Просмотр содержимого документа
«Моногибридное скрещивание»
Урок на тему:Краткая история развития генетики.Моногибридное скрещивание.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Г. Менделя.
Закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике.
Способствовать формированию умений учащихся находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира.
Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.
Воспитательные:
Способствовать развитию интереса к генетике как науке.
Воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.
Методы: Объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, метод самоорганизации познавательной работы.
Оборудование:
Портрет Г. Менделя,
мультимедийное оборудование,
раздаточный материал,
динамическое пособие «Моногибридное скрещивание».
Ход урока
1. Целеполагание1 мин.
Какую науку вы изучали на последних двух уроках? На какой основной вопрос даёт ответ генетика? (Приложение 1, слайд №1).
Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, терминами, символикой; научимся решать генетические задачи
2. Подготовка к изучению нового материала: 1 мин.
В старом фильме «Цирк» у актрисы, светлокожей женщины, родился ребенок – темнокожий малыш. Почему?
Обратимся к учению основоположника генетики Грегору Менделю (портрет).
Родился Иоганн Мендель в 1822 г. в бедной семье крестьянина в небольшой деревушке в Австрийской империи (сегодня это территория Чехии. Приняв монашеский сан, Иоганн Мендель получил своё второе имя – Грегор. В монастыре он стал всерьёз заниматься садоводством и выпросил под садик небольшой огороженный забором участок.
Кто бы мог предположить, что на этом крохотном участке будут установлены всеобщие биологические законы наследственности.
Много лет своей жизни он посвятил изучению генетики.
3. Изучение нового материала. 30 мин.
В генетике есть своя терминология и символика.
Обратимся к памяткам, которые лежат у вас на столе.
(слайд №2) В 3 колонку мы запишем буквенное изображение. Теперь познакомимся с символикой, с помощью которой изображают скрещивание гибридов (значки на карточках):
Р — родители ( от латинского «парента» — родители)
♀ — «зеркало Венеры» — женская особь,
♂ — «Щит и копье Марса» — мужская особь
Х — скрещивание.
F — от лат гибридное потомство, если подписан индекс 1,2, и т.д., цифры соответствуют порядковому номеру поколений (F1).
Для своих исследований Мендель использовал горох (слайд №4)
4. Он брал гомозиготный горох по генотипу, записываем в тетрадь: Ген — А, а. Ген желтого цвета — доминантный поэтому А, зеленого цвета рецессивный — а. Цвет это признак. Скрещивание с помощью динамического пособия.
Итак, в 1 поколении все горошины получились желтого цвета, потому что желтый цвет (доминантный) подавляет зеленый (рецессивный признак). Это закон единообразия гибридов 1 поколения. Он гласит: (слайд №3) «При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей».
Закрепление материала: Решение задачи (слайд №4 кролики №5)
— Какие получились кролики?
— Почему?
А теперь попытаемся объяснить рождение темнокожего малыша у светлокожей женщины.
5. 2 закон Менделя(слайд №6)
Закрепление материала: Решение задачи (слайд №7). Мы изучили скрещивание по одному признаку: цвету — желтый и зеленый у гороха, и цвет окраса шерсти и кроликов т. е. по одной паре признаков, такое скрещивание Г.Мендель назвал моногибридным.
4. Контроль полученных знаний. 4 мин.
На столах тесты (4 мин.) Вспомните определения. Правильный ответ обведите. Желаю успеха (слайд №8)
Взаимопроверка по ответам на слайде.
Подведение итогов: Сейчас 1 вариант передайте свои тесты 2 варианту. Проведем взаимопроверку, правильные ответы и критерии оценки на слайде (слайд №9)
Обратно поменялись.
Поднимите руки у кого 5 правильных ответов, у кого 4 правильных ответа. Молодцы.
5. Закрепление полученных знаний. 4 мин.
Фронтальная работа. Решение задачи:
Ген кареглазости у человека доминирует над геном голубоглазости. Голубоглазый гомозиготный мужчина, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери — голубые. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц, запишите как наследуется признак. Пишем условие задачи:
Ген признак
А карие
а голубые
Записываем генотипы вместе. Какое получится потомство? Т.е. половина детей у этих родителей будут с карими глазами, половина с голубыми.
6. Новости генетической науки.
Проект: «Геном человека»
Международный проект был начат в 1988 г. В проекте работает несколько тысяч из более чем 20 стран. С 1989 г. в нем участвует и Россия. Все хромосомы поделены между странами-участницами, и России достались 3, 13, 19 хромосомы. Основная цель проекта — определить локализацию всех генов в молекуле ДНК. К 1998 году расшифровано примерно половина генетической информации человека.
Сегодня установлено, что предрасположенность к алкоголизму и/или наркомании тоже может иметь генетическую основу.
Сегодня можно на основе генов узнать человека по следовым количествам крови, чешуйкам кожи и так далее.
В настоящее время интенсивно изучается проблема зависимости способностей и талантов человека от его генов.
Главная задача будущих исследований — выявление различий между людьми на генетическом уровне. Это позволит создавать генные портреты людей и эффективнее лечить болезни, оценивать способности и возможности каждого человека, оценивать степень приспособленности конкретного человека к той или иной экологической обстановке.
Нет ли среди вас желающих стать учёным-генетиком?
7. Рефлексия
Итак, достигли ли мы цели урока? Докажите (слайд 1)
8. Д/З § 37. Решить задачу (№1, 2, 7 со звездочкой) в рабочей тетради.
Литература:
Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология .Рабочая тетрадь. Введение в общую биологию и экологию.
Для преподавателей. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.