kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ живых организмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Модификационная  изменчивость.

Цели: Совместно с учащимися рассмотреть модификационную    изменчивость, разобрать разнообразие факторов влияющих на изменчивость организмов.

           Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,

           устанавливать  причинно – следственные связи, выделять главное, делать выводы.

           Продолжать формирование  научного  мировоззрения путем выявления естественных причин биологических явлений, формировать чувство бережного отношения к своему здоровью нормального продолжения своего рода, развивать интерес к биологии как к предмету необходимому в дальнейшей жизни и трудовой деятельности.

Тип  урока: комбинированный  урок

Методы  обучения: Словесные:

                                               -рассказ

                                                -беседа

                                   Наглядные:

                                               -иллюстрации (гербарный материал)

                                               -демонстрации

                                   Учебная  работа под руководством учителя:

                                               -сообщения учащихся

                                               -работа с дидактическим материалом

                                               -лабораторная работа: «Построение

                                               вариационного ряда и вариационной кривой»

Средства реализации методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся:

1.Информационный

2.Проблемный

3.Исследовательский.

Межпредметные  связи:  математика- «Оси координат», ТО автомобилей-«Организация работы станции ТО».

Материально-техническое и методическое обеспечение урока:

1.Дидактический материал

2.Комнатные растения

3.Гербарные экземпляры

4.Тематическая папка

5.Линейки и карандаши

6.Учебник -А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник –«Общая биология  10-11 классы». Москва. Дрофа 2009г.

7.Тематическое и поурочное планирование по биологии Т.А.Козлова    М. «Экзамен»  2008г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ живых организмов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА УРОКА биологии

по теме:



«МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ»



Подготовила

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

биологии

Пунько О.М.

Лабинск


2015

Тема: Модификационная изменчивость.

Цели: Совместно с учащимися рассмотреть модификационную изменчивость, разобрать разнообразие факторов влияющих на изменчивость организмов.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,

устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Продолжать формирование научного мировоззрения путем выявления естественных причин биологических явлений, формировать чувство бережного отношения к своему здоровью нормального продолжения своего рода, развивать интерес к биологии как к предмету необходимому в дальнейшей жизни и трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: Словесные:

-рассказ

-беседа

Наглядные:

-иллюстрации (гербарный материал)

-демонстрации

Учебная работа под руководством учителя:

-сообщения учащихся

-работа с дидактическим материалом

-лабораторная работа: «Построение

вариационного ряда и вариационной кривой»

Средства реализации методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся:

  1. Информационный

  2. Проблемный

  3. Исследовательский.


Межпредметные связи: математика- «Оси координат», ТО автомобилей-«Организация работы станции ТО».


Материально-техническое и методическое обеспечение урока:

  1. Дидактический материал

  2. Комнатные растения

  3. Гербарные экземпляры

  4. Тематическая папка

  5. Линейки и карандаши

  6. Учебник -А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник –«Общая биология 10-11 классы». Москва. Дрофа 2009г.

  7. Тематическое и поурочное планирование по биологии Т.А.Козлова М. «Экзамен» 2008г.


ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос:

  1. Биологическая разминка по повторению биологической терминологии.

«БЛИЦ ОПРОС»

А) Как называется раздел биологии, который мы сейчас с вами изучаем?

(Генетика)

Б) Что изучает генетика?

(Это наука о наследственности и изменчивости организмов)

В) Кто является основоположником генетики как науки?

(Грегор Мендель)

Г) Половые клетки?

(Гаметы)

Д) Оплодотворенная яйцеклетка?

(Зигота)

Е) Организм, имеющий объединенный генетический материал?

(Гибрид)

Ё) Участок ДНК, ответственный за синтез одного белка?

(Ген)

Ж) Парные гены, отвечающие за формирование одного признака?

(Аллельные гены)

З) Совокупность генов, носитель всей генетической информации особи?

(Генотип)

И) Совокупность внешних признаков особи?

(Фенотип)

К) Преобладающий признак?

(Доминантный)

Л) Подавляемый признак?

(Рецессивный)

М) Одинарный набор хромосом?

(Гаплоидный)

Н) Двойной набор хромосом?

(Диплоидный)

О) Многократно повторяющийся набор хромосом?

(Полиплоидный)

2.ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТОЧЕК С РАЗНЫМИ ГЕНОТИПАМИ

А) АА –доминантная гомозигота

Б) аа – рецессивная гомозигота

В) ААВВ –доминантная дигомозигота

Г) аавв –рецессивная дигомозигота

Д) АаВв –дигетерозигота

Е) Аа, Вв –гетерозигота.

3.Дайте определение наследственности.

4.Что такое изменчивость?

Индивидуальная работа учащихся:

Работа по карточкам.


Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учащимся темы и целей урока.

2.Объяснение нового материала:

А) Характеристика модификационной (фенотипической) изменчивости

1.групповые проявлении

2.приспособительный характер модификационной изменчивости.

(Объяснение нового материала происходит с помощью учащихся, которые заранее получили задание: подобрать несколько представителей растений, которые произрастают в разных условиях среды обитания и уметь объяснить с чем связано данное фенотипическое изменение).

Б) Норма реакции, математическое выражение нормы реакции.


IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

А) Лабораторная работа по теме: «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Цель: закрепить знания о статистических закономерностях модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Оборудование: комнатные растения, гербарный материал, линейки, карандаши.

Ход работы.

1.Рассмотреть несколько (10 штук) листьев одного растения, сравните их размеры (измерить линейкой от места прикрепления черешка до макушки листа по центральной жилке). Данные запишите.

2.Постройте вариационный ряд изменчивости величины листьев.(по оси Х отложите количество листьев, по оси У- величину, начиная самым маленьким и заканчивая самым большим).

3.Постройте вариационную кривую, откладывая по оси Х- длину листьев, а по оси У- количество листьев определенной длины.

4.Сделайте выводы, ответив на вопросы:

А)листья какой длины встречаются наиболее часто?

Б)определите норму реакции в вашем конкретном случае.

В)посчитайте среднюю величину признака.


Б) Ответьте на поставленные в конце урока вопросы:

1.С каким видом изменчивости мы сегодня познакомились?

2.Передается ли модификационная изменчивость по наследству?

3.От чего зависит модификационная изменчивость?

Что мы можем наблюдать в природе благодаря модификационной изменчивости?


V. Выводы по уроку.

VI. Домашнее задание: § 46 стр.163-165

VII. Выставление и комментирование оценок за урок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ живых организмов

Автор: Пунько Ольга Михайловна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема.Закономерности модификационной изменчивости"
    ["seo_title"] => string(50) "tiemazakonomiernostimodifikatsionnoiizmienchivosti"
    ["file_id"] => string(6) "324679"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462600036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Мутационная изменчивость "
    ["seo_title"] => string(27) "mutatsionnaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "117069"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412695349"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок "Ненаследственная изменчивость""
    ["seo_title"] => string(39) "urok_nienasliedstviennaia_izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "413210"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493894153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Контрольные вопросы к зачету по дисциплине "Биология" "
    ["seo_title"] => string(58) "kontrol-nyie-voprosy-k-zachietu-po-distsiplinie-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "217665"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1433417576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Подготовка к ЕГЭ по биологии "Раздел Общая биология" "
    ["seo_title"] => string(60) "podghotovka-k-iege-po-biologhii-razdiel-obshchaia-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "140494"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417961910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства