Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. 10 класс.
Задачи:
- объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности;
- раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков;
- убедить учащихся в действенности и практической значимости законов наследственности в процессе изучения анализирующего скрещивания.
Оборудование: таблица - дигибридное скрещивание; диск к учебнику «Общая биология». Тема «Дигибридное скрещивание».
Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, анализирующее скрещивание.
Ход урока
I.Проверка знаний. Фронтальная беседа по вопросам:
1.Что изучает генетика?
2.Что такое наследственность, изменчивость?
3. Что собой представляет ген?
4.Генотип?
5.Фенотип?
6.Основной метод генетики?
7.В чем проявляется правило единообразия гибридов первого поколения?
8.Как проявляется закон расщепления?
9.Закон чистоты гамет?
10. На ферме содержались коровы черной и красной масти, бык имел черную масть. Все телята, рождающиеся от коров, имели только черную масть. Какой признак доминантный? Какую масть будут иметь потомки черных телят, когда они вырастут?
II. Изучение нового материала.
Необходимо обратить особое внимание на смысл термина «независимое наследование признаков». Прокомментировать и объяснить, независимость наследования отдельных признаков: признак цвета горошин наследуется независимо от признака формы и т. д.( рисунок на доске)
Просмотр диска. Тема «Дигидридное скрещивание»
1. Опыты Г. Менделя с горохом, сорта которого отличались двумя признаками, дигибридное скрещивание, результаты этих опытов: расщепление признаков, образование четырех фенотипических классов; установление закона независимого наследования признаков — третьего закона Менделя.
2. Численное соотношение особей по фенотипу; разнообразие генотипов во втором поколении; цитологические основы закона независимого расщепления (комбинирование признаков); условия выполнения закона независимого наследования.
3. Составление учащимися схем дигибридного скрещивания в своих тетрадях.
4.Беседа учителя с использованием таблицы и рисунка учебника на с. 148.
3. Анализирующее скрещивание, использование анализирующего скрещивания в сельском хозяйстве. (Просмотр диска об анализирующем скрещивании как способе определения неизвестных генотипов, о практическом значении подобного скрещивания.)
Решение задач на диске №
III. Закрепление знаний Обобщающая беседа. Решение задачи: «У одной из пород кроликов черный цвет шерсти доминирует над серым цветом. Как определить генотип черной самки кролика, родословная которой потеряна?»
IV.Задание на дом. Изучить § 3.12. Ответить на вопросы на с. 150.
Решить задачи (по желанию): 1. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а); дисковидная форма плодов (В) — над шаровидной (в). Какими могут быть гибриды от скрещивания белоплодных шаровидных тыкв с желтоплодными дисковидными?
2. При скрещивании мохнатой белой крольчихи с мохнатым черным кроликом родилось несколько белых гладкошерстных крольчат. Известно, что черный цвет доминантен по отношению к белому, а гладкошерстность — рецессивный признак. Каковы генотипы родительских особей?
3. У растения дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (в). Растение с пурпурными цветками и гладкими коробочками скрестили с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки. В первом поколении получилось 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родительских растений?