Форма проведения: урок-съемка телепередачи «В мире животных»
Тип урока: повторительно - обобщающий
Тема: «О птицах»
Цели:
Обобщить знания учащихся по теме «Класс Птицы»
Организовать работу по закреплению понятий, правил, законов, раскрывая творческие способности.
Выяснить, какой багаж знаний по данной теме накоплен учащимися.
Расширить кругозор по изученной теме.
Используя игровые методы, скорректировать знания учащихся и выставить объективные оценки.
Ход урока:
Ребята, входя сегодня в класс, вы, наверное, заметили, что он превратился в телевизионную студию. Спешу вам сообщить, что вы сегодня не просто зрители в этой студии, но и самые активные участники.
Итак, камеры включены, зрители готовы, МОТОР – начинаем съемку.
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в этой студии пройдут съемки телепередачи «В мире животных, о птицах…»
( на фоне птичьих голосов)
Кто из вас не просыпался утром под веселый щебет воробьев или задорный крик петуха, кто не считал, сколько лет накукует кукушка в лесной чаще, кто не заслушивался переливчатой соловьиной трелью на закате или не любовался в морозный зимний день, деревьями, унизанными красными, как спелые осенние яблоки снегирями.
Всё это матушка – Природа зовёт нас в свои кладовые, чудесной музыкой птичьих базаров.
Сегодняшняя наша передача необычная, сегодня вы, наши дорогие зрители, поможете нам в её проведении. Ваши накопленные знания мы соберём вместе и составим полный рассказ, об особых представителях эволюционной лестницы, находящихся на одной из верхних её ступеней, о птицах.
(сообщение целей)
Давайте для начала вспомним общие признаки птиц, отличающие их от живых организмов о которых мы с вами говорили в прошлых передачах, для этого мне понадобится ваша помощь. Итак, наша студия разбивается на время передачи на 3 творческих группы (раздать этикетки), в каждой группе я предлагаю выбрать руководителя – консультанта, он будет корректировать работу группы.
Итак в I группе это: …
во II группе: …
в III группе: ...
Первое задание – индивидуальные тесты: вам в течение 2 минут, необходимо прочитать вопрос, обдумать его и выбрав, верный ответ, объяснить свой выбор. А консультанты за правильный ответ раздадут вам жетоны.
Итак, консультанты раздают вам вопросы:
1. Все из ниже перечисленного, кости скелета свободной задней конечности:
а) бедро в) цевка
б) голень г) кисть
2. Все это, типы перьев, покрывающие тело птицы:
а) маховые в) роговые
б) пуховые г) щитинковые
3.Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к:
а) полету в) размножению
б) защите от хищников г) поиску корма
4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:
а) земноводными в) млекопитающими
б) пресмыкающимися г) кольчатыми червями
5.У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:
а) хвост в) шея
б) крылья г) когти
6. Какая кровь находится в правой части сердца птиц:
а) венозная в) смешенная
б) артериальная г) насыщенная
7.Выберите среди перечня лесную птицу, объясните приспособленность к жизни на деревьях:
а) журавль в) утка
б) дятел г) орёл
8.У сов рыхлое оперение, это приспособленность:
а) к низкой t воздуха в) к бесшумному полету
б) к быстрому полету г) жизни на дереве
9. У сокола острые когти, загнутый клюв, что служит приспособлением к питанию:
а) насекомыми в) личинками насекомых
б) растительной пищей г) птицами и зверями
10. Кто здесь лишний? Объясните почему?
а) гусь б) лебедь
в) тетерев г) утка
11. Все из перечисленных ниже птиц моногамны, то есть пары образуются на всю жизнь.
а) лебеди б) орлы
в) ласточки г) журавли
12. Все, из ниже перечисленного, отделы позвоночника птиц:
а) шейный б) грудной
в) туловищный г) поясничный
13. Длина шеи у птиц зависит, от:
а) количества позвонков и их размеров б) размеров позвонков
в) толщины прокладок между позвонками г) способа питания
14. Мышцы, поднимающие крылья птиц в полете:
а) большие грудные в) подключичные мышцы
б) межреберные мышцы г) мышцы плеча
Сохраняйте свои жетоны до конца передачи, по их количеству, мы определим рейтинг каждого из вас и общий показатель популярности нашей программы.
Необходимая для нашей передачи информация пришла к нам по электронной почте, но, к сожалению, технические погрешности в работе электронных СМИ лишили нас части информации, но я надеюсь, что с помощью наших творческих групп мы сможем восстановить таблицу полностью. Для этого в течение 2 минут творческие группы работают самостоятельно, а затем руководители-консультанты назначают, того, кто озвучит ответы у доски.
Примечание: учитель заполняет таблицы красным цветом, остальные ячейки - пусты.
Не забываем получить жетон.
В редакцию нашей программы пришло несколько писем с вопросами волнующими наших зрителей, я думаю, мы поможем им найти верное решение их проблем.
Итак, вопросы:
Народная мудрость утверждает: «Высоко летают ласточки – к хорошей погоде, низко – к дождю». Объясните, каков биологический смысл этого утверждения?
Уважаемая передача «В мире животных», я часто наблюдаю за птицами. Объясните, пожалуйста, мои наблюдения. Я заметил, что к местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи же наоборот, прилетают первыми, а улетают на зимовку последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц? И еще, поясните, какими сигналами внешней среды пользуются птицы при перелетах?
Я часто наблюдаю, как весной скворцы принимаются за чистку своих гнездовий. Старательно удаляют из птичьих домиков мусор и строят новые гнезда. В новое гнездо они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. Зачем они это делают?
Вы не забыли, что у нас прямой эфир и сейчас у нас есть возможность послушать звонок телезрителя:
(трель, звонка: 2 раза)
-Алло! Здравствуйте!
-Это программа «В мире животных»?
-Да! Мы вас слушаем вы в эфире!
-Меня зовут…. Я являюсь поклонницей передачи «Что? Где? Когда?». Так вот в одной из последних программ прозвучал вопрос такого содержания: «По легенде, именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. И действительно, погибшие птицы долго не разлагаются, и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать 15-20 лет в неизменном виде. Подскажите, пожалуйста, что это за птицы, и с чем связана их удивительная способность?
(клесты, питаясь семенами хвойных деревьев, способны впитывать и накапливать смолы, содержащиеся в семенах, тем самым, обеспечивают мумификацию своего организма на некоторое время после гибели)
А сейчас мы с вами прервёмся на паузу, но не рекламную, а на физкультурную.
Физкультурная пауза «Эволюция»
-амёбы (растут ложноножки)
-дождевые черви (руки вперёд, ползут)
-моллюск (выглядывает из раковины, вправо – влево)
-речной рак (руки вперед, скрещивание клешней)
-паук (плетёт паутину, руки сверху вниз)
-сом (руки в стороны, плывет)
-лягушка (2 прыжка вперёд, 2 назад по 2 раза)
-змея (туловище в стороны и круговые вращения, 2 раза)
-ласточки (взмахи скрещенными кистями, вверх - вниз)
- слон (пьет воду, наклон вниз, одна рука на поясе, вторая хобот)
-люди. Сели!
Мы вернулись в студию! И сейчас самое время посмотреть видеокадры, отснятые нашими операторами в дикой природе, но, к сожалению, видеоматериалы, которые мы увидим, лишены звука. Ваша задача догадаться, что происходит на экране и при помощи технологических карт-планов составить точный сложный рассказ, об увиденном.
Итак, первая группа показывает свой отснятый материал, а вторая готовит описание. Теперь ролик второй группы для третьей и третьей, для первой.
1. Пингвины насиживают яйцо и ухаживают за потомством.
2. Брачные танцы глухарей на опушке.
3. Ночная охота совы на мышь.
Слушаем рассказы.
Технологическая карта
Название животных, занятых в кадре.
Тип экологических взаимодействий:
а) пищевые,
б) территориальные (турниры),
в) образование пар (брачные танцы),
г) забота о потомстве
3. Способ питания:
а) хищники,
б) насекомоядные,
в) зерноядные,
г) рыбоядные,
д) растительноядные,
е) падалееды.
4. Тип, класс, надотряд, отряд.
5. Экологическая группа:
а) по месту обитания (древесные, наземные, болотные, водные, водоплавающие,
воздушно-водные, воздушно-наземные)
б) по основному способу передвижения (бег, ходьба, плавание, ползание, ныряние,
полет)
в) по дальности перемещения (оседлые, кочующие, перелетные)
г) по способу развития птенцов (выводковые или птенцовые (гнездовые))
д) по способу обитания (колониальные (стаями) или парами))
6. Уникальные особенности (цвет оперения, голос, поведение, размеры, образ жизни
и так далее.
Пока мы смотрели видеосюжеты, почта доставила бандероль в адрес нашей программы, оказывается там кроссворд - заморочка, и как вы наверное догадались тоже о птицах.
Разгадаем его?
Название надотряда и отряда водных, рыбоядных, нелетающих птиц обитающих в Антарктиде (пингвины)
Особенность некоторых представителей класса птиц, которая выражается в образовании пар на всю жизнь (моногамия)
Пигмент, придающий чёрную, серую и бурую окраску оперению птиц (меланин)
Надотряд птиц, в строении скелета которых, отсутствует киль (безкилевые)
Отряд типичных птиц, особенностями которых являются: ночной образ жизни, бесшумный полёт, уникальный слух, огромные глаза и поворот головы на 2700 (совы)
Представитель отряда дневных, хищных птиц, по типу питания - падалеед (гриф)
Тип полёта, при котором крупные птицы, поднимаясь на высоту более 1 км., долго висят воздухе без взмахов крыльями (парящий)
Расширение в нижней части пищевода птиц, мешок для набухания пищи (зоб).
Пигмент, придающий красную, желтую и зелёную окраску оперению птиц (липохром)
Как называется тип дыхания птиц в полёте при котором газообмен происходит при вдохе и при выдохе (двойное)
И чтобы подвести итог нашей передачи, определить личный рейтинг. Блиц-опрос. «Ты- мне, я- тебе»
Ваши домашние заготовки с короткими адресными вопросами.
Подведем итоги передачи, считаем жетоны.
Спасибо за внимание! Съемка окончена!
До следующих встреч!