Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Мотивационный этап. |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н. Рысненкова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней». Ребята, урок сегодня мы будем работать в реальной и виртуальной лабораториях. Результат будет зависеть от работы каждого из вас потому, что работать вы будите в микрогруппах. Желаю вам работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Каждый из вас сам оценит свой труд, а для этого у вас на столах лежат «Рабочие листы», который вы дополните нужными записями. После проверки он останется у вас как пособие-памятка. | Ученики слушают учителя. | Знакомятся с «Рабочими листами» | Ученики настраиваются на работу. Проверяют готовность рабочих мест. | Умения слушать | | |
Актуализация знаний |
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. Фронтальный опрос. Что такое природа? (Все что нас окружает) Какое общее название имеют науки о природе? (Естественные науки) Перечислите известные вам науки о природе (Биология, химия, физика, география). Чтобы вспомнить какие объекты и явления изучают различные науки, выведите ноутбуки из ждущего состояния, откройте на рабочем столе презентацию «Методы изучения природы», на странице 1 найдите задание 1 и откройте ссылку http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e7c-e0fe-11db-83140800200c9a66/04_02_01_06.swf . После выполнения задания поднимите руку и переведите ноутбуки в ждущий режим. | | | Дети отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников | Умения слушать и слышать одноклассников | Дети выполняют задание ЦОР взаимопроверка | Проверяют правильность выполнения задания. |
Изучение нового материала. Целепологание. |
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Знаете ли вы, какими способами можно изучать явления, объекты и живые существа? (учитель подводит их к формулировке темы урока) Учитель пишет на доске: тему и домашнее задание. Учитель. - Какие методы вы используете в повседневной жизни? Кратко ответьте на этот вопрос, выполнив задание№1 в «Рабочем листе», заполнив графы «знаю» и «хочу узнать». Учитель просит нескольких учеников озвучить свои ответы, а остальных учеников сформулировать цель урока. Учитель корректирует ответы учеников, записывает цель урока на доске, учащиеся в «Рабочих листах». Цель: знакомство с основными методами изучения природы путем простейших исследований. | | | Формулируют цель урока | Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения | Ученики определяют тему и цели урока на основе того, что им уже известно и что еще нужно изучить по теме «Экологические факторы» | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и то, что еще неизвестно, работают в «Рабочих листах» Отвечают на вопросы, выполняют задание№1 в «Рабочем листе», заполняют графы «знаю» и «хочу узнать». Проверяют правильность выполнения задания |
III. Этап самостоятельной работы с последующей самооценкой. Анализ информации мини-исследования |
- Народная мудрость гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу». Пусть у вас все получится, не бойтесь ошибаться, кто ошибается - тот работает, кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит». - Наука — один из способов изучения и познания окружающего мира. Греческое слово «методос» – означает прием. В биологии применяются различные научные методы. К наиболее часто используемым, относятся: наблюдение, сравнение, эксперимент, описание, математический и исторический методы. Сегодня на уроке мы рассмотрим три метода: наблюдение, эксперимент и измерение. - Сейчас вам предстоит освоить первый метод. Это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Выведите ноутбуки из ждущего режима, откройте презентацию «Методы изучения природы» в ноутбуках, на странице 2 найдите задание 2, откройте по электронному адресу flash-анимацию «Наблюдение за питанием инфузории-туфельки». В рабочих листах написан ход работы, внимательно прочитайте его и выполните задание. Учитель контролирует работу учеников, учащиеся, быстро справившиеся с заданием, помогают отстающим. После выполнения работы предлагает нескольким ученикам зачитать сделанные выводы и подводит итог. - Выберите название из трех предложенных методов методу, который мы использовали при выполнении первого задания, запишите название метода в первую колонку таблицы. Переведите ноутбуки в ждущий режим. | Работа с «Рабочим листом» | Общеучебные: работа по алгоритму, работа с ЦОРами, анализ результатов, формулирование вывода | Дети совместно с учителем проводят исследование по алгоритму, | Умения слушать и слышать одноклассников, определение функций каждого ученика в группе, | Дети совместно с учителем проводят исследование. Наблюдение и эксперимент, анализируют и делают выводы | Проводят исследования и поверяют гипотезу. Проверяют правильность выполнения задания |
Физминутка (учащиеся встают между партами и под веселую музыку повторяют движения утят). |
Очень часто при наблюдении проводят измерения длины, высоты, ширины, количества объектов. Вам предстоит выполнить задание №2 в «Рабочих листах» «Измерение листьев комнатного растения». Внимательно прочитайте ход работы и выполните задание. Учитель контролирует работу учеников, учащиеся, быстро справившиеся с заданием, помогают отстающим. После выполнения работы предлагает нескольким ученикам зачитать сделанные выводы, учащиеся называют метод, который использовали для выполнения задания. Учитель подводит итог. Продолжаем применять методы изучения природы. Вы уже изучали в курсе природоведения строение клеток и работали с микроскопами. Давайте вспомним строение микроскопа и правила работы с ним. В «Рабочих листах» выполните задание «Установите соответствие между порядком действия и содержанием в работе с микроскопом» для этого соедините левый и правый столбик стрелочками. Учитель просматривает работу учащихся, один ученик проговаривает правила работы с микроскопом. - Сегодня вы сами приготовите препарат клеток лука. - Рассмотрите кусочек кожицы лука, какого цвета клетки лука? - Как вы думаете, хорошо ли их будет видно при рассмотрении в микроскоп? Почему? - Что нужно сделать, чтобы бесцветные клетки лука было хорошо видно в микроскоп? - По правилам проведения исследований нужно сформулировать гипотезу. Предложите свои варианты. Учитель заслушивает варианты учащихся и формулирует гипотезу исследования: бесцветные клетки лука будет видно лучше, если их окрасить. - Для проверки нашей гипотезы, выполните задание №2 в «Рабочих листах». Учитель контролирует работу учеников, помогает и подбадривает отстающих. Лучший препарат демонстрирует с помощью электронного микроскопа и проектора на экран. - Обратите внимание на экран, где выведен препарат, изготовленный в данный момент. Несколько учеников зачитывают сделанные выводы. Учитель корректирует ответы. После выполнения задания поднимите руку и переведите ноутбуки в ждущий режим. В чем особенность этого метода. Как можно назвать этот метод? Запишите его название в первом столбике таблицы в «Рабочих листах». | Работа с «Рабочим листом». Подготовка препарата для просмотра в микроскоп. | Общеучебные : работа по алгоритму, анализ результатов, формулирование вывода | Дети совместно с учителем в задание № 3 повторяют ТБ при работе с микроскопом и порядок работы с ним, проводят эксперимент, выдвигают гипотезу и проверяют её | Умения слушать и слышать одноклассников, определение функций каждого ученика в группе. | Дети совместно с учителем проводят исследование. Наблюдение и эксперимент, анализируют и делают выводы | Проводят исследования и поверяют гипотезу. Проверяют правильность выполнения задания |
Физминутка для глаз. Ученики садятся ровно, прижимают спину к спинке стула и не поворачивая головы, выполняют команды учителя (двигаются только глаза). Учитель проговаривает: потолок, стена, пол, окно, левый угол, правый угол, потолок, стена, пол, окно. |
IV. Этап групповой работы |
- Какие методы исследования в биологии мы сегодня рассмотрели? - Выполните задание №3 в «Рабочих листах», используя название методов. - Сегодня мы поставили цель урока: рассмотреть методы изучения природы при изучении биологических объектов и явлений. Достигли мы её да или нет? | | | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою деятельность | Умения слушать и слышать одноклассников, определение функций каждого ученика в группе, | Дети совместно с учителем проводят исследование. Наблюдение и эксперимент, анализируют и делают выводы | Проводят первичную оценку полученных знаний на уроке |
V. Рефлексия. |
Заполните последнюю графу таблицы задания №1 в «Рабочих листах», «Что нового сегодня вы узнали на уроке». Оцените свою работу и свое настроение в конце урока. Откройте страницу №3 презентации, переведите презентацию в режим работы со слайдом и залейте смайлик соответствующим цветом: красный – 5, зеленый – 4, желтый – 3. Подпишите под смайликами свою фамилию и имя. Переведите презентации в режим просмотра слайдов. Закройте презентацию. Выключите ноутбуки. | | | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою деятельность. Обсуждают в группах и публично подводят итог работы | Умение аргументировать свою точку зрения, выражать свои мысли | Оценивают свои впечатления от урока заполняют колонку задание 1 «Узнал». Оценивают свою работу на уроке, работу других членов группы. | Развитие навыков самооценки. |
Итог урока. |
Учитель оценивает работу активных учащихся на уроке, объявляет оценки. Ученики сдают «Рабочие листы» на проверку. Закончим наш урок словами замечательного ученого К.Э.Циолковского «… не может быть никем прочитана вся книга природы от начала до конца! Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать как можно дальше. Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и отраднее для всего существующего и мыслящего». | | | Слушают оценку своих действий на уроке | | | Сравнивают самооценку и оценку своих действий учителем. |
Приложение 1.
Н. Рысненков.
Жизнь вокруг разнообразна, удивительна и сложна. Свои тайны она открывает самым терпеливым, любознательным и трудолюбивым. Будь таким и мир живых организмов вознаградит тебя за труд своей красотой и неожиданностью.
Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать как можно дальше.
всего существующего и мыслящего».