План-конспект урока: «Класс Птицы»
Учитель – Давыдова Ирина Александровна.
Предмет – биология.
Класс – 7.
Тема урока – Класс Птицы.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Учебник – Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В.М. Константинова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Цель урока: Углубить и обобщить знания учащихся по теме: «Класс птицы»; расширить представления о многообразии птиц.
Планируемые результаты:
Личностные – воспитание личностных качеств учащихся: уверенность при ответе, активность, толерантность, развитие интереса к изучению биологии с помощью использования ИКТ, формирование положительного отношения к проблемам охраны природы.
Метапредметные:
регулятивные – умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, составлять план действий, умение планировать свою деятельность, осуществлять само- и взаимонаблюдение, само- и взаимоконтроль, само- и взаимооценку, анализировать итоги деятельности, делать выводы.
познавательные – расширение кругозора учащихся, устанавливать логическую связь между строением и фунцией.
коммуникативные – умение аргументировать свою точку зрения, умение сотрудничать в группе, высказывать свою точку зрения, реагировать и отвечать на вопросы и замечания.
Предметные: раскрыть общие особенности организации птиц (многообразие видов, признаки, тип питания, особенности жизнедеятельности, роль в природе), отличающие их от организации других классов хордовых животных;
развивать понятия о многообразии живых организмов;
Технологии обучения:
обучение в сотрудничестве;
использование ИКТ
Оснащение урока:
ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Дидактический материал: тестовые задания
План урока:
Подготовка учащихся к активной учебной деятельности на уроке.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
2. Определение темы урока.
А о ком пойдет речь, на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на такой вопрос: «Кто первым напоминает нам, что наступила весна?» (птицы) Верно.
Самые близкие друзья весны – это птицы. Слайд №1.
3. Определение целей урока.
Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Класс птицы». Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие в мир птиц.
Обобщение и систематизация знаний.
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Слайд №2, переход по гиперссылке на цифровой ресурс Мультимедийный тест-презентация. 7 класс. Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. (Работает один учащийся на интерактивной доске, учащиеся первой группы оказывают помощь).
Внутреннее строение птиц. Слайд №2, переход по гиперссылке на слайд №3, а затем цифровой ресурс «Пищеварительная система» (Работает один учащийся с ресурсом в тестовом режиме, учащиеся второй группы оказывают помощь).
Дыхательная система. Слайд №3, переход по гиперссылке на цифровой ресурс «Дыхательная система» (Работает один учащийся с ресурсом в тестовом режиме, учащиеся третьей группы оказывают помощь).
Кровеносная система. Слайд №3, переход по гиперссылке на цифровой ресурс «Кровеносная система» (Работает один учащийся с ресурсом в режиме «спрятать всё», учащиеся первой группы оказывают помощь).
Нервная система. Слайд №4, переход по гиперссылке, работа с рисунком. (Работает один, учащиеся второй группы оказывают помощь). Возврат на слайд №2.
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Слайд №2, переход по гиперссылке на цифровой ресурс «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл» (Работает один, учащиеся третьей группы оказывают помощь).
Многообразие птиц. Слайд №2, переход на слайд №5. Фронтальная работа с классом (по голосам, фотографиям птиц установить систематическую принадлежность). Возврат по гиперссылке на слад №2.
Значение и охрана птиц. Слайд №2, переход по гиперссылке на цифровой ресурс «Значение и охрана птиц» (Работает один, по желанию учащиеся класса оказывают помощь).
Контроль знаний по теме: «Птицы»
Учащиеся выполняют тестовую работу (приложение №1). Учащиеся могли заранее подготовиться к тестированию, используя сайт учителя биологии Давыдовой Ирины Александровны, пройдя Online тестирование http://jfb7928.bget.ru/?page_id=388
Учитель может отследить успехи обучающихся, т.к. результат приходит на электронную почту, пройти тест могли только зарегистрированные пользователи, также ограничивалось время прохождения тестирования. В настоящее время данный тест в свободном доступе.
Если класс слабый, то на тестовое задание времени достаточно не будет и его можно перенести на следующий урок.
Заключительный этап урока.
Рефлексия
На тестовую работу учащиеся наклеивают зеленый стикер, если все получилось, жёлтый – если частично испытывали затруднения (в 2-4 вопросах), красный – если не уверены в правильности ответов (5 и более)
.
Приложение №1.
Тестовая работа «Птицы»
Вариант 1.
Выберите один верный ответ.
Движению вперед способствуют … перья
Хвостовые
Пуховые
Щетинковидные
Маховые
Сложный крестец птиц образован сращением следующих отделов позвоночника:
Поясничного, крестцового части хвостового
Поясничного и копчикового
Грудного и поясничного
Крестцового, хвостового и грудного
В скелете птиц цевка образуется в результате срастания
Костей запястья
Костей пястья
Костей предплюсны и плюсны
Фаланг пальцев
Разнообразие форм клюва птиц связано с
Особенностями полета
Особенностями дыхания
Особенностями питания
Длительной эволюцией
На рисунке пищеварительной системы голубя мускульный желудок обозначен цифрой
4
5
6
7
Воздушные мешки у птиц расположены
Между внутренними органами
Во всех внутренних органах
На поверхности тела
В трахее
Большой круг кровообращения начинается и заканчивается соответственно в
Левом предсердии, левом желудочке
Левом желудочке, правом предсердии
Правом желудочке, левом предсердии
Правом предсердии, правом желудочке
Что не относится к органам выделительной системы птиц?
Тазовые почки
Мочеточники
Клоака
Мочевой пузырь
К выводковым птенцам относится
Голубь
Дятел
Лебедь
Попугай
Выберите три особенности скелета птиц, связанные с приспособленностью к полету
Прочность скелету придает срастание многих костей
Легкость тела обеспечивается благодаря полым костям
На грудине есть киль
Ребра отсутствуют, что придает скелету легкость
Лобковые кости не срастаются
Хвост состоит из большого числа позвонков
Выберите три признака, характерные для надотряда Пингвины
Перья жесткие с небольшими опахалами, плотно налегают друг на друга
Передние конечности похожи на ласты
В костях нет воздушной полости
Представители живут в Арктике
На грудине нет киля
Установите правильную последовательность процессов, происходящих при двойном дыхании у птиц. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Через трахею воздух выводится наружу
Из легких воздух попадает а передние мешки
Центральные бронхи проводят в задние воздушные мешки
В стенках бронхов легких происходит газообмен
Воздух на задних воздушных мешков проходит в легкие
Установите соответствие
Представитель птиц
Тетерев
Ворон
Трясогузка
Скворец
Глухарь
Фазан
Отряд птиц
Куриные
Воробьинообразные
Дайте систематическую характеристику ястреба – тетеревятника начиная с Царства.
Какие изменения в строении скелета птиц по сравнению с рептилиями произошли в связи с приспособленностью к полету?
Тестовая работа «Птицы»
Вариант 2.
Выберите один верный ответ.
Кожа у птиц
Толстая
Влажная
Имеет только одну железу – копчиковую
Покрыта слизью
Единая поверхность опахал пера образуется благодаря
Стержню
Очину
Тонким роговым пластинкам, отходящим от стержня
Крючочком на бородках второго порядка
Грудной киль у птиц
Помогает им удерживать равновесие в полете
Является местом прикрепления мощных летательных мышц
Является дополнительной опорой тела при приземлении
Служит для отталкивания от ветки дерева или от земли при взлете
На схеме дыхательной системе голубя воздушные мешки обозначены цифрами
1, 2
2, 3,
3, 4
2, 4
Птицы могут откладывать крупные яйца, т.к.
Имеют открытый таз
Не имеют таза
Яйца покрыты эластичной оболочкой
Откладывают по одному яйцу
В связи с отсутствием зубов в пищеварительной системе птиц развит
Железистый желудок
Мускульный желудок
Зоб
Клоака
Малый круг кровообращения начинается и заканчивается соответственно
В правом желудочке, левом предсердии
В левом желудочке, правом предсердии
В правом предсердии, левом желудочке
В левом желудочке, правом желудочке
Птенцы гнездовых птиц, в отличие от выводковых
Покрыты пухом
Зрячие
Питаются самостоятельно
Беспомощные
Механическая обработка пищи у птиц происходит у
Ротовой полости
Желудке
Пищеводе
Кишечнике
Выберите три характерные признаки дыхательной системы птиц, связанные с приспособленностью к полету
Легкие плотные, губчатые
Легкие в виде небольших вытянутых мешочков
Часть бронхов образует воздушные мешки
Присуще кожное дыхание
Присуще двойное дыхание
Газообмен происходит в альвеолах
Выберите три признака, присущие птицам и археоптериксам
Челюсти снабжены зубами
Имеют перьевой покров
Передние конечности превращены в крылья
Часть костей задней конечности образуют цевку
Хвост состоит из двадцати несросшихся позвонков
Имеют закрытый таз
Установите три признака, характерные для надотряда Страусы
Крылья хорошо развиты
Оперение рыхлое и курчавое
Грудина имеет мощный киль
Ноги двупалые
Грудина без киля
Мочевой пузырь отсутствует
Установите соответствие
Представитель птиц
Сорока
Грач
Стриж
Ласточка
Сизый голубь
Снегирь
Утка
Воробей
Классификация птиц по характеру сезонных перелетов
Оседлые
Кочующие
Перелетные
Дайте систематическую характеристику сизого голубя начиная с вида
Что обеспечивает птицам постоянную высокую температуру?
__________________________
__________________________
__________________________
Тестовая работа «Птицы»
Вариант 1.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ответ | | | | | | | | | |
№10
№11
№12
№13
№14
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№15
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тестовая работа «Птицы»
Вариант 2.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ответ | | | | | | | | | |
№10
№11
№12
№13
№14
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№15
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________