kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы наследственности и изменчивости». Проверка уровеня усвоения  основных знаний, умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости»»

Учитель биологии

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Иванова Людмила Фатиковна

9 класс

Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости»

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме. Проверить уровень усвоения основных знаний, умений и навыков по теме.

Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь работать с дополнительной литературой.

Воспитательные задачи: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, формировать умения работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность к себе и своим товарищам.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умения выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:, сообщения учащихся, тестовые задания, условия задач, , презентации учителя и учащихся.

Ход урока:I. Организационный момент( Вступительное слово учителя):

- В одной притче говорится, что боги, создав мир, стали думать:

Где понадежнее спрятать от Человека его самую главную тайну?

В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.

На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся.

И, наконец, решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то Человек не догадается заглянуть

Во многом Боги оказались правы.Человек познал тайны Вселенной, покорил космос, глубины океана, создал «умные» машины, но до сих пор человек является для самого себя загадкой. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле.

Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны. Как вы думаете, что это за тайна человека?

(наследственность).Предположите тему и цель урока.

Сегодня на обобщающем урок по теме «Основы наследственности и изменчивости» мы должны:

А) повторить основные понятия и законы генетики.

Б)Вспомнить решение нескольких типов генетических задач.

В) Познакомиться с работами учащихся по данной теме.

Г) Пройти компьютерное тестирование .

Д) Сделать выводы о значении генетики в нашей жизни.

Приступим

II. Основной этап урока

Работа с терминами.

  1. Генетика- наука о наследственности и изменчивости

  2. Наследственность- способность организмов передавать свои признаки потомству

  3. Изменчивость- способность приобретать новые признаки

  4. Ген- участок молекулы ДНК ,хранящий информацию о строение молекулы белка

  5. Локус- место расположения гена в хромосоме

  6. Аллельные гены- пара генов, отвечающая за образование одного признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом

  7. Генотип-совокупность генов одного организма

  8. Кариотип-это совокупность хромосом в клетках данного вида

  9. Фенотип- это совокупность признаков организма

  10. Гомозиготный организм- организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа)

  11. Гетерозиготный организм- организм, имеющий разные аллельные гены (Аа)


  1. Анализирующее скрещивание- скрещивание с рецессивной гомозиготной особью (аа)

  2. Гибридологический метод

  3. Гибрид—(гетерозиготный организм)

  4. Доминантный ген- преобладающий, сильный признак или ген

  5. Рецессивный ген- подавляемый, слабый признак или ген

  6. Моногибридное скрещивание- скрещивание организмов, отличающихся одним признаком

  7. Дигибридное скрещивание- скрещивание организмов, отличающихся двумя признаками.

2. Решение генетических задач.( по группам)

1группа:

У морских свинок ген коричневой окраски доминирует над геном белой окраски, а гладкошерстность- над вихрастостью.Каким будет потомство от скрещивания гомозиготной коричневой вихрастой свинки с гомозиготным белым гладкошерстным самцом? У любителей этих животных большим спросом пользуются белые вихрастые. Какое скрещивание необходимо провести, чтобы получить этот признак? Какое соотношение потомства по генотипу и фенотипу получится во втором поколении? Какие законы генетики проявились в данной задаче?

Дано:

А -коричневая окр.

а- белая окр.

В-Гладкошерстность

в-вихрастость


Найти:F1 ,F2 Решение:

  1. РААвв х ааВВ

G АваВ


F1 АаВв- коричневые, гладкие





  1. РАаВв х аавв

G АВ; Ав ;аВ; авав


F2 АаВв- коричневые, гладкие

Аавв- коричневые, вихрастые

ааВв- белые ,гладкие

аавв- белые, вихрастые

1:1:1:1( 25% : 25%:25%: 25%)

2 группа:


Коричневая окраска норок доминирует над серебристо- голубой, а ген окрашенности- над геном отсутствия пигмента( альбинизм) ,причем, ген окраски и ген окрашенности расположены в одной хромосоме, т. е. сцеплены. Для увеличения количества более дорогих серебристых норок скрестили гетерозиготную коричневую самку с серебристым самцом.Какое соотношение по генотипу и фенотипу получится потомство в первом поколении? Каким будет потомство,F2от скрещивания серебристого потомка с рецесивной гомозиготной особью? Какие законы генетики проявились в данной задаче?

Дано:

А -коричневая окр.

а- серебристая окр..

В- окрашенность

в- альбинизм


Найти:F1 ,F2 Решение:

  1. РАаВв х ааВВ

G АВ; аваВ



F1 АаВВ- коричневые

ааВв- серебристые

1:1-по генотипу

1:1- по фенотипу


2) РааВв х аавв

G аВ; ав ав

F2

ааВв- серебристые

аавв-альбиносы

1:1-по генотипу

1:1- по фенотипу

3 группа:

Рецесивный ген дальтонизма находится в х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, мать, как и все ее предки, различают цвета нормально.

Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих детях и внуках при условии, что их больной сын женится на здоровой женщине?

Дано:

ХD-здоровый ген

Хd-ген дальтонизма

Найти:F1 ,F2 Решение:

Р ХD Хd х ХDY

G ХD ; Хd ХD; Y


F1 ХDХD- девочка, здоровая

ХDХd-девочка носительница

ХDY-мальчик здоровый

ХdY–мальчик дальтоник


2) Р ХD ХD х ХdY

G ХD Хd;Y


F1 ХDY– мальчик здоровый

ХDХd-девочка, носительница


4 группа:

У человека различают четыре группы крови., которые обозначаются аллелями ОО- 1 гр., АА- 2гр., ВВ- 3гр., АВ-4 гр..

Женщина. Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Сидорова Александра Петровича. Он отец, моего ребенка. Ребеночек полностью не него похож, ну точная копия своего папочки, но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?

Женщина. Первая.

Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка?

Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка также 4 группа.

Какое же решение вынесет суд?

Какие группы крови можно ожидать у детей?Какую группу крови должен иметь отец ребенка этой женщины?

Дано:

ОО- 1 гр.,

АО, АА- 2гр.,

ВО, ВВ- 3гр.,

АВ-4 гр


Найти:F1 , Решение:

1) РАВ х ОО

G А ; В О

F1 АО – 2 группа

ВО- 3 группа


2) РАВ х АО-2гр. или ВО- 3 гр.

G А ; В А; О

F1 АВ- четвертая

«Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно

пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может носить в своих хромосомах.»

Вильгельм Швебель немецкий ученый

Как вы думаете, о каких недостатках идет речь?



3. Заполнить схему. Сообщения учащихся( презентации)


Изменчивость


Наследственная ненаследственная


Мутационная


Геннаягеномная хромосомная



4.Оn-line тестирование на сайте «Уроки биологии» http://biouroki.ru/test/37.html, тест" Генетика"

Критерии оценивания теста:

90-100%----«5»

65-89%---«4»

50-64%---«3»

0-49%---«2»

III. Заключительный этап урока.

  1. Выводы.

Я думаю, что генетика – это наука настоящего и будущего, потому что _______

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________

  1. Оценивание учащихся

Работа на уроке


Самооценка

Оценка учителя

Общая оценка

знание терминов




решение задачи




Творческое зад.




выполнение теста




3.Рефлексия:

На заключительном этапе урока учитель предлагает ученикам дать оценку своей работе на уроке («да», «нет»).

1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

2. Было ли тебе интересно на уроке?

3. Сумел ли ты приобрести новые умения?

4. Был ли ты активен на уроке?

5. Ты сумел показать и применить свои знания?

Творческое задание на дом.

Составьте родословную собственной семьи, отмечая признаки и свойства, наиболее характерные для ваших родственников.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме «Основы наследственности и изменчивости»

Автор: Иванова Людмила Фатиковна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающий урок – игра на тему: «Основы генетики»"
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchiiurokighranatiemuosnovyghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "281540"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453548007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Решение генетических задач" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111998"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408122437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. 10 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "zakonomiernosti-nasliedovaniia-dighibridnoie-skrieshchivaniie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "108958"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403970484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства