~~Тема урока: Общая характеристика рыб.
Цель урока: формирование знаний о характерных признаках рыб, их строении и классификации.
Задачи:
Образовательные - формирование знаний учащихся об особенностях строения рыб. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к представителям водной среды.
Развивающие - развивать общебиологические понятия об образе жизни рыб, умение работать с книгой; развивать творческое мышление и способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика рыб »
Тема урока: Общая характеристика рыб.
Цель урока: формирование знаний о характерных признаках рыб, их строении и классификации.
Задачи:
Образовательные - формирование знаний учащихся об особенностях строения рыб. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к представителям водной среды.
Развивающие - развивать общебиологические понятия об образе жизни рыб, умение работать с книгой; развивать творческое мышление и способности учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь для л/р
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь для л/р
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (фронт. опрос)
1.Почему тип называется Хордовые? Перечислите основные признаки хордовых.
2.Какую роль играет хорда?
3.На какие подтипы делятся хордовые?
4.Расскажите о распространении и значении хордовых животных.
Что вы знаете о ланцетниках?
На какие группы делят позвоночных в зависимости от наличия челюстей?
3.Изучение нового материала
Общая характеристика рыб.
Рыбы - это самые древние позвоночные животные. Они приспособлены к обитанию в водной среде. С помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. В настоящее время в водных бассейнах обитает более 20 тыс. видов рыб (рис. 135). Это больше, чем видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых. Раздел зоологии, изучающий рыб, называется ихтиологией (от греч. ихтис рыба, логос - учение, наука).
Обычно тело рыбы имеет обтекаемую форму и покрыто чешуей. Роль органов движения выполняют плавники. На туловище рыбы находятся парные грудные, брюшные и отдельный спинной плавник. В хвостовой части различают хвостовой и анальный плавники. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия тела. С помощью этих плавников рыба поднимается на поверхность воды, осуществляет погружение и повороты. Спинной и анальный плавники придают рыбе устойчивость. Хвостовой плавник выполняет роль руля.
Сердце рыб - двухкамерное: одно предсердие и один желудочек. Кровообращение замкнутое. Насыщенная углекислым газом (венозная) кровь обогащается кислородом в жаберных лепестках и через спинную аорту распространяется по телу.
Вдоль боков тела рыбы видна прерывистая линия из' мелких точек. Это боковая линия, шестое чувство, которое есть только у рыб. С помощью чувствительных клеток этой линии они ощущают силу и направление движения воды, ее колебания, приближение к предметам.
В зависимости от особенностей строения, а также образа жизни рыбы делятся на 2 класса: хрящевые и костные.
4.Закрепление:
Выполнение лабораторной работы №6 «Изучение внешнего строения рыб»
5. Домашнее задание: §47 стр.179-180, конспект в тетради