Данный материал предназначен для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, также может быть использован и в школах других видов. Целью урока является формирование знаний о гигиенических условиях нормального пищеварения, о наиболее опасных кишечных инфекциях и мерах их профилактики. Прилагается дидактический материал (карточки для индивидуальной работы, опорные таблицы, анкета). На уроке проводится практическая работа по определению полезности продуктов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Гигиена питания" »
ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида»
Урок биологии в 9 классе
Тема: «Гигиена питания»
Подготовила и провела:
Гимаева Ирина Мунировна,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Гигиена питания.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о гигиенических условиях пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний о гигиенических условиях нормального пищеварения, о наиболее опасных кишечных инфекциях и мерах их профилактики;
Коррекционно-развивающие: развитие умений давать физиологическое обоснование правилам приема пищи; называть и обосновывать меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний; продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать); развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных способностей учащихся через совместную работу в группе.
Воспитательные: формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок - состязание с элементами ролевой игры.
Подготовка к уроку: учащиеся распределены на 4 группы по 3-4человека, выступают в роли врача санэпидемстанции, врача-инфекциониста, гастроэнтеролога.
Оборудование:
Набор упаковок пищевых продуктов.
Памятка: «Самые полезные и вредные продукты» из Центра Медицинской профилактики, «Коды пищевых добавок».
Мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационная часть урока.Деление класса на группы. Ознакомление с правилами урока.
Лист взаимооценки (заполняется по ходу урока в группе, в конце урока выставляются оценки всем ученикам группы)
Фамилия, Имя
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
Оценка
Примечание:
+ ответ правильный
- ответ неправильный
дополнение к ответу
Введение в тему урока.
Актуализация знаний
Учитель.Проблема питания важна для каждого человека. Здоровье во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Г.Гейне принадлежит высказывание «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивается исключительная роль питания и в формировании тела, и в поведении человека.
Цель урока: формирование знаний о гигиенических условиях нормального пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний (учащиеся совместно с учителем формулируют цель урока) (слайд №2).
2. Основное содержание урока.
Учитель: - Вспомним путь, который пища проходит в организме человека (слайд № 3).
Каждая группа учащихся получает по три карточки разного цвета, на одной указано название органа, на другой строение органа, на третьей выполняемая функция. Учащиеся по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки к таблице «Органы пищеварения». Проверяется правильность выполнения задания (слайд № 5).
Органы
ротовая полость
желудок
тонкий кишечник
толстый кишечник
Строение органа:
Самая широкая часть пищеварительной системы, грушевидной формы, расположена в левой части живота;
Этот отдел имеет длину 5-6 метров, внутренняя поверхность покрыта ворсинками;
Длина этого отдела 1,5 метра, сюда поступают непереваренные остатки пищи;
Начальный отдел пищеварительной системы, здесь находятся три пары крупных желез и мелкие железки
Функции органа:
Перемешивание и переваривание пищи, расщепляются белки.
Происходит механическая обработка пищи, начинают расщепляться углеводы.
Завершается расщепление питательных веществ до конечных продуктов, происходит их всасывание.
Накапливаются непереваренные остатки пищи, происходит всасывание большей части воды.
Учитель: - Для чего человеку нужна пища? (Пища необходима для поддержания жизни.) Что человек получает из пищи? (Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из продуктов растительного и животного происхождения.)
2 задание. Пирамида питания (слайд № 6)
Из предложенного списка продуктов выберите продукты, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Пользуясь памяткой «Самые полезные и самые вредные продукты», обоснуйте свой выбор.
Список продуктов: сосиски, рыба, морковь, яблоки, чипсы, колбаса, шоколад, лапша быстрого приготовления, мед, орехи, зеленый чай, молоко, творог, кефир, сок в пакетиках, сухарики, газированная вода и т.д.
Каждая группа выбирает по два полезных и по два вредных продукта, из них коллективно составляется пирамида рационального питания (слайд № 6).
Зеленый цвет: полезные продукты, которые необходимо употреблять ежедневно.
Желтый цвет: продукты полезные, но употреблять их необходимо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Красный цвет: продукты, которые не полезны, необходимо ограничить их употребление.
Особенно необходимо правильно питаться школьникам, так как растущий организм нуждается в большом количестве хороших питательных веществ, и дальнейшее его формирование будет зависеть от того, какого качества пищу вы принимаете.
Давайте сравним меню школьной столовой и так называемых «перекусов» или фастфуда (еды быстрого приготовления) (слайды 7-11).
Проанализировать состав продуктов.
- Как вы думаете, какая еда будет полезнее и здоровее? (Слайд 12)
Учитель:Кто из вас часто ходит в магазин за покупками? На что вы обращаете внимание, когда покупаете товар? Кто-нибудь из вас читает текст на упаковке? Для того чтобы купить качественный товар, мы должны знать, из чего он состоит. Часто в состав продуктов для того, чтобы улучшить внешний вид и вкусовые качества продуктов, добавляют пищевые добавки: эмульгаторы, пищевые красители, вкусовые и ароматизирующие вещества, которые обозначаются буквой «Е». Каждый знак несет информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Покупатель должен решать сам, приобретать ему данный продукт или нет. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующую характеристику (слайд № 13).
3 задание.Практическое.
Внимательно рассмотрите упаковки продуктов питания и проанализируйте данные, представленные на упаковке. Данные заносятся в таблицу.
(Учащиеся в группах обсуждают результаты и делают выводы).
Физкультминутка для глаз.
Учитель. Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным. (Слайд 28)
Только такое питание является синонимом понятия «здоровье».
Привести результаты школьного тестирования. (Слайд 29)
4 задание. Народная мудрость (слайд № 30).
Используя пословицы и поговорки русского народа, сформулируйте правила приема пищи и дайте им физиологическое обоснование.
Работа в группе по принципу «Один за всех и все за одного». Группа получает задание, после обсуждения которого, один из учащихся дает развернутый ответ. Если отвечающий раскрыл вопрос не полностью, любой из членов группы может его дополнить. Оценивается полнота и правильность ответа.
«Кто хорошо жует, тот долго живет».
«Хорошо прожуешь, сладко проглотишь».
«Умеренность – мать здоровья».
«Сладко естся, так плохо спится».
«Щи да каша – пища наша».
«Не будет хлеба, не будет и обеда».
«Свою болезнь ищи на дне тарелки».
«Когда я ем я глух и нем».
Учитель.Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. О санитарно-гигиенических требованиях к хранению пищевых продуктов расскажет медсестра школы.
(слайд№31)
Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.
Молочные продукты обычно подвергают пастеризации: нагревают до 63°С в течение определенного срока, при этом погибают туберкулезные, бруцеллезные и другие болезнетворные микробы. Однако споры некоторых микроорганизмов остаются, и для того чтобы молоко дольше хранилось, его лучше кипятить.
Мясо продается как в парном, так и в замороженном виде. Парное мясо лучше использовать сразу, а замороженное держать в морозильной камере холодильника и использовать по мере надобности. Вторично замораживать продукты после того, как они оттаяли, не рекомендуется. Нельзя держать сырое мясо или рыбу вместе с колбасой и вареными продуктами, готовыми к употреблению в пищу.
Пища должна быть по возможности свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом.
Овощи и фрукты должны при употреблении тщательно очищаться, мыть их надо водопроводной водой, а еще лучше кипяченой водой. Употреблять морковь, капусту, салат, помидоры, огурцы лучше в сыром виде.
Многие полагают, что герметическая упаковка надежно предохраняет продукты от микробов. К сожалению, это не так. Среди микроорганизмов имеются анаэробы, которые как раз и могут жить, если в окружающей среде нет кислорода. К самым опасным микробам относится палочка ботулизма. Место, где постоянно обитают такие микробы, - почва. Если при консервировании мяса, рыбы, фруктов, грибов в банку попали палочки или их споры, происходит быстрое размножение микробов. В консервах накапливается токсин. Этот процесс сопровождается выделением газа, вследствие чего консервная банка вздувается. Употреблять такие консервы категорически запрещается.
5 задание. Практическое.
Большинство продуктов питания относятся к категории скоропортящихся. Рассмотрите на упаковках указания на дату выпуска и срок годности. Почему это важно при приобретении товара? (Ответы учащихся)
Учитель:Желудочно-кишечные заболевания можно разделить на группы: пищевые отравления, инфекционные, глистные инвазии и неинфекционные. О заболеваниях нам расскажут учащиеся, которые выступят в роли врача санэпидемстанции (ботулизм, гельминтозы), врача-инфекциониста (сальмонеллёз, дизентерия, холера), гастроэнтеролога (гастрит).
Учащиеся по ходу прослушивания докладов (слайды № 32-43) заполняют таблицу (слайд № 44).
Желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение
Название заболеваний
Причины заражения
Меры профилактики
Ботулизм
Сальмонеллез
Дизентерия
Холера
Аскаридоз
Гастрит
6 Задание. Итоговое. Дать советы о правильном питании, исходя из знаний, полученных на этом уроке (Слайд 45)
Рефлексия(фронтальная беседа по вопросам).(Слайд 46)
Что узнали нового?
В чем были трудности?
Как с ними справились?
Кто принимал активное участие в работе группы?
Учитель.Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день. «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Поэтому, чтобы не оказаться под колпаком у болезни надо настойчиво и регулярно, изо дня в день, «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой. Нельзя сохранить свое здоровье, не выполняя правил личной гигиены (слайд №47).
Домашнее задание (по выбору учащихся).
Завершить заполнение таблицы.
Выпустить памятку или плакат «Правила приема пищи».
Лист взаимооценки (заполняется по ходу урока в группе, в конце урока выставляются оценки всем ученикам группы)
Фамилия, Имя
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
Оценка
Примечание:
+ ответ правильный
- ответ неправильный
дополнение к ответу
Приложение.
К заданию №1.
Органы
ротовая полость
желудок
тонкий кишечник
толстый кишечник
Строение органа:
Самая широкая часть пищеварительного канала, грушевидной формы, внутренняя поверхность имеет складки и выстлана железистым эпителием;
Этот отдел имеет длину 5-6 метров, слизистая оболочка внутренней поверхности образована ворсинками и кажется бархатистой;
Длина этого отдела 1,5 метра, слизистая оболочка имеет складчатое строение и не имеет ворсинок;
Начальный отдел пищеварительного канала, сюда открываются протоки трех пар крупных желез и многочисленные мелкие железки.
Функции органа:
Перемешивание и переваривание пищи, под действием ферментов расщепляются белки.
Происходит механическая обработка пищи, а под действием ферментов начинают расщепляться углеводы.
Завершается расщепление питательных веществ до конечных продуктов, осуществляется их избирательное всасывание.
Происходит всасывание большей части воды, а бактериальная флора обеспечивает нормальное пищеварение.
Ботулизм.
Ботулизм - тяжелое пищевое отравление, характеризуется поражением центральной нервной системы.
Возбудители ботулизма широко распространены в природе. Они постоянно обитают в почве, откуда попадают в воду, на фрукты, овощи, грибы, затем в кишечник человека, животных, птиц и рыб.
В почве, в пищевых продуктах, в корме для животных палочки ботулизма образуют споры, которые имеют плотную оболочку и поэтому очень устойчивы к внешним воздействиям, переносят даже очень низкие температуры.
Возбудители ботулизма растут и размножаются без доступа воздуха. Внутри больших кусков рыбы, ветчины, колбасы, в герметически закрытых банках они выделяют токсин. Причем зараженные продукты зачастую не изменяют ни внешнего вида, ни запаха, ни вкуса, однако вызывают сильное отравление.
Характерные признаки ботулизма: слабость, сухость во рту, головная боль, головокружение, ослабление зрения, туман в глазах и двоение предметов, расстройство речи, затрудненное дыхание, иногда чувство жжения в желудке, рвота, понос. При их проявлении нужно немедленно обратиться к врачу.
Меры профилактики.
Чтобы предупредить это грозное заболевание, нужно соблюдать санитарно-гигиенические правила приготовления и хранения пищи, не употреблять консервированные продукты, доброкачественность которых вызывает сомнение.
Болезнь вызывается микроорганизмами – сальмонеллами, которые могут находиться как в мясе крупного рогатого скота, кур, уток, индюшек, так и на скорлупе куриных и утиных яиц.
При комнатной температуре сальмонеллы хорошо сохраняются во внешней среде в течение нескольких месяцев; в молочных продуктах, салатах они не только длительно сохраняются, но и могут размножаться, не изменяя внешнего вида и вкусовых качеств продукта.
Заражение человека, как правило, происходит при употреблении блюд, приготовленных из мяса крупного рогатого скота и особенно птицы, не подвергшегося достаточной тепловой обработке.
Признаки заболевания: повышение температуры, тошнота, боли в животе, рвота, частый понос. Бывает головная боль, головокружение.
Меры профилактики сальмонеллеза.
Приобретенные мясо, птицу и кулинарные изделия из них нужно хранить в домашнем холодильнике только в упакованном виде, следует избегать соприкосновения этих продуктов с другими продуктами, которые не подвергаются тепловой обработке, - салатами, винегретом, молочными продуктами.
При разделке сырого мяса, птицы необходимо пользоваться отдельными разделочными досками и ножами, которые после использования надо тщательно промывать с мылом в проточной воде и просушивать.
Мясо, особенно птицу, после разделки надо подвергнуть тщательной тепловой обработке: птица проваривается после закипания не менее 30 минут; жареная птица считается готовой, если при прокалывании куска выделяется светлый, без примеси крови, сок.
Яйца перед употреблением должны быть обязательно промыты в проточной воде, рекомендуется для питания детей использовать яйца, сваренные вкрутую.
Гельминтозы.
Гельминтозы – паразитарные инвазии человека и животных, заражение которыми происходит пищевым и контактным путем. Гельминты распространены почти повсеместно и поражают большую часть населения планеты. Особенно подвержены гельминтным инвазиям дети.
Аскариды – круглые черви длиной 20-40см. Живут взрослые аскариды в тонких кишках; длительность их жизни – около года. В кишечнике человека самка аскариды откладывает ежедневно 200 тысяч яиц, которые вместе с испражнениями больного выделяются наружу. Если человек проглотит созревшие яйца, то из них в его кишечнике выходят личинки, которые затем вырастают во взрослых паразитов.
Меры профилактики.
Кулинарная обработка всех пищевых продуктов;
Сырые овощи, фрукты и ягоды промывать кипяченой водой;
Соблюдать правила личной гигиены.
Дизентерия.
Дизентерия – заразное кишечное заболевание, проявляющееся нарушением общего состояния и расстройством деятельности кишечника. Вызывается дизентерийными палочками.
Источником заразы являются люди, больные дизентерией.
Заражение дизентерией происходит при попадании дизентерийных микробов в рот вместе с загрязненной пищей, водой, различными напитками. Чаще всего заражение дизентерией происходит через пищу или посуду, загрязненную руками неопрятных людей. Распространению дизентерии способствуют мухи, которые могут переносить дизентерийных микробов с выделений больных на пищевые продукты.
Первые признаки заболевания появляются через 2-3 дня после заражения. Протекает дизентерия по-разному: при тяжелом течении у больного ухудшается самочувствие, поднимается температура, появляется частый понос со слизью и кровью в испражнениях, беспокоят боли в животе. У некоторых больных наблюдаются тошнота, рвота, упадок сердечной деятельности. Иногда при заражении через пищу, дизентерия протекает в виде острого пищевого отравления.
Меры профилактики:
Чтобы предохранить себя и окружающих от заражения дизентерией – необходимо повседневно соблюдать правила личной гигиены.
Грязные руки грозят бедой. Чтоб хворь тебя не сломила Будь аккуратней: перед едой Мой руки мылом.
(В. Маяковский.)
Холера.
Эпидемии холеры, которые опустошали мир в 19 столетии, были настолько свирепы, что страх перед ней не забыт до сих пор.
Возбудитель холеры – вибрион, имеющий форму запятой. Холерой болеет только человек. Основной путь заражения через воду, в которую вибрионы попадают вместе с испражнениями больного человека. Особенно легко происходит заражение через продукты, сырые фрукты, молоко. Заражение возможно и через загрязненные предметы, особенно белье больного.
Характерным проявлением холеры является обильная потеря организмом с поносом и рвотой жидкости – до двадцати литров в сутки! Именно быстрое и выраженное обезвоживание организма опасно для жизни. Лечение возможно только в условиях больницы.
Так как важную роль в распространении холеры играет вода, становится понятным, что главной мерой профилактики холеры должен стать санитарный контроль за состоянием забора воды, купания, за своевременной очисткой населенных мест от мусора, очисткой и дезинфекцией выгребных ям, мусорных контейнеров.
Мерами личной профилактики холеры, как и всех кишечных инфекций, является тщательное мытьё рук, употребление кипячённой воды, мытьё в проточной воде овощей и фруктов, соблюдение всех правил личной гигиены, способствующих предупреждению кишечных инфекций.
Гастрит.
Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.
Гастрит может быть острым и хроническим. В большинстве случаев заболевание протекает бессимптомно. Иногда имеют место неприятный вкус во рту, отрыжка кислым, тошнота, особенно по утрам, метеоризм, ужасные схваткообразные боли в области желудка.
Диагноз должен быть подтвержден гастроскопически.
Клиническое течение инфекции, вызванной Helicobacter pylori, зависит как от свойств микроорганизмов, так и от защитных сил организма-хозяина. У больных пациентов, инфицированных Helicobacter pylori, выявляется хронический гастрит, в 80-90% случаев, протекающий бессимптомно. Для лучения используются схемы сочетания антацидов с антибактериальными препаратами.
Лечение. Важнейшее значение имеет диета. Больные должны соблюдать режим питания, не употреблять раздражающую, плохо переносимую пищу.
Памятка «Самые полезные и самые вредные продукты»
Полезные продукты
Вредные продукты
Рыба
Колбасно-сосисочная продукция
Хлеб из ржаной муки, муки грубого помола, зерновой
Маргарин
Яблоки, морковь, тыква
Майонез, кетчуп, различные соусы и заправки
Лук, чеснок
Бульонные кубики, лапша и супы быстрого приготовления
Черная смородина, шиповник
Фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, чипсы и т. п.)
Сухофрукты
Консервы
Зеленый чай
Газированные напитки
Мед, орехи
Алкоголь
Молоко
Рафинированный сахар, сладости
Бананы
Соль
Оливки
Растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко»
Лист взаимооценки
Фамилия, Имя
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
Оценка
+ ответ правильный
- ответ неправильный
дополнение к ответу
Тест Правильно ли ты питаешься?
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.