепахи; крокодилы; клювоголовые – гаттерия.
-В каких районах Земли можно встретить этих животных?
На доске карта полушарий, на столах атласы 7 класс. Показывают условными знаками на карте полушарий местообитания различных представителей пресмыкающихся (хамелеоны – Африка, змеи – тропики Азии, Африки, Южной Америки, Австралии; крокодилы – река Нил, Индия, река Амазонка; ящерицы – на всех материках; черепахи – жители южных широт, пустынь)
- Посмотрите на экран. Какое многообразие рептилий в мире!
Презентация. Слайд 2..
- Как вы думаете, какие виды пресмыкающихся встречаются в нашей Тюменской области?
(ответ: ящерица (прыткая и живородящая), змеи)
Презентация. Слайд 3,4,5..
-Как вы уже сказали в начале урока нужно знать особенности внешнего и внутреннего строения животного, чтобы правильно его содержать. Изучением данного вопроса вы сейчас и займётесь.
-Работа проводиться в группах, на столах задание с указанием животного, рисунки, открытки, дополнительная литература. Заполняете только третью колонку в таблице. На выполнение задания отводиться 10 минут. От каждой группы выступают по одному ученику.
1 группа – особенности ящерицы: отмечают, что только живородящая ящерица, благодаря живорождению может распространиться далеко в северных широтах;
2 группа – особенности змей;
3 группа – особенности крокодилов; отмечают особенности, которые не позволяют распространяться в нашей местности.
4 группа – особенности черепах: отмечают особенности, которые не позволяют распространяться в нашей местности.
-Физминутка. Работали письменно в тетради, поэтому выполняем упражнение для рук «змея».
И.п. – руки в стороны, подушечки пальцев соединить вместе, изображая змею. Круги предплечьями и кистями кверху. Сделали пару раз. Закончили.
-Какие общие черты строения можно выделить у ящериц, змей, крокодилов, черепах?
Ответ записываем в тетрадь.
Презентация. Слайд 6,7..
4.Закрепление знаний
-Какие правила мы должны соблюдать в местах, где существует «змеиная опасность»7
(ответ: носить высокую обувь, ночью пользоваться фонарём, в полевых условиях, прежде чем лечь спать, тщательно осмотреть постель, помнить, что мыши и крысы привлекают змей).
-Если вашего друга все-таки укусила ядовитая змея, какую первую помощь вы можете ему оказать?
(ответ: необходимо уложить пострадавшего в тень. Отсасывать яд из ранки, но при условии, чтобы во рту не было кариозных зубов. Во время отсасывания массировать область укуса, наложить жгут. Обеспечить пострадавшему полный покой, дать обильное питье, доставить в медицинское учреждение)
Работа по вариантам. Два ученика выполняют задания у доски, затем сверяем ответы. Учащиеся проверяют работы друг у друга. Критерии оценки на доске6 «5» - все ответы верны; «4» - если 1 ошибка; «3» - если 2 ошибки.
5. Итоги урока.
-В начале урока вам была предложена тема для обсуждения «содержание пресмыкающихся (змей, черепах, крокодилов) в домашних условиях». Как бы вы сейчас ответили на предложение завести дома питона, крокодила, гадюку?
-Не забывайте о том, какое большое значение играют эти животные в природе и в жизни человека. И недаром в Индии змеи относятся к разряду священных животных, в Южной Америке обыкновенный удав заменяет кошек, в Европе считается, что ужи являются вестником счастья.
6.Домашнее задание
Предложены разные варианты домашних заданий. Учащиеся выбирают сами.
7.Рефлексия
-Попробуйте одним словом рассказать то, что вы узнали сегодня на уроке о рептилиях.
Ответы учащихся.
-Урок закончен. Презентация. Слайд 8.
Приложение.
Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.
Признаки для сравнения | Лягушка Класс Земноводные | Ящерица Класс Пресмыкающиеся | Общие признаки рептилий |
Среда обитания | Водная и наземная | | |
Отделы тела | Голова, туловище, 2 пары конечностей | | |
Конечности | Передние – плечо, предплечье, кисть; Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой | | |
Покровы тела | Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью | | |
Дыхание | Кожное дыхание ( в воде); Ноздри, лёгкие | | |
Размножение | Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка | | |
Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах? | | | |
Значение в природе и для человека | | | |
Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.
Признаки для сравнения | Лягушка Класс Земноводные | Змеи Класс Пресмыкающиеся | Общие признаки рептилий |
Среда обитания | Водная и наземная | | |
Отделы тела | Голова, туловище, 2 пары конечностей | | |
Конечности | Передние – плечо, предплечье, кисть; Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой | | |
Покровы тела | Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью | | |
Дыхание | Кожное дыхание ( в воде); Ноздри, лёгкие | | |
Размножение | Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка | | |
Какие особенности строения позволяют распространяться в северных широтах? | | | |
Значение в природе и для человека | | | |
Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.
Признаки для сравнения | Лягушка Класс Земноводные | Крокодилы Класс Пресмыкающиеся | Общие признаки рептилий |
Среда обитания | Водная и наземная | | |
Отделы тела | Голова, туловище, 2 пары конечностей | | |
Конечности | Передние – плечо, предплечье, кисть; Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой | | |
Покровы тела | Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью | | |
Дыхание | Кожное дыхание ( в воде); Ноздри, лёгкие | | |
Размножение | Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка | | |
Какие особенности не позволяют распространиться в северных широтах? | | | |
Значение в природе и для человека | | | |
Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных.
Признаки для сравнения | Лягушка Класс Земноводные | Черепахи Класс Пресмыкающиеся | Общие признаки рептилий |
Среда обитания | Водная и наземная | | |
Отделы тела | Голова, туловище, 2 пары конечностей | | |
Конечности | Передние – плечо, предплечье, кисть; Задние – бедро, голень, стопа с плавательной перепонкой | | |
Покровы тела | Кожа гладкая, влажная, покрытая слизью | | |
Дыхание | Кожное дыхание ( в воде); Ноздри, лёгкие | | |
Размножение | Раздельнополые, оплодотворение наружное в воде; редко живорождение; развитие с метаморфозом ( превращением)- икра -головастик – взрослая лягушка | | |
Какие особенности строения не позволяют распространяться в северных широтах? | | | |
Значение в природе и для человека | | | |
Закрепление знаний. Вариант 1.
Выпишите цифры, вслед за которыми приведены данные, характерные для пресмыкающихся.
1.Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от температуры окружающей среды.
2.тело голое слизистое.
3.Тело покрыто роговыми чешуями
4.Тело покрыто костными чешуями
5.При размножении откладывают яйца с небольшим запасом питательных веществ (икру)
6.При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ.
7.Размножение в воде
8.Размножение на суше
9.Органом осязания является язык.
Вариант 2. Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетрадь.
1.Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.
2.Рептилии дышат через кожу.
3.Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.
4.Рептилии размножаются только в воде.
5.Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.
6.При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.
7.Размножаются путём откладывания яиц.
8.Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые
9.Оплодотворение наружное.
Домашнее задание. Биологические задачи.
1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем, они могут вертеть головой?
Домашнее задание. Биологические задачи.
2.В жаркий летний день пресмыкающиеся пустынь, например ящерицы, взбираются на гребни барханов или залезают в кусты. Зачем они это делают?
Домашнее задание. Биологические задачи.
3.Большинство змей – обитатели суши, однако известно около 50 видов морских змей. Какие приспособления помогают им обитать в водной стихии?
Домашнее задание. Биологические задачи.
4.Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком достаточно крупную добычу?
Домашнее задание. Биологические задачи.
5.Объясните, почему гадюки, обитающие вблизи полярного круга, преимущественно чёрного цвета, а на юге – светлоокрашенные?
Домашнее задание. Биологические задачи.
6.Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста останется у вас в руках, а ящерица убежит. Какая особенность в строении скелета позволяет ящерице отбросить хвост? Каково биологическое значение этого явления?
Домашнее задание. Биологические задачи.
7. Ящерица такырская круглоголовка – обитатель пустынь и полупустынь, и приспособлена к условиям существования в жарком климате. Однако, если привязать её к колышку и оставить так всего лишь на один день, она погибает. В чём причина её гибели?
Домашнее задание. Биологические задачи.
8. К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала не неё никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на неё. Как объяснить это явление?
Домашнее задание. Биологические задачи.
9.Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоёмов. Почему?
Домашнее задание. Биологические задачи.
10.Большинство рептилий умеренных широт – дневные животные, а многие земноводные активны в сумеречное и ночное время. Почему суточная активность пресмыкающихся отличается от суточной активности земноводных?
Домашнее задание. Биологические задачи.
1.Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем, они могут вертеть головой?
Домашнее задание.
Подготовьте презентацию, используя Интернет ресурсы, о любом виде рептилий.
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о любом виде крокодилов.
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о любом виде черепах..
Домашнее задание.
Составьте кроссворд по теме «Класс Пресмыкающихся».
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о любом виде змей.
Домашнее задание
Разгадайте ребусы о рептилиях