- обобщить и закрепить знания о многообразии представителей типа Членистоногие ,об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых; их значении в природе и жизни человека;
- продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, работать в группах, задавать вопросы и давать на них аргументированные ответы.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок " Тип Членистоногие" »
Обобщающий урок " Тип Членистоногие"
Задачи урока:
- обобщить и закрепить знания о многообразии представителей типа Членистоногие ,об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых; их значении в природе и жизни человека;
- продолжить формирования умений самостоятельно добывать знания, работать в группах, задавать вопросы и давать на них аргументированные ответы.
Организационный момент. Сообщение задач и плана урока.
Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Членистоногие»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать? (Да)
Вступительное слово учителя:
У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности животных многих,
Относящихся к типу _______________(Членистоногих) [1]
1. Организационный момент.
Сегодня, мы урок посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые получили при изучении темы «Тип Членистоногие ». Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное – на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать». Покупатель – я. За правильные ответы получаете жетоны. На каждой ярмарке есть торговые ряды. На плакате названия торговых рядов, по которым нам предстоит пройти. Итак, начинаем торги.
2. Обобщение и систематизация знаний.
1. Торговый ряд «Аукцион»
Учитель показывает термин, поднимая трафарет. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает жетоны.
Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, мозаичное зрение, биологический метод борьбы, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, трахеи, жабры, энцефалит.
Торговый ряд «Светофор»
Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.
( ответы по рядам)
1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).
2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).
3. Паукообразные имеют две пары усиков (нет).
4. Насекомые имеют три пары ног (да).
5. Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).
6. Паукообразные – это восьминогие членистоногие (да).
7 . Майский жук имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко (да).
8. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).
9. Усики членистоногих являются органами вкуса (нет).
10. У паукообразных глаза сложные (нет).
11. У речного рака первая пара ходильных ног несут клешни (да).
12. Ноги насекомых располагаются и на груди и на брюшке (нет).
13. Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).
14. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие (да).
15. Тело клещей состоит из головы, груди и брюшка (нет).
16. Насекомые имеют одну пару усиков (да).
17. Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья (нет).
18. У рака простые глаза (нет).
19. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (да).
20. Насекомые имеют две пары крыльев (да).
Торговый ряд «Систематический»
1) На экране даны названия членистоногих животных. Распределите их по классам.
Огромное значение имеют насекомые: вредят, и помогают,
и служат человеку.
И что еще хотел бы сказать я в заключение –
У насекомых дыхание трахейное, развитие – с полным и неполным превращением.[1]
2) Сгруппировать названия насекомых по отрядам.
Отряд Чешуекрылые Отряд Жесткокрылые
колорадский жук тутовый шелкопряд
шмель овод
комар пчела
Отряд Двукрылые Отряд Перепончатокрылые
крапивница майский жук
божья коровка капустная белянка
муравей муха
3. Найти «лишнее». Из четырех предложенных (насекомых) выберите лишнее. Объясните, почему вы так думаете? Парная работа (раздается листы с картинками насекомых на каждую парту)
Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян клевера и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами?
Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда, китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?
Итоговая проверка знаний – письменная работа учащихся:
Вариант 1.
Задание 1. Ответить на вопросы теста:
1. Имеют тело, разделенное на три отдела: голову, грудь, брюшко
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
2. Имеют на голове две пары усиков
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
3. Имеют на голове восемь простых глаз
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
4. Дышат с помощью жабр или всей поверхностью тела
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
5. Общественные насекомые – это
А) жуки и клопы Б) пчелы и муравьи В) вши и тараканы Г) бабочки и стрекозы
Задание 2. Закончите предложение:
Последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители –
Задание 3. Распределите данных насекомых по соответствующим отрядам:
1. Бабочка-капустница
2. Колорадский жук
3. Белокрылка
4. Наездник
5. Сверчок
А) Равнокрылые
Б) Чешуекрылые
В) Перепончатокрылые
Г) Прямокрылые
Д) Жесткокрылые
Вариант 2.
Задание 1. Ответить на вопросы теста:
1. Имеют тело, разделенное на головогрудь, брюшко и много конечностей
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
2. На голове не имеют усиков
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
5. Имеют четыре пары конечностей
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
3. Дышат только с помощью трахей – многочисленных разветвленных трубочек
А) ракообразные Б) паукообразные В) насекомые
4. Переносчиком энцефалита – тяжелого заболевания нервной системы является