kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неклеточные формы жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Неклеточные формы жизни.

 

Цель урока: сформировать  знания о неклеточных формах жизни- вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.

 

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах. Раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных и человека.

 

Развивающие: развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями, логического мышления – через построение умозаключений, внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги. Развитие умений графического построения, работы с учебником, таблицами.

 

Воспитательные: формирование патриотического воспитания через гордость за отечественного ученого. Способствовать формированию убеждения в том, что многие болезни легче предупредить, чем потом их лечить(СПИД, грипп, гепатит и др).

 

Тип урока : изучение нового материала.

 

Форма проведения урока: проблемная лекция с элементами беседы и сообщениями учащихся по данному материалу, на этапе закрепления проверка знаний в виде тестов.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

 

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

 

Продолжительность : 45 минут.

 

 

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги».

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 

 

 

 

                                                       8) Бактерия лопается,

                                                                   высвобождая вирусы

 




 

 

 

 

 

                                                                                                               

 











 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

6.Гипотезы происхождения вирусов.

 

Были выдвинуты три ос­новные гипотезы.

Согласно первой из них, вирусы являются потомками бак­терий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Согласно второй, вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Согласно третьей, вирусы являются дериватами клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.

Возможность дегенеративной эволюции была неоднократно установлена и доказана, и, пожалуй, наиболее ярким примером ее может служить происхождение некоторых клеточных органелл эукариотов от симбиотических бактерий. В настоящее время, на основании изучения гомологии нуклеиновых кислот, можно считать установленным, что хлоропласты простейших и растений происходят от предков нынешних сине-зеленых бактерий, а митохондрии – от предков пурпурных бактерий. 0бсуждается так же возможность происхождения центриолей от прокариотических симбионтов. Поэтому такая возможность не исключена и для происхождения вирусов, особенно таких крупных, сложных и автономных, каким является вирус оспы.

Все же мир вирусов слишком разнообразен, чтобы при­знать возможность столь глубокой дегенеративной эволюции для большинства его представителей, от вирусов оспы, герпе­са и иридовирусов до аденосателлитов, от реовирусов до са­теллитов вируса некроза табака или РНК-содержащего дель­та-вируса — сателлита вируса гепатита В, не говоря уж о та­ких автономных генетических структурах, как плазмиды или вироиды. Разнообразие генетического материала у вирусов является одним из аргументов в пользу происхождения виру­сов от доклеточных форм. Действительно, генетический мате­риал вирусов «исчерпывает» все его возможные формы: одно- и двунитевые РНК и ДНК, их линейные, циркулярные и фраг­ментарные виды. Природа как  бы испробовала на вирусах все возможные варианты генетического материала, прежде чем окончательно остановила свой выбор на канонических его формах —двунитевой ДНК как хранителе генетической ин­формации и однонитевой РНК как ее передатчике. И все же разнообразие генетического материала у вирусов скорее сви­детельствует о полифилетическом происхождении вирусов, не­жели о сохранении предковых доклеточных форм, геном которых эволюционировал по маловероятному пути от РНК к ДНК, от однонитевых форм к двунитевым и т. п.

Третья гипотеза 20—30 лет казалась маловероятной и даже получила ироническое название гипотезы взбесившихся ге­нов. Однако накопленные факты дают все новые и новые аргу­менты в пользу этой гипотезы. Ряд этих фактов будет обсуж­ден в специальной части книги. Здесь же отметим, что именно эта гипотеза легко объясняет не только вполне очевидное полифилетическое происхождение вирусов, но и общность столь разнообразных структур, какими являются полноценные и де­фектные вирусы, сателлиты и плазмиды . Из этой концепции также вытекает, что образование вирусов не явилось единовременным событием, а происходило много­кратно и продолжает происходить в настоящее время. Уже в далёкие времена, когда начали формироваться клеточные фор­мы, наряду и вместе с ними сохранились и развивались не­клеточные формы, представленные вирусами — автономными, но клеточно-зависимыми генетическими структурами. Ныне существующие вирусы являются продуктами эволюции, как древнейших их предков, так и недавно возникших автономных генетических структур. Вероятно, хвостатые фаги служат примером первых, в то время как R-плазмиды — примером вторых.

7.Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неклеточные формы жизни. »









































Тема урока:

Неклеточные формы жизни.


Цель урока: сформировать знания о неклеточных формах жизни- вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.


Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах. Раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных и человека.


Развивающие: развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями, логического мышления – через построение умозаключений, внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги. Развитие умений графического построения, работы с учебником, таблицами.


Воспитательные: формирование патриотического воспитания через гордость за отечественного ученого. Способствовать формированию убеждения в том, что многие болезни легче предупредить, чем потом их лечить(СПИД, грипп, гепатит и др).


Тип урока : изучение нового материала.


Форма проведения урока: проблемная лекция с элементами беседы и сообщениями учащихся по данному материалу, на этапе закрепления проверка знаний в виде тестов.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная.


Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.


Продолжительность : 45 минут.



Оборудование: компьютер, проектор, таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги».





Ход урока.


1. Организация класса.


2. Изучение нового материала


Урок я начну словами, которыми начинаются все русские народные сказки:

« В некатором царстве, в некатором государстве, жили, были…»


- Что же это за царства живой природы и кто в них живет?


Царства


Бактерии Грибы Растения Животные Вирусы



Сказочное понятие «царство» прижилось в науке. Есть царство растений, животных и невидимое царство вирусов. Первые два царства относительно мирно сосуществуют друг с другом, а третье невидимое агрессивное и коварное. Его представители не любят жить в мире ни друг с другом, ни с окружающими. Вирусы живут пока сражаются и погибают от бездействия. Они очень прихотливы к пище, живут «взаймы» за счёт клеток животных, растений и даже бактерий. Вирусы приносят в основном вред и очень редко пользу, если можно так выразится, пользу через вред.



- В каждом царстве есть своя клетка, кроме царства ВИРУСОВ.



- Почему в царстве Вирусов нет клетки?


Изучение нового материала.


2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с уникальными организмами – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.


План.

  1. Открытие вирусов.

  2. Особенности вирусов.

  3. Строение и жизнедеятельность вирусов.

  4. Многообразие вирусов.

  5. Механизм проникновения вирусов в клетку.

  6. Гипотезы происхождения вирусов.

  7. Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.


Вирусы – это «плохие новости» в упаковке из белка.

П. Медавар


1. Открытие вирусов.

- Рассказать о том , как были открыты вирусы.(____________________________)


История открытия вирусов.

Первое знакомство.

В 80-е годы века на юге России табачные плантации подверглись грозному нашествию. Отмирали верхушки растений, на листьях появлялись светлые пятна, год от года число пораженных полей увеличивалось, а причина заболеваний неизвестна.

Профессора Петербургского университета, всемирно известные А. Н. Бекетов и А. С. Фелинцин послали небольшую экспедицию в Бесарабию и на Украину в надежде разобраться в причинах болезни. В экспедицию входили Д. И. Ивановский и В. В. Половцев.
















Д.И. Ивановский русский ученый в 1892 году открыл вирус табачной мозаики.

На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собирал факты, делал наблюдения, расспрашивал крестьян о симптомах болезни. И экспериментировал. Он собрал листья с нескольких больных растений. Через 15 дней на этих листьях появились белёсые пятна. Значит, болезнь действительно заразна, и может передаваться от растения к растению. Ивановский последовательно устранял возможных переносчиков болезни – корневую систему растений, семена, цветки, пыльцу… Опыты показали, что дело не в них: болезнетворное начало поражает растения иным путём.

Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, первая удача – путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.

Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. В эти годы ещё несколько учёных в мире бились над опознанием этого «нечто». А. Майер в Голландии предложил, что заразное начало – бактерии.

Однако Ивановский доказал, что Майер ошибся, посчитав носителями болезни бактерии.

Профильтровав заразный сок через тонкопористые фарфоровые фильтры, он осадил на них бактерии. Теперь бактерии удалены… но заразность сока сохранилась.

Проходит шесть лет и Ивановский обнаруживает, что столкнулся с непонятным агентом, вызывающим болезнь: он не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибал при нагревании. Фильтруемый яд! Таким был вывод ученого.

Но яд это – вещество, а возбудитель болезни табака был существом. Он отлично размножался в листьях растений.

Так Ивановский открыл новое царство живых организмов, самых мелких из всех живых и потому невидимых в световом микроскопе. Проходящих сквозь тончайшие фильтры, сохраняющихся в соке годами и при этом не теряющих вирулентности. В 1889 году датский ботаник Мартин Виллем Бейринк, которого Майер заинтересовал болезнью табака, назвал вновь открытое существо вирусом, добавив, что вирус представляет собой «жидкое, живое, заразное начало».

Спустя много лет ученые узнали , что вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому свободно проходят через фильтр. Ивановский выявил два основных свойства вирусов: они очень малы, и их невозможно в отличие от клеток выращивать на искусственных питательных средах.(это свойство отражает степень их паразитизма).


- Увидеть вирусы удалось только с помощью электронного микроскопа. В 30-е годы 20 века. Вирусы входят в царство Vira , распространены повсеместно. Открытие вирусов положило начало новой науке- вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.



2.Особенности вирусов

ВИРУСЫ

Вирусы – внутриклеточные паразиты, не способные к жизнедеятельности вне живых клеток. Это мельчайшие возбудители многочисленных инфекционных заболеваний человека, животных, растений и бактерий.


Не обладают собственным обменом веществ, а используют обмен веществ клетки-хозяина.


Вирусы обладают наследственностью, которая обусловлена нуклеиновыми кислотами. Размножение вирусов своеобразно и не похоже на размножение других живых существ.


Вирусы, как и другие живые существа, способны изменяться и приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.


По строению и свойствам вирусы занимают промежуточное место между сложнейшими химическими веществами(макромолекулами, полимерами) и простейшими организмами(бактериями, хламидиями).


2.


Увидеть вирусы удалось только после изобретения электронного микроскопа. Самые крупные вирусы(вирусы оспы) по размерам приближаются к небольшим бактериям, самые мелкие( возбудители энцефалита, полиомиелита, ящура) – крупным белковым молекулам.


Размеры разных вирусов варьируются от 20 до нескольких сотен нм. Для сравнения , самые мелкие кровяные клетки эритроциты- 7 000 – 8 000 нм. Внешний вид телец вирусов напоминает кубики, палочки, многогранники, шарики, нити.


Разные вирусы состоят из белков и нуклеиновой кислоты. Если клетки человека, животных, растений и бактерий всегда содержат два типа нуклеиновых кислот (ДНК и РНК),то разные вирусы только один тип – или ДНК, или РНК. Белки отличаюся у разных вирусов.


Сложные по структуре вирусы, кроме перечисленных двух обязательных компонентов, содержат углеводы и липиды. Для каждой группы вирусов характерен свой набор белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Некоторые вирусы содержат ферменты.


Полностью сформированный вирус называется вирионом. Каждый компонент вирионов имеет определенные функции- белковая оболочка выполняет защитные функции, ферменты участвуют в размножении, нуклеиновая кислота отвечает за наследственные инфекционные свойства, а также принимает непосредственное участие в изменчивости вирусов.


3.Типы симметрии


Нуклеиновая кислота обычно находится в центре вириона и окружена белковой оболочкой. Белковая оболочка состоит из однотипных белковых молекул, уложенных определенным образом и образующих вместе с нуклеиновой кислотой симметричные геометрические формы.


При кубической (шаровидной) симметрии- нить нуклеиновой кислоты свернута в клубок, а белковые молекулы плотно уложены вокруг нее (вирусы полиомиелита, ящура).


При спиральной (палочковидной) симметрии- нить нуклеиной кислоты закручена в спираль. Каждый ее виток покрыт тесно прилегающими белковыми молекулами.


У сложно устроенных вирусов сердцевина в виде туго свернутой спирали покрыта одной или несколькими внешними оболочками. В ее состав входят различные вещества (вирус оспы, гриппа, СПИДа).


4. Особенности строения вирусов.


Итак, вирусы состоят из следующих основных компонентов:

1) сердцевина- генетический материал (ДНК или РНК), несущий информацию о типах белков, необходимых для образования нового вируса;

2) белковая оболочка, которая построена из идентичных повторяющихся субъединиц, образующих структуры с высокой степенью симметрии;

3) дополнительная липопротеидная оболочка, образованная из плазматической мембраны клетки – хозяина, встречается исключительно у больших вирусов( грипп, герпес).


Вирусы существуют в двух формах – внеклеточной и внутриклеточной. Вне клеток они существуют в виде «неживых» частиц (кристаллов). Но, попав в организм, вирусы проникают в клетки и «оживают».


5.Размножение вирусов.


Вирусы абсолютные паразиты. Они убивают тех, кто их кормит. Только они это делают не сразу, а размножаясь. Рассмотрим простейший пример их размножения.


На первом этапе вирус прикрепляется к плазматической мембране клетки . К одной клетке могут прикрепляться десятки, и даже сотни вирионов. На следующем этапе происходит внедрение или проникновение вирусов в клетку, которое она сама и осуществляет. Затем, под воздействием ферментов, растворяется белковая оболочка вируса и освобождается его нуклеиновая кислота. Нуклеиновая кислота по клеточным каналам проникает в ядро и ли остается в цитоплазме клетки. Нуклеиновая кислота вируса подавляет собственный обмен клетки и направляет его на производство новых компонентов вируса. Компоненты вируса направляются к заряженной клетке. После чего начинается сборка вирионов потомства. Последний этап- выход новых дочерних вирионов из клетки. Иногда вирусы могут накапливаться внутри клеток, образуя кристаллоподобные скопления ( тельца включений).


Специфичность клеточных включений позволяет спользовать этот признак для диагностики вирусных заболеваний. Так, обнаруженные в нервных клетках головного мозга цитоплазматические включения (тельца Негри) доказывают заболевания бешенством. А присутствие в эпителиальных клетках специфических образований круглой или овальной формы указывает на заболевание оспой.


Вирусы, создавая себе подобных, используют материал и энергию клетки. Размножаясь, они нарушают обмен веществ, истощают клеточные ресурсы. В результате – клетки гибнут.



6.Строение и жизненный цикл бактериофага.


Вирусы, паразитирующие в клетках бактерий, называют бактериофагами. Бактериофаги состоят из головки и хвоста. Хвост бактериофага покрыт белковым чехликом, от которого отходят длинные, тонкие волокна, играющие роль присосок при прикреплении частицы бактериофага к бактерии.


Белковая оболочка вируса при этом остается снаружи, а его ДНК встраивается в ДНК бактерии. Заряженная бактериальная клетка вместо собственных ДНК и белков начинает синтезировать новые вирусы.


Таким образом, в одной клетке, появляются десятки и сотни бактериофагов. Проникая в клетки других бактерий, они поражают их.




7. Болезнетворные свойства вирусов


Известно около 1 500 вирусов. Вирусы вызывают ряд заболеваний у растений, грибов, животных и человека.


Вирусные заболевания у растений – это бронзовость томатов, появление полос на цветках тюльпанов, мозаика табака, рак картофеля, карликовость помидоров и др.


Вирусные заболевания, поражающие сельскохозяйственных животных – ящур, чума кур, лейкоз коров.


Очень широк диапазон заболеваний человека, вызываемых вирусами. С древних времен известны бешенство, полиомиелит, оспа, гепатит. Распространенными остаются острые респираторные заболевания, корь, вирусный гепатит, тропические лихорадки, герпес. В среднем человек ежегодно сталкивается с двумя и более вирусными инфекциями, а всего за жизнь вирусы до двухсот раз проникают в его организм.



Не описаны вирусы мхов и водорослей.





8.Вирус СПИДа.


5. Механизм проникновения вирусов в клетку.



После того как, вирусная ДНК попадает в бактериальную клетку, она становится способной синтезировать целые вирусные частицы. Менее чем через 30 минут оболочка клетки лопается, и сотни образовавшихся в ней вирусов выходят наружу. Каждая из таких вирусных частиц может теперь вновь заразить бактерию, и через некоторое время это приводит к гибели всей популяции бактерий.


  1. Бактериальные вирусы

окружают бактерию















2) Вирус прикрепляется к клетке



















3) В клетку впрыскивается вирусная ДНК















4) Белковая оболочка остаётся снаружи













5) Образуются новые молекулы ДНК















6) Образуются белковые оболочки вирусов














7) Образуются вирусные частицы














8) Бактерия лопается,

высвобождая вирусы















6.Гипотезы происхождения вирусов.


Были выдвинуты три ос­новные гипотезы.

Согласно первой из них, вирусы являются потомками бак­терий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Согласно второй, вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Согласно третьей, вирусы являются дериватами клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.

Возможность дегенеративной эволюции была неоднократно установлена и доказана, и, пожалуй, наиболее ярким примером ее может служить происхождение некоторых клеточных органелл эукариотов от симбиотических бактерий. В настоящее время, на основании изучения гомологии нуклеиновых кислот, можно считать установленным, что хлоропласты простейших и растений происходят от предков нынешних сине-зеленых бактерий, а митохондрии – от предков пурпурных бактерий. 0бсуждается так же возможность происхождения центриолей от прокариотических симбионтов. Поэтому такая возможность не исключена и для происхождения вирусов, особенно таких крупных, сложных и автономных, каким является вирус оспы.

Все же мир вирусов слишком разнообразен, чтобы при­знать возможность столь глубокой дегенеративной эволюции для большинства его представителей, от вирусов оспы, герпе­са и иридовирусов до аденосателлитов, от реовирусов до са­теллитов вируса некроза табака или РНК-содержащего дель­та-вируса — сателлита вируса гепатита В, не говоря уж о та­ких автономных генетических структурах, как плазмиды или вироиды. Разнообразие генетического материала у вирусов является одним из аргументов в пользу происхождения виру­сов от доклеточных форм. Действительно, генетический мате­риал вирусов «исчерпывает» все его возможные формы: одно- и двунитевые РНК и ДНК, их линейные, циркулярные и фраг­ментарные виды. Природа как бы испробовала на вирусах все возможные варианты генетического материала, прежде чем окончательно остановила свой выбор на канонических его формах —двунитевой ДНК как хранителе генетической ин­формации и однонитевой РНК как ее передатчике. И все же разнообразие генетического материала у вирусов скорее сви­детельствует о полифилетическом происхождении вирусов, не­жели о сохранении предковых доклеточных форм, геном которых эволюционировал по маловероятному пути от РНК к ДНК, от однонитевых форм к двунитевым и т. п.

Третья гипотеза 20—30 лет казалась маловероятной и даже получила ироническое название гипотезы взбесившихся ге­нов. Однако накопленные факты дают все новые и новые аргу­менты в пользу этой гипотезы. Ряд этих фактов будет обсуж­ден в специальной части книги. Здесь же отметим, что именно эта гипотеза легко объясняет не только вполне очевидное полифилетическое происхождение вирусов, но и общность столь разнообразных структур, какими являются полноценные и де­фектные вирусы, сателлиты и плазмиды . Из этой концепции также вытекает, что образование вирусов не явилось единовременным событием, а происходило много­кратно и продолжает происходить в настоящее время. Уже в далёкие времена, когда начали формироваться клеточные фор­мы, наряду и вместе с ними сохранились и развивались не­клеточные формы, представленные вирусами — автономными, но клеточно-зависимыми генетическими структурами. Ныне существующие вирусы являются продуктами эволюции, как древнейших их предков, так и недавно возникших автономных генетических структур. Вероятно, хвостатые фаги служат примером первых, в то время как R-плазмиды — примером вторых.

7.Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.


СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

1. Грипп - не столь уж тяжелая болезнь, однако им болеют ежегодно многие миллионы людей, а периодически возникают пандемии (повальные эпидемии) уносят немало жизней.

В 1886 и 1887 годах грипп зарегистрирован в России; летом 1889 года в Бухаре активность возбудителя повысилась, а позднее в том же году инфекция распространилась и на другие районы России и в Западную Европу. Так началась пандемия гриппа 1889-1890 годов. При второй и третьей эпидемиях число смертельных случаев прогрессивно увеличивалось. Самая зловещая черта этой эпидемии состояла в том, что она, по-видимому, дала толчок какому-то процессу, и теперь грипп с нами не расстается, или, как писал эпидемиолог Гринвуд «нам никак не удается вернуть утраченные позиции».

В 1918 году, после окончания первой мировой войны, разразилась небывалая пандемия гриппа, получившего название «испанки».

За полтора года пандемия охватила все страны, поразив более миллиарда человек. Болезнь протекала исключительно тяжело: около 25 миллионов человек погибло – больше, чем от ранений на всех фронтах первой мировой войны за четыре года.

Никогда позже грипп не вызывал столь высокой смертности: смертность была невысокой во время всех последующих эпидемий и пандемий, хотя процент смертных случаев при гриппе невысок, массовость заболевания приводит к тому, что во время каждой большой эпидемии гриппа от него умирают тысячи больных, особенно стариков и детей. Отмечено, что во время эпидемий резко повышается смертность от болезней лёгких, сердца и сосудов.

Грипп остаётся «королём» эпидемий. Ни одна болезнь не может за короткое время охватить сотни миллионов людей, а гриппом во время пандемии заболевает более миллиарда людей! Так было не только в памятную пандемию 1918 года, но сравнительно недавно – в 1957 году, когда разразилась пандемия «азиатского» гриппа, и в 1968 году, когда появился «гонконгский» грипп. Известно несколько разновидностей вируса гриппа – А, В, С, и др.; под воздействием факторов внешней среды их число может увеличится. В связи с тем, что иммунитет при гриппе кратковременный и специфичный, возможно неоднократное заболевание в один сезон. По статистическим данным, ежегодно болеют гриппом в среднем 20-35% населения.

Источником инфекции является больной человек; больные легкой формой как распространители вируса, наиболее опасны, так как своевременно не изолируются – ходят на работу, пользуются городским транспортом, посещают зрелищные места.

Инфекция передается от больного к здоровому человеку воздушно-капельным путем при разговоре, чихании, кашле или через предметы домашнего обихода.



2.Оспа – одно из древнейших заболеваний. Описание оспы нашли в египетском папирусе Аменофиса Ι, составленном за 4000 лет до нашей эры. Оспенные поражения сохранились на коже мумии, захороненной в Египте за 3000 лет до нашей эры. Упоминание оспы, которую китайцы назвали «ядом из материнской груди», содержится в древнейшем китайском источнике – трактате «Чеу-Чеуфа» (1120 год до нашей эры). Первое классическое описание оспы дал арабский врач Разес.

Оспа в прошлом была самым распространённым и самым опасным заболеванием. Её опустошительная сила не уступала силе чумы.

Первое упоминание об оспе в России относится к ΧV веку. В 1610 году инфекция была занесена в Сибирь, где вымерла треть местного населения. Люди бежали в леса тундры и горы выставляли идолов, выжигали на лице шрамы наподобие оспин, что бы обмануть этого злого духа, - всё было напрасно, ничто не могло остановить безжалостного убийцу.

Однако, попытки защититься от оспы столь же древни, как и сама оспа. В основе их лежало наблюдение: люди, однажды переболевшие оспой, больше не болели.

Первая вакцинация против оспы в России была проведена в торжественной обстановке профессором Московского университета Ефремом Мухиным в 1801 году. Ребёнку из воспитательного дома в Москве была привита оспа по дженнеровскому способу и в честь этого присвоена фамилия Вакцинов.

10 апреля 1919 года В. И. Ленин подписал декрет об обязательном оспопрививании, что положило начало массовым прививкам.


3. Полиомиелит - вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы. Возбудитель полиомиелита - мелкий вирус, не имеющий внешней оболочки и содержащий РНК. Вирус полиомиелита поражает конечности, то есть изменяет формы костей. Характерные изменения костей были найдены при раскопках в Гренландии на скелетах, относящихся к 500-600 годам до нашей эры. Заболеваемость полиомиелитом отличается рядом характерных особенностей. Полиомиелит распространяется по типу кишечных заболеваний. При высоком уровне санитарии дети не заражаются в раннем возрасте, но инфицируются позже. Полиомиелит, как бы взрослеет, а у взрослых заболевание протекает значительно тяжелее. Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина. Применение поливакцины позволило эффективно гасить вспышки эпидемии инфекции, резко снизилась заболеваемость. Однако, вакцинация живой вакциной – это не ликвидация вируса – убийцы, а только замена его искусственно лабораторным штаммом, безопасным для человека.


4.Бешенство - инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, развиваются судороги при попытке пить воду. Вирус бешенства содержит РНК, уложенную в нуклеокапсид спиральной симметрии, покрыт оболочкой и при размножении в клетках мозга образует специфические включения, по мнению некоторых исследователей, - “кладбища вирусов“, носящие название телец Бабеша-Негри. Заболевание неизлечимо.


5.Вирусный гепатит - инфекционное заболевание, протекающее с поражением печени, желтушным окрашивании кожи, интоксикацией. Заболевание известно со времен Гиппократа более 2-х тысяч лет назад. В странах СНГ ежегодно от вирусного гепатита гибнет 6 тыс. человек. Болезнь иначе называется – болезнь Боткина. Вирус гепатита обладает высокой устойчивостью. Он может годами сохраняться в высушенном материале при комнатной температуре, выдерживать кипячение в течение 30 минут и кратковременную обработку обычными дезинфицирующими средствами. Вирус длительное время сохраняется в воде и выделениях больного. Размножается он только в организме человека – это облигатный (обязательный) паразит человека. Эпидемический гепатит известен в двух формах: собственно инфекционный гепатит, передающийся от человека к человеку, как кишечная инфекция, и сывороточный гепатит, передающийся людям при проведении переливании крови, уколов и т. д. В 1888 году Боткин пришел к заключению, что «катаральная желтуха», так тогда называли вирусный гепатит, является самостоятельным инфекционным заболеванием. Сывороточный гепатит часто бывает у диабетиков, наркоманов и других людей, делающих себе инъекции, а также татуировки.


6.Опухолеродные вирусы - За годы, прошедшие с тех пор, как впервые был установлен факт возникновения вирусных сарком у кур, многочисленными исследователями у разных видов позвоночных были обнаружены онкогенные вирусы, принадлежащие к двум группам: ДНК - содержащие и ретровирусы. Среди онкогенных ДНК-вирусов есть паковавирусы, адековирусы и герпесвирусы. Из РНК-содержащих вирусов опухоли вызывают только ретровирусы.

Диапазон опухолей, вызываемых онкогенными вирусами, необычайно широк. Хотя вирус полиомы вызывает главным образом опухоли слюнных желез, уже само его название показывает, что он способен вызывать и многие другие опухоли. Ретровирусы вызывают главным образом лейкозы и саркомы, которые нередко бывают причиной опухолей молочной железы и ряда других органов. Хотя рак - это заболевание целого организма, анологичное по сути явление, называемое трансформацией, наблюдается и в культурах клеток. Такие системы используются в качестве моделей для изучения онкогенных вирусов. Способность трансформировать клетки in vitro лежит в основе методов количественного определения многих онкогенных вирусов. Эти же системы используются и для сравнительного изучения физиологии нормальных и опухолевых клеток.


7.Вирусы и злокачественные опухоли человека - Одним из аргументов против роли вирусов в возникновении большинства злокачественных опухолей у человека считается тот факт, что в подавляющем большинстве случаев злокачественные опухоли не заразны, тогда как при вирусной этиологии можно ожидать передачи от человека к человеку. Если, однако, допустим, что в возникновении опухолей играет роль активация наследуемых вирусов экзогенными факторами, то следует ожидать, что будут выявлены факты наследственного предрасположения к злокачественным опухолям. Такое предрасположение к развитию некоторых опухолей действительно обнаружено, но этому можно найти различные объяснения. Несмотря на 10 лет интенсивной работы, направляемой специальными правительственными программами, связь между злокачественными опухолями у человека и вирусами все еще остается проблематичной. Представляется в высшей степени странным, что онкогенные вирусы, которые играют столь очевидную роль в возникновении опухолей у самых разных животных, должны почему-то “обходить” человека.

8.СПИД - Синдром приобретенного иммунного дефицита - это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, ни черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как “глобальный кризис здоровья”, как первую действительно все земную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор по прошествии первой декады эпидемии не контролируется медициной и от него умирает каждый заразившейся человек.

СПИД к 1991 году был зарегистрирован во всех странах мира, кроме Албании. В самой развитой стране мира - Соединенных Штатах уже в то время один их каждых 100-200 человек инфицирован, каждые 13 секунд заражался еще один житель США и к концу 1991 года СПИД в этой стране вышел на третье место по смертности, обогнав раковые заболевания. Пока что СПИД вынуждает признать себя болезнью со смертельным исходом в 100% случаев.

Первые заболевшие СПИДом люди выявлены в 1981 году. В течении прошедшей первой декады распространение вирус-возбудителя шло преимущественно среди определенных групп населения, которые называли группами риска. Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофилии (так как жизнь последних зависит от систематического введения препаратов и донорской крови).

Однако к концу первой декады эпидемии в ВОЗ накопился материал, свидетельствующий о том, что вирус СПИД вышел за пределы названных групп риска. Он вышел в основную популяцию населения.

С 1992 года началась вторая декада пандемии. Ожидают, что она будет существенно тяжелее, чем первая. В Африке, например, в ближайшие 7-10 лет 25% сельскохозяйственных ферм останутся без рабочей силы по причине вымирания от одного только СПИДа.

СПИД - одно из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце 20 века. Возбудитель СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - относится к ретровирусам. Своим названием ретровирусы обязаны необычному ферменту - обратной транскриптазе (ретровертазе), которая закодирована в их геноме и позволяет синтезировать ДНК на РНК-матрице . Таким образом, ВИЧ способен продуцировать в клетках-хазяевах, таких как “хелперные” Т-4 - лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома. Вирусная ДНК включается в геном лимфоцитов, где ее нахождение создает условия для развития хронической инфекции. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной (в частности, вирусной) информации. Без решения этой проблемы не будет полной победы над СПИДом.

Хотя уже ясно, что причиной синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и связанный с ним заболеваний является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), происхождение этого вируса остается загадкой. Есть убедительные серологические данные в пользу того, что на западном и восточном побережьях Соединенных Штатов инфекция появилась в середине 70-х годов. При этом случаи ассоциированных со СПИДом заболеваний, известных в центральной Африке, указывают на то, что там инфекция, возможно, появилась еще раньше (50-70 лет). Как бы то ни было, пока не удается удовлетворительно объяснить, откуда взялась эта инфекция. С помощью современных методов культивирования клеток было обнаружено несколько ретровирусов человека и обезьян. Как и другие РНК-содержащие вирусы, они потенциально изменчивы; поэтому у них вполне у них вполне вероятны такие перемены в спектре хозяев и вирулентности, которые могли бы объяснить появление нового патогенна (существует несколько гипотез: 1)воздействие на ранее существующий вирус неблагоприятных факторов экологических факторов; 2)бактериологическое оружие; 3)мутация вируса в следствии радиационного воздействия урановых залежей на предполагаемой родине инфекционного патогенна - Замбии и Заире).

Начать разговор о синдроме приобретенного иммунодефицита имеет смысл с краткого описания той системы организма, которую он выводит из строя, то есть системы иммунитета. Она обеспечивает в нашем теле постоянство состава белков и осуществляет борьбу с инфекцией и злокачественно перерождающимися клетками организма.

Как и всякая другая система, система иммунитета имеет свои органы и клетки. Ее органы - это тимус (вилочковая железа), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы (их иногда неправильно называют лимфатическими железами), скопление клеток в глотке, тонком кишечнике, прямой кишке. Клетками иммунной системы являются тканевые макрофаги, моноциты и лимфоциты. Последние в свою очередь, подразделяются на Т-лимфоциты (созревание их происходит в тимусе, откуда и их название) и В-лимфоциты (клетки, созревающие в костном мозге).

Макрофаги имеют многообразные функции, они, например, поглощают бактерии, вирусы и разрушенные клетки. В-лимфоциты вырабатывают иммуноглобулины - специфические антитела против бактериальных, вирусных и любых других антигенов - чужеродных высокомолекулярных соединений. Макрофаги и В-лимфоциты обеспечивают гуморальный (от лат. humor - жидкость) иммунитет.

Так называемые клеточный иммунитет обеспечивают Т-лимфоциты. Их разновидность - Т-киллеры (от англ. - “убийца”) способны разрушать клетки, против которых вырабатывались антитела, либо убивать чужеродные клетки.

Сложные и многообразные реакции иммунитета регулируются за счет еще двух разновидностей Т-лимфоцитов: Т-хелперов (помощников), обозначаемых также Т4, и Т-супрессоров (угнетателей), иначе обозначаемых как Т8. Первые стимулируют реакции клеточного иммунитета, вторые угнетают их. В итоге обеспечивается нейтрализация и удаление чужеродных белков антителами, разрушение проникших в организм бактерий и вирусов, а также злокачественных переродившихся клеток организма, иначе говоря, происходит гармоническое развитие иммунитета.

Особенностью вируса иммунодефицита человека является проникновение в его в лимфоциты, моноциты, макрофаги и другие клетки, имеющие специальные рецепторы для вирусов и их разрушений, что приводит к разрушению всей иммунной систем. В результате чего организм утрачивает свои защитные функции и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет.

Как происходит заражение? Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).

СПИД передается только от человека к человеку: 1)половым путем; 2)через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; 3)от матери к плоду и новорожденному.

ВИЧ не передается: ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты. Нет никакой опасности в ежедневном общении на работе, школе или дома. Нет опасности заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия. Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете. Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.

Меры профилактики. Основное условие - Ваше поведение!

1.Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.

2.Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.

3.Использование любого инструмента (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях, так и в быту при различный манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. д.) где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требует их стерилизации. Вирус СПИДа не стойкий, гибнет при кипячении мгновенно, при 56С градусах в течении 10 минут. Могут быть применены и специальные дезрастворы. Спирт не убивает ВИЧ.

4.Проверка донорской крови обязательна.


Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.


Напоминание о СПИДе: “Не погибни из-за невежества!- должно стать реальностью для каждого человека.

Кроме выше описанных болезней к вирусным заболевания также относятся ветряная оспа, инфекционный паротит, корь, краснуха и другие.

- Что же такое вирус- существо или вещество, живое или неживое?


(Учитель вместе с учащимися называет особенности вирусов).Запись в тетради.


Отличия вирусов от неживой материи:

  • Способность производить себе подобных

  • Наследственность (ДНК или РНК)

  • Изменчивость (способность к мутациям )

  • Адаптация и способность к эволюции.


Отличия вирусов от живых организмов:

  • Вирусы не имеют клеточного строения( отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);

  • Вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы ;

  • Вирусы не имеют метаболизма(обмена веществи энергии);

  • Вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственности вне клетки хозяина;

  • Вирусы не растут .




ТЕСТ


Задание: из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы и зашифруйте их:

Алкоголизм

Бешенство.

Малярия.

Ангина.

Грипп.

Туберкулез.

Скарлатина.

Наркомания.

Фагоцитоз.

СПИД.

Сифилис.

Рак печени

Чума.

Энцефалит.

Прививки.

Образование антител

Иммунитет.


Вопросы:

Какие болезни заразны и вызываются вирусами ?

Какие болезни заразны и вызываются бактериями или одноклеточными животными ?

Какие болезни неизлечимы?

Вирусы какой болезни передаются через кровь матери?

Какие инфекционные болезни передаются через половой контакт?

Какая смертельно опасная болезнь не передается через бытовые приборы и кожу?

Какие инфекции передаются через животных?

Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?

Какие болезни опасны не только для самого больного . но и для общества?

Способ создания искусственного иммунитета?

Заболевания, приводящие к полному разрушению иммунной системы в организме?


Ответы:


I - 2, 5, 7, 10, 4


II - 4, 6, 11, 13


III – 10


IV - 10


V - 10, 11


VI - 10


VII - 2, 3, 13, 14


VIII - 1, 8, 10, 11


IX - 1, 8


X - 15, 16


XI - 10


Заключение. Стихотворение.


Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства. Читают два ученика.


Стихотворение о вирусах или тайны третьего царства:


Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

Иль существа, а может, вещества

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы- и все об этом знают

Среди других живут и процветают

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!

Оглянемся назад!

Природа словно в прятки

Играет с человеческой судьбой

И любит нам загадывать загадки

Одну сложней загадку за другой!

Как будто бы на прочность испытанье

Проходит у Природы род людской,

И рассыпает щедрою рукой

Она на человечество страданья.

И наблюдает, не спуская глаз,

А выживет ли он на этот раз?!

Но выжил, победил чуму и оспу,

Холеру и дифтерию победил,

И жизни нить достойно утвердил,

Хоть было это и совсем, совсем не просто!

Столетьями, приумножая знанья,

От века к веку становясь мудрей,

Поднялся человек до пониманья,

Предназначенья миссии своей.

Она проста! Мы жить с Природой в мире

Обязаны, ее не покорять,

А лишь познаний горизонты шире

В сотрудничестве с нею раздвигать!

Перед нами нынче XXI век,

Свои проблемы и свои невзгоды.

Пусть будет мудр и славен человек

Разумное творение Природы!

Итог урока.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Неклеточные формы жизни.

Автор: Борзенкова Валентина Анатольевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 124049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по биологии 10 класс " Вирусы - неклеточные формы жизни" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-biologhii-10-klass-virusy-nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "153605"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421052963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "урок по биологии "Вирусы - неклеточные формы жизни" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-po-biologhii-virusy-nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "227767"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440944612"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни."
    ["seo_title"] => string(64) "mnoghoobraziieorghanizmovklietochnyieinieklietochnyieformyzhizni"
    ["file_id"] => string(6) "306674"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458166096"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока биологии  "Неклеточные формы жизни. Вирусы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologhii-nieklietochnyie-formy-zhizni-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "258706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552780"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы" "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-na-tiemu-nieklietochnyie-formy-zhizni-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "133186"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416479796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства