Просмотр содержимого документа
«Моногибридное скрещивание»
Моногибридное скрещивание
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания об основных понятиях генетики.
Сформировать знания о первом и втором законах Г.Менделя.
Сформировать навык решения генетических задач.
Формировать монологическую речь естественнонаучного характера.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)
Ход урока
Организационный момент
Проверка рабочего места, настрой на урок.
Актуализация знаний
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки?
(Правильно, потомство похоже на родительские особи)
Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай.
Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах:
«От худого семени не жди доброго племени».
!Начнем наш урок с повторения основных понятий генетики.
Задание: ученик работает самостоятельно. Дан определенный список, вам необходимо назвать, что здесь записано, затем подумать, можно ли данный список как-то сгруппировать, если да, то что будет критерием этой группировки, объяснить. (Приложение 1)
Устная фронтальная работа:
Задание: учитель говорить определение понятий, учащиеся должны назвать это понятие. (Приложение 2)
С какой целью? (знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).
Посмотрите, как много понятий генетики мы уже знаем, но этот список далеко не полный и сегодня мы дополним его.
Исходя из этого, сформулируйте одну из задач урока (дать определения новым понятиям).
Постановка проблемной ситуации
Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность, благодаря которому появившийся на свет зайчонок будет такой, как его родители, а растение кактус таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами так же наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас.
А какие признаки мы можем унаследовать? (цвет волос, глаз и т.д.)
Совершенно верно и самое главное, что большинство внешних признаков передаются из поколения в поколение. А теперь послушайте пример из жизни. В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый.
Что вас удивило? (почему ребенок голубоглазый)
Какой вопрос у вас возникает? (возможно ли это?)
Кто считает, что такое возможно, поднимите руки. Кто считает, что это невозможно, поднимите руки. Теперь поднимите руки те, кто сомневается.
Итак, у нас в классе появилось три мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить? (учащиеся предлагают разные варианты)
Подводящий диалог
Когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (мы пользуемся правилом и решаем задачи)
Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, мы можем предположить, что в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи.
Значит, какие задачи стоят сегодня перед нами, чему мы должны научиться, что узнать?(учащиеся формулируют задачи урока)
Узнать некоторые законы генетики
Научиться решать генетические задачи на основе этих законов.
Доказать, возможность или невозможность рождение голубоглазого ребенка от кареглазых родителей (задачи, сформулированные учащимися появляются на доске в виде план а урока)
Поиск решения
Рассмотрим два генетических закона, знание которых помогут нам определить кто из нас прав в комментарии ситуации с молодой семьей.
Многие ученые путем скрещивания родителей с различными вариантами одного и того же признака пытались выявить механизмы наследования признаков.
Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались «тайной за семью печатями». Среди учёных в середине XIXв. прочно
утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».
Кто из учёных является основоположником генетики как науки. (Билык)
Свои эксперименты Г. Мендель проводил на растениях гороха. Как вы думаете, почему Мендель выбрал именно эти растения.
Самостоятельная работа учащихся с учебником:
Используя стр.142 учебника (5 абзац) постарайтесь самостоятельно выяснить в чем заключаются преимущества гороха огородного как объекта для опытов.
- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
- Имеет многочисленное потомство.
- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
- Самоопыляющееся растение –происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
- Возможно искусственное скрещивание сортов.
Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:
(Запишем термин в рабочем листе).
- Использовал для скрещивания чистые линии - организмы, которые из поколения в поколение дают один и тот же признак.
- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.
- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу всех, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) признаков.
- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке
результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами.
Математически обработанные данные позволили установить количественные
закономерности в передаче изучаемых признаков.
Фронтальная устная работа:
Задание: назвать альтернативные признаки к имеющимся.
Для растений
Низкий рост – высокий
Белые цветки – розовые
Гладкие семена – морщинистые
Для животных
Гладкая шерсть – мохнатая
Темная окраска - светлая
Для человека
Карие глаза – голубые
Темные волосы – светлые
Прямые волосы – кудрявые и т.д.
Работа в парах: приведите свои примеры альтернативных признаков.
А теперь, давайте отдохнем минутку, сделаем физкультминутку:
1) Закроем глаза, откроем глаза. И так 4-5 раз.
2) Закрыв глаза, сделаем вращение зрачков.
3) Глубокий вдох, глубокий выдох. И так 4-5 раз.
Отдохнули, а теперь внимательно послушаем.
Продолжаем рассматривать первый пункт нашего плана.
Классическим примером моногибридного скрещивания является скрещивание сортов гороха с жёлтыми и зелёными семенами:
Для иллюстрации первого закона Г.Менделя используем слайд. Что показано на слайде? (Растения гороха, которые различаются по одному признаку) Какой это признак?(Цвет семян (желтые и зеленые))
Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил?(Скрещивание альтернативных признаков). Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий) В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)
Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования. Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все первое поколении гибридов окажется одинаковым. Вид скрещивания, при котором особи отличаются только по одной паре признаков, называется моногибридным, где приставка моно обозначает один.
Рефлексия:
Какие задачи мы ставили вначале урока? (Узнать некоторые законы генетики, научиться решать генетические задачи на основе этих законов, доказать, возможность или невозможность рождение голубоглазого ребенка от кареглазых родителей)
Какие мы уже частично рассмотрели? (узнали первый закон генетики)
Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи)
Оформим закон в виде задачи.
Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным?(желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)
Обозначаем:
Письменная фронтальная работа:
Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради. И если у вас возникли варианты формулировки темы, запишите их карандашом(моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя и т.д.) Познакомьте друг друга с записями. (Приложение 4)
Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения.(третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют ? часть).
Письменная работа в парах:
Задание: оформите данный закон письменно и затем в буквенном выражении.
Оформление на доске (1 человек).
Какие задачи мы уже рассмотрели? (мы рассмотрели 2 генетических закона и научились решать задачи). Осталось рассмотреть 3 задачу.Давайте вспомним, какую ситуацию мы озвучили в начале урока (ситуация с молодой семьей). Какой вопрос у нас возник? (возможно ли это?)
В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.
Проверка мнений
Самостоятельная работа в парах:
Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это.
Проверка на доске.
А – карий цвет глаз (доминантный)
а – голубой цвет глаз (рецессивный)
Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.
Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные) Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили законы Г.Менделя и научились решать генетические задачи)
Как вы думаете, в чем состоит научный подвиг Г.Менделя?
( В то время никто не знал о мейозе, локализации наследственной информации в хромосомах, гаплоидности и диплоидности организмов.
Закрепление
Групповая письменная работа:
Решить задачи
Проверка по группам.
Мы выполнили все задачи, которые ставили перед собой на этом уроке.
Итог
На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).
Назовите тему урока (моногибридное скрещивание, законы Г.Менделя).
Что такое моногибридное скрещивание? (скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)
С какими новыми понятиями познакомились на уроке? (гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)
Сделайте обобщение по теме урока?
Поднимите сигнальную карточку со знаком (+) те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.
Поднимите сигнальную карточку со знаком (-) те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.