Урок биологии в 11-м классе "Наследственные болезни человека".
Тип урока:урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, групповая работа по выполнению задания, использование ИКТ.
Цель урока: познакомить учащихся с заболеваниями, в основе которых лежат наследственные нарушения.
Задачи урока:
Образовательные: охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний;; сформировать понятие о факторах риска; обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.
Развивающие: развивать умение применять знания закономерностей наследственности по отношению к человеку; раскрыть познаваемость явлений жизни; развивать умение решать задачи.
Воспитательные: показать область практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения, показать значение медико-генетического консультирования, пропаганда здорового образа жизни, воспитание моральных ценностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека», инструктивные карты для учащихся.
Ход урока
Орг. момент (проверка готовности к уроку).
Актуализация знаний.
Звучит марс Мендельсона.
Проблемный вопрос
Родилась молодая семья. И вот в один прекрасный момент молодожены решили завести ребенка. Они мечтают о том, что их ребенок будет красивым, как мама. Умным, как папа. Папа требует сына, а мама хочет дочку. Споры могут перерасти в ссору. И тогда вмешивается мудрая бабушка, которая объясняет, что главное, чтобы ребенок был здоровым. А если нет? Ведь не всегда рождение ребенка приносит в дом только радость. Почему?
Версии учеников (близкородственные браки, предрасположенность к некоторым болезням, факторы окр.среды, алкоголь, табак, наркотики и т.д.)
Вывод:причины кроются в наследственности, одном из фундаментальных свойств жизни и в мутациях, накопившихся в популяциях человека в результате эволюции и возникающих вновь уже в наши дни.
Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков.
К их числу, например, относится знаменитая челюсть у семейства Габсбургов. Не менее интересный пример - люди-альбиносы, лишенные пигмента меланина, живущие в джунглях Африки, способные вести только ночной образ жизни. Недаром их называют "Дети Луны". Есть примеры и в истории России.
Тема нашего урока: Наследственные болезни человека
Стр.56 учебника
Прошу уч-ся сформулировать цели,затем вывожу на слайд. Сегодня на уроке мы с вами: 1) охарактеризуем некоторые наследственные болезни;2) объясним причины возникновения генетических заболеваний;3) перечислим о обоснуем меры профилактики наследственных болезней человека.
3.Изучение нового
Сколько хромосом в клетках человека,т.е каков наш кариотип?
Их них 22 пары - ?
23 пара -?
Задание: найдите в тексте учебника классификацию наследственных болезней (ответ: генные и хромосомные), с чем они связаны?
Создание мини - проекта учащимися
Организуется работа в группах по 6-7 человек, каждая группа получает инструктивную карту с заданиями, на выполнение дается 10 минут,после подготовки отчет в течение 2,5-3 минут. Для работы уч-ся используют материал учебника, дополнительный материал на партах и свой материал, который заранее готовили дома.
Задания для групп:
1.Отберите необходимый материал для презентации исходя из материалов учебника, дополнительной информации и домашнего задания.
2.Распределите функции участников группы.
3.Общая характеристика генного или хромосомного заболевания.( у каждой группы своя болезнь)
4.Примеры болезней, их краткая характеристика.
5.Факторы,влияющие на развитие болезней.
6.Решить задачу.
Выступления участников групп. Затем совместно оцените работу каждого участника своей группы и выставьте отметки в таблицу (первая колонка)
Ф.И. | Отметка за проект | Отметка за тест | Отметка учителя |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7. | | | |
Для оценки проекта учащиеся используют критерии (приложение)
Каждая группа назвала факторы, влияющие на развитие наследственных заболеваний. Давайте попробуем сформулировать мероприятия по профилактике этих болезней. (ответы учащихся, затем вывожу слайд и учащиеся обосновывают эти меры)
Профилактика наследственных заболеваний
1.Запрет на близкородственные браки
2.Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ
3.Борьба за чистоту окружающей среды
4.Медико – генетическое консультирование
4.Закрепление
Тест, оценка каждой группы выводится на слайд(дети заносят оценки в лист)
Тест через класс рум
5. Итог урока
Что нового узнали?
6. Рефлексия
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымяный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
7. Домашнее задание п.14. Изучить закономерности наследственных заболеваний в нашем городе