kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Рассмотрите чучело птицы. Какова форма ее тела? (При ответе на вопросы используйте текст в учебнике на с. 134-136). Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».»



Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Форма проведения занятия: урок

Методы: частично-поисковый, словесный

Тема урока: Класс птицы

Цели:


  • обеспечить знание учащимися общей характеристики птиц, особенностей их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.


  • обеспечить развитие у школьников умений анализировать и сравнивать познавательные объекты;


  • создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность, исследовательскую работу;


  • воспитывать стремление к сохранению видового разнообразия птиц


Оборудование: чучела птиц, набор перьев, модель «Строение яйца птицы», презентация «Класс птицы», проверочные карточки.

Ход проведения занятия:

I. Организационный этап 

Приветствие партнеров по плечу, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала 

Учитель. Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Слайд № 1,2. Демонстрируются слайд с изображением птиц, чучела птиц.

Учитель. В чем выражается приспособленность птиц к полету? Учащиеся записывают ответы кратко на листе бумаги, каждый делится своей точкой зрения. (Финк-райт-раунд робин)

Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений. Рассмотрим их в процессе выполнения лабораторной работы.

III. Этап изучения нового материала

Лабораторная работа
Слайд №3
1. Рассмотрите чучело птицы. Какова форма ее тела? (При ответе на вопросы используйте текст в учебнике на с. 134-136). Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?

Слайд № 4,5

2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие еще органы чувств расположены на голове?
Слайд №6,7
3. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия?
Слайд № 8

4. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, где — более крупные? Почему?

5. Изучите набор перьев птицы. Сравните их строение, в чем сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки 1-го порядка. Какова функция бородок? Зарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.




Рис. Строение пера: 1 — опахало; 2 — ствол; 3 — верхнее отверстие; 4 — нижнее отверстие; 5 — очин; 6 — пуховая часть опахала




Рис. Схема строения пера (А) и опахала (Б):— ствол; 2 — опахало; 3 — бородки второго порядка; — бородки первого порядка; 5 — крючочки





Рис. Типы перьев: — контурное перо; — побочное пуховое перо (глухаря); 3 — пуховое перо; — нитевидное перо; — щетинка; — собственно пух

Учитель.

Слайд №9 Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.

Физкультминутка


Слайд №10-11
Органы размножения. У самца вблизи почек располагаются парные бобовидные семенники, впадающие в клоаку. У самок развивается только левый яичник, что позволяет снизить массу тела птицы. Оплодотворенные яйца опускаются по яйцеводу, по пути покрываясь слоем белка, скорлуповыми оболочками и известковой скорлупой (демонстрация модели «Строение яйца птицы»). Яйцеживорождение у птиц отсутствует из-за экономии массы тела. Как только яйцо сформируется, птица его немедленно откладывает, не обременяя себя лишним грузом. Ни одна птица не откладывает за один раз несколько яиц.
Слайд №12
Из яиц, отложенных птенцовыми (или гнездовыми) птицами (например, голубями), выклевывается голый, совершенно беспомощный птенец. У выводковых птиц (кур, уток) птенец хорошо опушен и с первого часа после выклева способен бегать и клевать пищу.

Слайд №13. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно хорошо развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария переднего мозга больше, чем у рептилий, сильно развиты зрительные доли мозга. Глаза птиц способны к аккомодации (наводке на резкость) двумя способами: изменением формы хрусталика и изменением расстояния между ним и сетчаткой. Птицы хорошо различают цвета. Вообще зрение у птиц развито лучше, чем слух.
Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Птицы способны к сложным формам деятельности. У них часты случаи брачных турниров (токование), они легко обучаются новому. Сезонные перелеты, устройство сложных гнезд - все это свидетельства хорошо развитой высшей нервной деятельности. В поведении птиц важную роль играет импринтинг (запечатление): вышедший из яйца птенец начинает считать матерью любого, кто его вскармливает, поэтому он следует за ним.

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний.

Самостоятельная работа учащихся с карточками «Модель Фрейер» Континиус раунд робин.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании. 
Слайд № 14
Изучить § 27(до подтемы «Отряд пингвиновые»), ответить на вопросы к параграфу. Выполнить задания № 1-10 на с.65-66 в рабочей тетради на печатной основе.

VI. Этап подведения итогов занятия. Оценивание учащихся

VII. Парковка. 

Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:
- сегодня на уроке мне удалось (не удалось)...»


Список литературы:
1. А. И. Никишов, И. X. Шарова. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Гуманитарный издательский центр, 2007. – 256 с.

2. Н. И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 281 с. 

3.В.В.Латюшин, Е. А. Ламехова Биология. Животные. Рабочая тетрадь 7 класс. –М., Дрофа, 2013, 176 стр.

Интернет ресурсы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

Автор: Икрамова Екатерина Владимировна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока на тему: "Значение птиц в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-na-tiemu-znachieniie-ptits-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "106042"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402936666"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок по биологии в 7 классе с элементами сингапурской системы обучения по теме "Отряды птиц""
    ["seo_title"] => string(89) "urokpobiologhiiv7klassieseliemientamisinghapurskoisistiemyobuchieniiapotiemieotriadyptits"
    ["file_id"] => string(6) "278596"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453113861"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок на тему «Клещи – переносчики трансмиссивных болезней» "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-na-tiemu-klieshchi-pierienoschiki-transmissivnykh-boliezniei"
    ["file_id"] => string(6) "107695"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403375121"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Из опыта. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Пингвины и Страусовые, нелетающие птицы»"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_metodicheskaia_razrabotka_uroka_biologii_v_7_klasse_po_teme_pingviny_i_"
    ["file_id"] => string(6) "614183"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1664623093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства