kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «Генетика и здоровье человека» ( биология 10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:
          1.
Сформировать у учащихся знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней человека.


 Задачи урока:

1.Образовательные: формировать у обучающихся общее представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.

2.Развивающие: развивать умение получать и преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суж­дения, приводить доказательства, выделять главное и оформлять таблицу. 

3.Воспитательные: воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства. 

Просмотр содержимого документа
«Задачи по генетике приложение к уроку»

Приложение к уроку


Задача № 1.

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х- хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине ( все ее предки были здоровы). Определите вероятность рождения больного гемофилией ребенка в этом браке.



Задача № 2.

Рецессивный ген дальтонизма располагается в Х – хромосоме. Девушка с нормальным зрением, отец которой был дальтоником, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого тоже был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства.



Задача № 3.

Уже давно замечено, что женщины – долгожительницы встречаются значительно чаще, чем мужчины – долгожители. Женщины в России в среднем живут 72 года 4 месяца и 4 дня. Самая высокая продолжительность жизни в Японии, где мужчины живут в среднем 77 лет, а женщины – 84 года.

Естественно, что на явление долгожительства влияют и внешние условия. Мы знаем классическую формулу: фенотип = генотип + среда. Но все-таки с точки зрения хромосомной теории наследственности, как можно объяснить женское долгожительство, если ученые предполагают, что ген долгожительства – доминантный ген, сцепленный с Х – хромосомой.

А также решите задачу.

В брак вступает женщина, выросшая в неполной семье: ее мать и отец ушли из жизни, не достигнув 45 – летнего возраста. Причины их смертей точно установить невозможно, но известно, что каждый из рано погибших родителей уже с детства не отличался хорошим здоровьем. Мужчина, вступающий в брак крепок здоровьем, все предки которого умерли в 70-80 лет. Можно ли надеяться, что дети, рожденные в этом браке , будут жить долго?


Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «Генетика и здоровье человека»

( биология 10 класс)









Автор работы:

Крючкова

Наталья Николаевна

Должность:

учитель химии и биологии

первая квалификационная

категория







2015год








Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»

(Г.Гейне)









Цель:
1.
Сформировать у учащихся знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней человека.


Задачи урока:

1.Образовательные: формировать у обучающихся общее представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.

2.Развивающие: развивать умение получать и преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суж­дения, приводить доказательства, выделять главное и оформлять таблицу.

3.Воспитательные: воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства.


Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-лекция с беседой, сообщениями учащихся.

Оборудование: ноутбук, электронная презентация, мультимедиа проектор

Структура урока:

Организация начала урока (2 минуты).
I . Актуализация знаний (8 минут)

II. Основная часть. Изучение нового материала (25 минут)

III. Подведение итогов урока (3 минуты).

IV. Информация о домашнем задании (2 минуты).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся, представление гостей, создание доброжелательной рабочей атмосферы

Приветствие учителя и гостей







I этап
Актуализа-ция
знаний

Ситуация. ( Мотивация к деятельности)


- В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. Человек – дикобраз, - прозвали его соседи. Ламберт имел шесть сыновей, и все они тоже выглядели «дикобразами». И в последующих четырёх поколениях рождались «дикобразы».


-Как вы думаете, почему стало возможным рождение такого ребёнка?

(мутации, изменчивость генотипа)

- А почему в последующих поколениях рождались дети с таким отклонением? Какое свойство организмов это объясняет?

(наследственность)

- В человеческом обществе генетическое разнообразие среди людей так же как у растительных и животных организмов создаётся благодаря непрекращающемуся мутационному процессу, процессу наследственной изменчивости.


-Как вы думаете, что мы должны разобрать на уроке, какова цель урока?

(Ответы учащихся)













Тема нашего урока «Генетика и здоровье человека»

.
Предлагаю вам побыть сегодня в роли специалистов-генетиков и попытаться ответить на ряд важных вопросов:
План
1. Наследственные заболевания.

2. Генные болезни (сообщение с презентацией)
3. Хромосомные болезни (сообщение с презентацией)
4. Профилактика наследственных заболеваний и медико-генетическое консультирование (сообщение специалиста с презентацией)


Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Ежегодно в нашей стране рождается около 200 тысяч детей с наследственными заболеваниями.
Причина наследственных заболеваний – мутации, - А что такое «мутация» ? Давайте вспомним! (учебник стр. 171)


Существуют различные классификации мутаций.
Какие виды мутаций вы знаете?







Как вы думаете, какие мутации ведут к резкому увеличению наследственных заболеваний.? (Отвечают: генеративные)



По уровню изменения генетического материала выделяют:
1) генные
2) хромосомные
3) геномные




1. Генные мутации - генные заболевания

Мутации – в 1 гене → нарушение

а) первичной структуры белка
или
б) количества синтезируемого белка

2. Хромосомные, геномные мутации – хромосомные заболевания

































Слайд 1

Слайд 2



записывают тему урока в тетради.

Слайды 3,4








Отвечают: «Внезапные изменения генетического материала, которые наследуются»


Отвечают: « Выделяют:
1) Соматические мутации (в соматических клетках, не передаются по наследству)

2) Генеративные мутации (в половых хромосомах, они наследуются)».

Генные – изменения генетич. материала в пределах одного гена
Геномные- изменения числа хромосом.
Хромосомные-изменения структур хромосом.

(Слайд 5)

II этап Изучение нового материала

Учитель.  Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?

Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметом многочисленных исследований, в том числе и генетических.


На сегодняшнем уроке мы поговорим о наследственных болезнях и их видах.
Итак, НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ -патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала — мутациями.
Изучением наследственных болезней занимается такая наука как медицинская генетика.
В начале мы рассмотрим генные заболевания. Я прошу заносить информацию в виде таблицы

НАЗВАНИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ

ХАРАКТЕР
НАРУШЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ

Генные мутации

Серповидно-клеточная анемия



Синдром Марфана



Гемофилия



Хромосомные мутации

Синдром Дауна



Синдром Шерешевского-Тернера



Синдром Клайнфельтера

 

 




































Работа в парах: Решение генетических задач

(карточки с задачами из Кимов ЕГЭ- часть С)








Теперь перейдем к рассмотрению хромосомных болезней и заслушаем следующее сообщение












































Проверяем заполнение таблицы


Групповая работа с тестами (из Кимов ЕГЭ часть А и В)







Теперь мы переходим к рассмотрению 4 вопроса и заслушаем сообщение о диагностике, лечении и профилактике наследственных заболеваний. Здесь выступит врач медико-генетической консультации.




3.  Экспресс – опрос.    На каждый вопрос выберите один полный и правильный  ответ.       

1).  Совокупность всех наследственных задатков организма:

А.  гены;      Б.  геном;        В. генотип;              Г. генофонд.

2).  Метод,  неприемлемый   в   исследованиях    генетики  человека:

А.   цитогенетический;                          В.  генеалогический;               

Б.   гибридологический;                           Г.  биохимический.

 

3).  Метод, основанный на изучении родословной человека:

А.   цитогенетический;                              В.   близнецовый;                

Б.   генеалогический;                                 Г.  биохимический

 

4).  Болезни,  связанные  с  потерей  или  появлением лишней хромосомы, были изучены методом:

 

А.   цитогенетическим;                        В.   близнецовым;         

Б.   генеалогическим;                           Г.  биохимическим.

 

5).  Заключение родственных браков нежелательно, так как:

А.  может произойти смешение групп крови;

Б.  увеличивается вероятность перехода рецессивных  «больных» генов в гетерозиготное состояние;

В.  увеличивается вероятность перехода рецессивных   «больных» генов в гомозиготное состояние;

Г.  это нехорошо по этическим соображениям.
































































Физминутка . ( под музыку И.С. Баха)


И. Бах – знаменитый композитор начала 18 века - один из большой семьи Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов.

Именно генетика помогла объяснить это явление.



























Перечерчивают таблицу, оставляют место

Слайд № 6











Сообщение с использованием презентации 1 ученика:
(Слайды 7- 13)

Генные болезни
Ведут к нарушению обмена веществ.
В зависимости от расположения мутантного гена выделяют болезни:
а) аутосомного
б) сцепленного с полом наследования
Аутосомный тип наследования:
* фенилкетонурия (а)

ген в 12 хромосоме:

накопление фенилаланина

умственная отсталость

строгая диета
* альбинизм (отсутствие пигмента кожи, волос, радужки глаз)

* серповидно-клеточная анемия

Сцепленного с полом наследования: * гемофилия

* дальтонизм


Хромосомные болезни, сообщение с презентацией, 2 учащийся.

Хромосомные болезни (Слайды 14-18)

а) изменение числа хромосом (геномные мутации)
* синдром Дауна

(трисомия по 21 хр.).

* синдром Патау (лишняя 13 хр.):

- тяжёлые отклонения в развитии;

- ≈ 95% новорождённых умирает до 1 года.

* синдром Клайнфельтера (♂ XXУ):

- развитие по женскому типу;

- бесплодие;

- умственная отсталость.

* синдром Шерешевского-Тернера (♀ ХО)

- широкая грудная клетка;

- короткая шея;

- рост ниже 150см.

* ♀ ХХХ:

- отклонения в поведении;

- трудности в обучении.

б) изменение структуры хромосом (хромосомные мутации)
* синдром «кошачьего крика»

(утрата фрагмента 5-й хр.)

Спрашиваю на выбор.
(Слайд №19)





Сообщение с презентацией 3 учащегося: здравствуйте, радует, что в современном обществе наблюдается положительная тенденция, все большее количество супружеских пар обращаются к нам за помощью.( Слайды 20-22)
Главной задачей медико-генетического консультирования является прогнозирование появления детей с наследственными патологиями.

Основные причины обращения к нам:
1)близкородственные браки;

2) работа супругов на вредном предприятии;

3) наличие родственников с наследственными заболеваниями.

Основной метод: составление родословной по наследственному заболеванию.

В результате

мы определяем возможность: а)тип наследования заболевания

Б)вероятность рождения больного ребенка

Профилактика наследственных заболеваний заключается, прежде всего (стр.175-176)

1. Здоровый образ жизни будущих родителей.

2. Обращение в медико-генетическую консультацию

3. Пренатальная (предродовая) диагностика

Методы:

1)УЗИ
2) Кровь из пуповины

3) Исследование околоплодной жидкости

Лечение

1) Лекарства
2) Соблюдение диеты 3) Генная инженерия (введение в кл.больного нормальной копии поврежденного гена)

Записывают в тетрадь.

III этап Подведение
итогов












Рефлексия « Пять пальцев»

Сегодня мы рассмотрели особенности наследственных заболеваний, их профилактику и лечение. Подведем краткие итоги.
Выводы:
1. Существуют генные и хромосомные болезни.
Причина наследственных заболеваний человека – различные мутации.

2. Сейчас 12–15% генных болезней полностью излечиваются диетами и лекарствами. Примерно в 50% лечение продлевает больным жизнь, улучшает ее качество. Но остальные 35–40% болезней нам пока не поддаются.
3.
 Чтобы снизить риск многих наследственных изменений, мы должны вести здоровый образ жизни

4. Генетическую консультацию должна пройти каждая пара, а пары из группы риска остаются под наблюдением генетика постоянно.


Выставление оценок.
I. Задание на самоанализ и самооценку

I. Как я усвоил материал?

А. Получил прочные знания, усвоил весь материал -9-10 баллов

Б. Усвоил новый материал частично -7-8 баллов

В. Мало что понял, необходимо ещё поработать -4-6 баллов

II. Как я работал?

А Удовлетворён своей работой с заданиями справился сам -9-10 баллов

Б. Допустил при рассказе ошибки, на вопросы давал нечёткие ответы -7-8 баллов

В. Не справился с частью заданий -4-6 баллов


Учитель:

Вы не находите - генетика

Почти совсем как арифметика?

Ошибка в количестве х-хромосом,

И результат - ген неверно решён.

Только жестоки генетики правила -

Эту ошибку уже не исправить нам.

У русского народа много умных мыслей о наследственных проявлениях в жизни. Как вы думаете, какое из высказываний мы можем взять девизом нашего урока?


- Яблоко от яблони недалеко падает.

- Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

- От доброго корня и добрая поросль.








Учащиеся отвечают:



(Слайд № 23)


















Учащиеся сами оценивают свою работу

IV Домашнее задание:

  1. §3.17 ответить на вопросы ( 1-5)

2.Т.З Подготовить исследовательский проект на тему: « Генеалогический и близнецовый методы» в генетике человека.


. А мне остается пожелать вам здоровья и долгой счастливой жизни.



Афоризмы: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя” (И.П.Павлов). “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье (Г.Гейне).”



Записывают в тетрадь.



Информационные источники
1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник 10-11 классы. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
2. CD-rom Навигатор Биология. Общая биология. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаров. Мультимедийное учебное пособие Дрофа 2009 (10 -11 класс)
3. Клиническая генетика. Бочков Н.П. М:Медицина 1997 4. Генетика Тоцкий В.М. Одесса Агропринт 2002
4. Генетика человека Шевченко В.А. М: ВЛАДОС, 2002

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Урок № 31. Технологическая карта

Тема

Генетика и здоровье человека.


Цель





Задачи:

Сформировать у учащихся знания

о наследственных заболеваниях человека,

их лечении и профилактики некоторых

наследственных болезней.


1. Образовательная: Формировать у обучающихся общее

представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.


2.Развивающая:

Совершенствовать умения учащихся работать с учебником и дополнительной литературой, развивать умения сравнивать, делать выводы, анализировать, развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления.

3 .Воспитательная: воспитать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства


Основное содержание темы

Понятие наследственности. Наследственная изменчивость, её формы: комбинативная и мутационная. Классификация мутаций. Мутагенные факторы. Наследственные болезни.


Термины и понятия

Фенилкетонурия, альбинизм мутации (соматические и генеративные, генные, хромосомные, геномные), серповидно- клеточная анемия, гемофилия, синдром Дауна, синдром патау.

Синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского – Тернера,

Синдром « кошачьего крика»

Планируемый результат

Личностные умения:

Формирование познавательных интересов, личностного отношения к изучению материала,

  • Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни.




Метапредметные умения

Познавательные:

Умение воспроизводить информацию по памяти,

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач,

Делать выводы на основе полученной информации


Регулятивные:

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,

Представлять результаты работы.


Коммуникативные:

Умение воспринимать информацию на слух,

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.



Предметные умения

  • Ученик должен знать:

  • типы изменчивости, причины и закономерности её проявления, эволюционное значение изменчивости

  • Ученик должен уметь:

  • Приводить примеры изменчивости и определять, к каким формам изменчивости организмов они относятся; строить вариационные кривые.



Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Математика, химия, информатика

Информационный материал: В.Н. Мишакова «Современный урок биологии: проектирование и анализ».

Учебник В. И Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2012г.



Интерактивный материал: Презентация

Раздаточный материал: тестовые задания, карточки с генетическими задачами , таблицы


Фронтальная

индивидуальная –

парная -



ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

-восстановить в памяти учащихся значение термина «мутации»; пробудить интерес к изучению темы



- В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. Человек – дикобраз, - прозвали его соседи. Ламберт имел шесть сыновей, и все они тоже выглядели «дикобразами». И в последующих четырёх поколениях рождались «дикобразы».


-Как вы думаете, почему стало возможным рождение такого ребёнка?

(мутации, изменчивость генотипа)

- А почему в последующих поколениях рождались дети с таким отклонением? Какое свойство организмов это объясняет?

(наследственность)

- В человеческом обществе генетическое разнообразие среди людей так же как у растительных и животных организмов создаётся благодаря непрекращающемуся мутационному процессу, процессу наследственной изменчивости.


-Как вы думаете, что мы должны разобрать на уроке, какова цель урока?

(Ответы учащихся)







Применение ТРКМ- прием «Знаю-хочу узнать - узнал» на стадии вызова.







ЗНАЮ

ХОЧУ

УЗНАТЬ



УЗНАЛ(а)







Личностные умения:

Психологическая настроенность, готовность к уроку.

  1. Определение темы урока

  2. Заполнение первых двух граф таблицы ( индивидуально).



  1. Обсуждение целей урока ( «Хочу узнать») и заполнение их на слайде презентации.



II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.


Цели:

  • актуализировать знания о видах мутации

  • ввести понятия: наследственные болезни



Рассмотрите рис.84 на стр.172 учебника.

а)Обратите внимание на отсутствие окраски аксолотля и мыши.

б)Найдите в тексте ответ на вопрос: «В чем проявление этой болезни?»

в) К какому типу относится эта мутация?.

г)Дайте определение понятию «Альбинизм».



Диагностические задания

Познавательные умения:

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные умения:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

Учитывание позиции партнера,умение объяснять свой выбор, работа в группе. сотрудничество.


Блок Б.

Цели:

  • актуализировать знания о причинах наследственных заболеваний

  • ввести понятие: аутосомный тип наследования, наследование сцепленное с полом


Организация самостоятельной работы по заполнению таблицы

(сообщения учащихся с использованием презентации)






Работа в парах: решение генетических задач на наследование признаков сцепленных с полом. ( карточки с задачами из Кимов ЕГЭ- часть С)

Диагностические задания

Познавательные умения:

Поиск и выделение необходимой информации,

Овладение смысловым чтением, умение составлять вопросы.

Регулятивные умения:

Организация учебной деятельности, работа по плану.

Коммуникативные умения:

Умение работать в группах ,отстаивать свою точку зрения, развитие сотрудничества

Блок В.

Цели :

  • актуализировать знания о генных и хромосомных болезнях

  • ввести понятие: медико – генетическое консультирование


Проверка заполнения таблицы



Групповая работа с тестами (из Кимов ЕГЭ часть А и В)

Диагностические задания

Познавательные умения:

Поиск и выделение информации, объяснение схем

Регулятивные умения:

Планирование свои действия в соответствии с поставленной задачей

Блок Г. Дополнение

Цели:



ввести понятие: дородовая (пренатальная) диагностика

Изучите текст на стр.176

Что относится к методам дородовой ( пренатальной ) диагностики?.

Диагностические задания

Впишите в текст пропущенные дополнения.


Познавательные умения:

Регулятивные умения:

Коммуникативные умения:

Предметные умения:



Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель

  • установить степень усвоения темы













Физминутка

Контрольное задание.( Коллективная работа)


.  Экспресс – опрос.    На каждый вопрос выберите один полный и правильный  ответ.       

1).  Совокупность всех наследственных задатков организма:

А.  гены;      Б.  геном;        В. генотип;              Г. генофонд.

2).  Метод,  неприемлемый   в   исследованиях    генетики  человека:

А.   цитогенетический;                          В.  генеалогический;               

Б.   гибридологический;                           Г.  биохимический.

 

3).  Метод, основанный на изучении родословной человека:

А.   цитогенетический;                              В.   близнецовый;                

Б.   генеалогический;                                 Г.  биохимический

 

4).  Болезни,  связанные  с  потерей  или  появлением лишней хромосомы, были изучены методом:

 

А.   цитогенетическим;                        В.   близнецовым;         

Б.   генеалогическим;                           Г.  биохимическим.

 

5).  Заключение родственных браков нежелательно, так как:

А.  может произойти смешение групп крови;

Б.  увеличивается вероятность перехода рецессивных  «больных» генов в гетерозиготное состояние;

В.  увеличивается вероятность перехода рецессивных   «больных» генов в гомозиготное состояние;

Г.  это нехорошо по этическим соображениям.



Познавательные умения

овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

Регулятивные умения:

Проведение оценки своей деятельности, определение уровня результативности

Предметные умения:




III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель деятельности


Результат деятельности

Личностные умения:

Определение успешности своей деятельности

Познавательные умения:

Владение всеми основными понятиями темы.

Регулятивное умение:

Коррекция действий , обеспечивающих организацию своих учебных действий

Коммуникативное умение:

Компетентность в вопросах генетики пола, сотрудничество с учителем и сверстниками

• научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.


Варианты заданий

  1. Заполнение третьей графы таблицы (возвращение к началу урока, ответы на поставленные вопросы).

  2. Решение познавательной задачи из начала урока.

  3. Подведение итогов работы в группах



IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности

Самоанализ

I. Задание на самоанализ и самооценку

I. Как я усвоил материал?

А. Получил прочные знания, усвоил весь материал -9-10 баллов

Б. Усвоил новый материал частично -7-8 баллов

В. Мало что понял, необходимо ещё поработать -4-6 баллов

II. Как я работал?

А Удовлетворён своей работой с заданиями справился сам -9-10 баллов

Б. Допустил при рассказе ошибки, на вопросы давал нечёткие ответы -7-8 баллов

В. Не справился с частью заданий -4-6 баллов





Рефлексия « Пять пальцев»






Домашнее задание:

1.Параграф 3.17, ответить на вопросы 1-5;


2.Т.З Подготовить исследовательский проект на тему: « Генеалогический и близнецовый методы» в генетике человека.

.



Соотнести полученный результат с поставленными целями.




Просмотр содержимого презентации
«Генетика и здоровье человека»

Генетика и здоровье человека Биология 10 класс

Генетика и здоровье человека

Биология 10 класс

Цель урока :  

Цель урока :

 

1.Образовательные: формировать у обучающихся общее представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма. 2.Развивающие: развивать умение преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суждения, приводить доказательства, выделять главное и оформлять таблицу. 3.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства.

1.Образовательные: формировать у обучающихся общее представление о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.

2.Развивающие: развивать умение преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суждения, приводить доказательства, выделять главное и оформлять таблицу.

3.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства.

План урока  1. Наследственные заболевания.  2. Генные болезни (сообщение с презентацией).  3. Хромосомные болезни (сообщение с презентацией).  4.  Профилактика наследственных заболеваний и медико-генетическое консультирование(сообщение с презентацией).

План урока

1. Наследственные заболевания. 2. Генные болезни (сообщение с презентацией). 3. Хромосомные болезни (сообщение с презентацией). 4. Профилактика наследственных заболеваний и медико-генетическое консультирование(сообщение с презентацией).

По уровню изменения генетического материала мутации:    генные    хромосомные  геномные  Мутации Наследственные болезни   НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ - патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала — мутациями .    1. Генные мутации Генные болезни   2. Хромосомные, геномные  мутации Хромосомные болезни

По уровню изменения генетического материала мутации:

генные хромосомные геномные

Мутации Наследственные болезни НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ - патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала — мутациями .

1. Генные мутации Генные болезни

2. Хромосомные, геномные мутации Хромосомные болезни

По ходу урока заполнение таблицы: НАЗВАНИЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ Генные мутации ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ Серповидно-клеточная анемия Синдром Марфана Гемофилия Хромосомные мутации Синдром Дауна Синдром Шерешевского-Тернера Синдром Клайнфельтера

По ходу урока заполнение таблицы:

НАЗВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ

Генные мутации

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ

Серповидно-клеточная анемия

Синдром Марфана

Гемофилия

Хромосомные мутации

Синдром Дауна

Синдром Шерешевского-Тернера

Синдром Клайнфельтера

Генные заболевания  I  Аутосомное наследование (если мутантный ген в аутосомах) Аутосомно-рецессивное наследование Альбинизм Фенилкетонурия Серповидноклеточная анемия Аутосомно - доминантное наследование Синдром Марфана Полидактилия  II Наследование, сцепленное с полом  ( если мутантный ген в половых хромосомах) Гемофилия – несвертываемость крови Дальтонизм – неспособность различать главным образом красный и зеленый цвета Коричневая эмаль зубов

Генные заболевания I Аутосомное наследование (если мутантный ген в аутосомах)

Аутосомно-рецессивное наследование

Альбинизм

Фенилкетонурия

Серповидноклеточная анемия

Аутосомно - доминантное наследование

Синдром Марфана

Полидактилия

II Наследование, сцепленное с полом ( если мутантный ген в половых хромосомах)

Гемофилия – несвертываемость крови

Дальтонизм – неспособность различать главным образом красный и зеленый цвета

Коричневая эмаль зубов

Серповидно-клеточная анемия Мутация: замена тимина на аденин в 11 хромосоме, что ведет к синтезу аномальной формы гемоглобина(серповидной) Основные симптомы:  анемия, нарушения кровообращения, подверженность инфекциям

Серповидно-клеточная анемия

Мутация: замена тимина на аденин в 11 хромосоме, что ведет к синтезу аномальной формы гемоглобина(серповидной)

Основные симптомы: анемия, нарушения кровообращения, подверженность инфекциям

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ

ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ

  • Фенилкетонури́я  ( фенилпировиноградная  олигофрения ) —  наследственное заболевание  группы ферментопатий, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, главным образом фенилаланина. Сопровождается накоплением фенилаланина и еготоксических продуктов, что приводит к тяжёлому поражению ЦНС, проявляющемуся, в частности, в виде нарушения умственного развития.
АЛЬБИНИЗМ

АЛЬБИНИЗМ

  • Альбинизм  ( лат.   albus — белый ) — врождённое отсутствие  пигмента  меланина, который придает окраску коже, волосам,  радужной  и пигментной оболочкам глаза .
  • В настоящее время считается, что причиной альбинизма является отсутствие (или блокада) фермента тирозиназы , необходимой для нормального синтеза  меланина  — особого вещества, от которого зависит окраска тканей
Синдром Марфана-  наследственная болезнь соединительной ткани  Мутация: в гене, кодирующем структуру белка фибриллина    Основные симптомы:  · Килевидная грудная клетка;   · Сколиоз  · Плоскостопие    Арахнодактилия  Килевидная грудь

Синдром Марфана- наследственная болезнь соединительной ткани

Мутация: в гене, кодирующем структуру белка фибриллина Основные симптомы: · Килевидная грудная клетка;  · Сколиоз · Плоскостопие 

Арахнодактилия

Килевидная грудь

Ш. де Голль А. Линкольн Эхнатон, Паганини Эхнатон, Паганини Наследственные болезни Известные люди с синдромом Марфана Эхнатон Н. Паганини

Ш. де Голль А. Линкольн

Эхнатон, Паганини

Эхнатон, Паганини

Наследственные болезни

Известные люди с синдромом Марфана

Эхнатон Н. Паганини

Гемофилия Мутация: замена в Х-хромосоме, ведущая к врожденному отсутствию факторов свертывания VIII-го или IX-го   Наследование, сцепленное с Х-хромосомой.  Основные симптомы:  кровь не свертывается  кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы     Суставы больного гемофилией

Гемофилия

Мутация: замена в Х-хромосоме, ведущая к врожденному отсутствию факторов свертывания VIII-го или IX-го  Наследование, сцепленное с Х-хромосомой.

  • Основные симптомы: кровь не свертывается кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы

Суставы больного гемофилией

Хромосомные болезни  (более 700)  а) изменение числа хромосом  (геномные мутации)  б) изменение структуры хромосом  (хромосомные мутации)   Причина: нерасхождение хромосом в ходе мейоза. Синдром Дауна (трисомия по 21 хр.) Синдром Патау   (лишняя 13 хр.) Синдром Шерешевского-Тернера (♀ХО или ♀ ХХХ) Синдром Клайнфельтера  (♂ XX У)  Синдром «кошачьего крика» (утрата фрагмента 5-й хр.)

Хромосомные болезни (более 700) а) изменение числа хромосом (геномные мутации) б) изменение структуры хромосом (хромосомные мутации)

Причина: нерасхождение хромосом в ходе мейоза.

Синдром Дауна (трисомия по 21 хр.)

Синдром Патау (лишняя 13 хр.)

Синдром Шерешевского-Тернера (♀ХО или ♀ ХХХ)

Синдром Клайнфельтера (♂ XX У)

Синдром «кошачьего крика» (утрата фрагмента 5-й хр.)

Геномные мутации –  Синдром Дауна    Мутация: трисомия 21-хромосомы   Основные симптомы:  - плоское лицо с раскосыми глазами  - укорочение и расширение кистей и стоп   - открытый рот   - выражена задержка психического и физического развития

Геномные мутации – Синдром Дауна Мутация: трисомия 21-хромосомы

Основные симптомы: - плоское лицо с раскосыми глазами - укорочение и расширение кистей и стоп  - открытый рот  - выражена задержка психического и физического развития

Геномные мутации (половые хромосомы) Синдром Шерешевского-Тернера:   - широкая грудная клетка; - короткая шея;  - рост ниже 150см. Синдром Клайнфельтера:  - развитие по женскому типу; - бесплодие; - умственная отсталость Синдром Шерешевского-Тернера:  - отклонения в поведении; - трудности в обучении.

Геномные мутации (половые хромосомы)

Синдром Шерешевского-Тернера: - широкая грудная клетка;

- короткая шея;

- рост ниже 150см.

Синдром Клайнфельтера: - развитие по женскому типу;

- бесплодие;

- умственная отсталость

Синдром Шерешевского-Тернера: - отклонения в поведении;

- трудности в обучении.

Синдром Патау     Мутация:   трисомия 13-хромосомы    Основные симптомы:  -маленькая голова и глаза,  - ненормальные уши, расщепленные верхняя губа и нёбо,  - лишние пальцы на руках или ногах (полидактилия).

Синдром Патау

Мутация: трисомия 13-хромосомы Основные симптомы: -маленькая голова и глаза, - ненормальные уши, расщепленные верхняя губа и нёбо, - лишние пальцы на руках или ногах (полидактилия).

Синдром «кошачьего крика»  Мутация: утрата фрагмента 5-й хромосомы   Основные симптомы:  - специфический плач, напоминающий кошачье мяуканье  - умственное и физическое недоразвитие  - низко расположенные, иногда деформированные ушные раковины  - косоглазие.

Синдром «кошачьего крика»

Мутация: утрата фрагмента 5-й хромосомы Основные симптомы: - специфический плач, напоминающий кошачье мяуканье - умственное и физическое недоразвитие - низко расположенные, иногда деформированные ушные раковины - косоглазие.

Пример заполнения таблицы: НАЗВАНИЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ Генные мутации ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ Серповидно-клеточная анемия Синдром Марфана замена тимина на аденин в 11 хромосоме Гемофилия в гене, кодирующем структуру белка фибриллина анемия, нарушения кровообращения килевидная грудная клетка;  сколиоз,плоскостопие замена в Х-хромосоме Хромосомные мутации кровь не свертывается кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы Синдром Дауна трисомия 21-хромосомы Синдром Шерешевского-Тернера плоское лицо с раскосыми глазами  открытый рот, выражена задержка психического и физического развития А) ХХХ   б) ХО Синдром Клайнфельтера  отклонения в поведении; трудности в обучении  б) широкая грудная клетка; короткая шея; рост ниже 150см ХХУ развитие по женскому типу; бесплодие; умственная отсталость

Пример заполнения таблицы:

НАЗВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ

Генные мутации

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ

Серповидно-клеточная анемия

Синдром Марфана

замена тимина на аденин в 11 хромосоме

Гемофилия

в гене, кодирующем структуру белка фибриллина

анемия, нарушения кровообращения

килевидная грудная клетка;  сколиоз,плоскостопие

замена в Х-хромосоме

Хромосомные мутации

кровь не свертывается кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы

Синдром Дауна

трисомия 21-хромосомы

Синдром Шерешевского-Тернера

плоское лицо с раскосыми глазами открытый рот, выражена задержка психического и физического развития

А) ХХХ б) ХО

Синдром Клайнфельтера

отклонения в поведении; трудности в обучении б) широкая грудная клетка; короткая шея; рост ниже 150см

ХХУ

развитие по женскому типу; бесплодие;

умственная отсталость

Профилактика наследственных заболеваний 1. Здоровый образ жизни будущих родителей. 2. Обращение в медико-генетическую консультацию 3. Пренатальная (предродовая) диагностика

Профилактика наследственных заболеваний

1. Здоровый образ жизни будущих родителей.

2. Обращение в медико-генетическую консультацию

3. Пренатальная (предродовая) диагностика

Задача:  прогнозирование появления детей с наследственными патологиями. Основные причины обращения:  1) близкородственные браки;  2) работа супругов на вредном предприятии;  3) наличие родственников с наследственными заболеваниями. Основной метод: составление родословной по наследственному заболеванию. В результате мы определяем :   1) тип наследования заболевания  2) вероятность рождения больного ребенка

Задача: прогнозирование появления детей с наследственными патологиями.

Основные причины обращения:

1) близкородственные браки;

2) работа супругов на вредном предприятии;

3) наличие родственников с наследственными заболеваниями.

Основной метод: составление родословной по наследственному заболеванию.

В результате мы определяем : 1) тип наследования заболевания

2) вероятность рождения больного ребенка

Лечение

Лечение

Выводы:    1. Существуют генные и хромосомные болезни.  Причина всех наследственных заболеваний человека – мутации.  2. Сейчас 12–15% генных болезней полностью излечиваются диетами и лекарствами. Примерно в 50% лечение продлевает больным жизнь, улучшает ее качество. Но остальные 35–40% болезней нам пока не поддаются.  3. Чтобы снизить риск многих наследственных изменений, мы должны вести здоровый образ жизни.  4. Генетическую консультацию должна пройти каждая пара, а пары из группы риска остаются под наблюдением генетика постоянно.

Выводы:

1. Существуют генные и хромосомные болезни. Причина всех наследственных заболеваний человека – мутации.

2. Сейчас 12–15% генных болезней полностью излечиваются диетами и лекарствами. Примерно в 50% лечение продлевает больным жизнь, улучшает ее качество. Но остальные 35–40% болезней нам пока не поддаются. 3. Чтобы снизить риск многих наследственных изменений, мы должны вести здоровый образ жизни.

4. Генетическую консультацию должна пройти каждая пара, а пары из группы риска остаются под наблюдением генетика постоянно.

Рефлексия: «Пять пальцев» 1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел (а). 2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал (а) для достижения своей цели. 3. Средний (С) — «состояние духа», каким было мое настроение и от чего оно зависело. 4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог (а) помочь другим людям, чем порадовал (а) их? 5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал (а) себя, что я сделал (а) для своего здоровья?

Рефлексия: «Пять пальцев»

1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел (а).

2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал (а) для достижения своей цели.

3. Средний (С) — «состояние духа», каким было мое настроение и от чего оно зависело.

4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог (а) помочь другим людям, чем порадовал (а) их?

5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал (а) себя, что я сделал (а) для своего здоровья?

§  3.17 Т.З подготовить исследовательский проект
  • § 3.17
  • Т.З подготовить исследовательский проект

на тему: « Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека»

1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник 10-11 классы. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова   2. CD-rom Навигатор Биология. Общая биология. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Мультимедийное учебное пособие Дрофа 2009 (10 -11 класс)   3. Клиническая генетика.Бочков Н.П. М:Медицина 1997 4. Генетика Тоцкий В.М. Одесса Агропринт 2002   4. Генетика человека Шевченко В.А. М: ВЛАДОС, 2002

1. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник 10-11 классы. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова 2. CD-rom Навигатор Биология. Общая биология. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Мультимедийное учебное пособие Дрофа 2009 (10 -11 класс) 3. Клиническая генетика.Бочков Н.П. М:Медицина 1997 4. Генетика Тоцкий В.М. Одесса Агропринт 2002 4. Генетика человека Шевченко В.А. М: ВЛАДОС, 2002


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крючкова Наталья Николаевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216893

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства