Из опыта. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Пингвины и Страусовые, нелетающие птицы»
Из опыта. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Пингвины и Страусовые, нелетающие птицы»
Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц;
Показать особенности строения с связи с нелетающим образом жизни;
Сформировать у учащихся умения проводить сравнения и делать выводы, развивать внимание, способность выступать перед аудиторией, воспитывать ответственность;
Указать значение птиц в природе и жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта. Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Пингвины и Страусовые, нелетающие птицы»»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме: « Пингвины и Страусовые, нелетающие птицы»
Цель урока: Изучить отряды птиц: пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные.
Задачи:
Познакомить учащихся с важнейшими отрядами птиц;
Показать особенности строения с связи с нелетающим образом жизни;
Сформировать у учащихся умения проводить сравнения и делать выводы, развивать внимание, способность выступать перед аудиторией, воспитывать ответственность;
Указать значение птиц в природе и жизни человека.
Методы обучения:
Словесные (рассказ +элементы беседы )
Наглядные (демонстрация слайдов, рисунков)
Тип урока: Усвоение новых знаний и умений (изучение нового материала).
Оборудование: мультимедийный проектор; фотографии Пингвинов и Страусовых; таблицы и наглядные пособия; презентация к уроку. Учебник «Биология», автор В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Ход урока:
1. Организационный этап.
2.Поторение изученного материала.
Фронтальный опрос: 1. Назовите приспособительные признаки к полету у птиц?
2. Какое строение у перьев, какие виды перьев вам известны?
3. Какие черты в строении скелета вам известны, способствующие полету у птиц?
4. Каковы особенности в дыхательной системы у птиц, способствующие полету?
Испокон веков люди приглядывались к птицам, сочиняли про них загадки, песни, пословицы. Вспомните некоторые из них.
1.Яйца курицу не учат.
2.Всяк кулик своё болото хвалит.
3.Лучше синица в руках ,чем журавль в небе.
4.Слово- не воробей : вылетит- не поймаешь.
5.На словах – орёл, на деле – мокрая курица.
Загадки:
1.Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)
2.Кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)
3.Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).
3. Работа над новым материалом.
( Рассказ с элементами беседы)
Вам уже известно , что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают 8600 видов. Вспомните , как называется раздел зоологии, изучающий птиц?(Орнитология).
Все виды птиц учёные объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Именно Пингвинам и Страусовым посвящён сегодняшний урок.
Проблемный вопрос: Что обьединяет птиц данных отрядов?
Пингвины включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Древнейшие останки пингвинов были обнаружены в Новой Зеландии. Пингвины – единственные птицы , ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать.
Родина современных пингвинов – Южное полушарие. Произошли они от древнейших летающих трубконосых птиц, обитавших на Земле в меловой период мезозойской эры (около 100 млн. лет назад).
- Кто - нибудь может ответить, как пингвины получили своё название? (Пингвины обладали внешним сходством с бескрылой гагаркой , она исчезла в 19 веке. Гагарка , передвигаясь по суше , держала тело почти вертикально , а ластами ей служили крылья.
Первыми из европейцев , увидевшими пингвинов , стали моряки из команды Васко да Гамы. Но они решили, что перед ними гуси. Английские моряки , тоже увидевшие пингвинов , но в конце 16 века , приняли пингвинов за бескрылых гагарок и стали называть их пингвинами , имея в виду гагарок. Вскоре гагарки вымерли, а их название осталось за пингвинами.
Пингвины , как и все птицы , покрыты перьями. Их перья жёсткие , с небольшими опахалами. Они очень плотные , черепицеобразно примыкают друг к другу.
- Как вы думаете почему? (Перья выполняют роль рыбьей чешуи , также они не дают промокнуть и переохладиться.)
Ноги у этих птиц сдвинуты назад , а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже , в воде они могут развивать скорость до 30 км/ч. В воде пингвины с помощью ласт-крыльев , а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой , ракообразными , моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы. По размерам пингвины различны. Самый крупный — императорский пингвин (массой 35-40 кг) — достигает в длину 117 см. Самый мелкий— малый пингвин имеет длину 40 см ( слайды о пингвинах)
Вот такие замечательные птицы – пингвины!!!
Итак, давайте с вами запишем эти признаки:
Отсутствие способности к полету.
Задние конечности с перепонками, передние конечности превращены в пласты.
Перья легкие, жесткие, налегающие друг на друга.
Быстро плавают.
Самец и самка занимаются воспитанием птенцов.
Теперь поговорим о Страусовых. Эти весьма примечательные животные – самые крупные современные птицы. Обитают страусы в Африке, Австралии, Южной Америке.
А сейчас послушаем презентации учащихся о видах Страусовых. (показ презентации)
- Как вы думаете, почему? (Строение крыльев не позволяет птице взлететь).
Контурные перья лишены крючков , а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч.
У страусов небольшая голова на длинной шее. Зачем страусу длинная шея? ( Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.)
Выделяют несколько видов Страусовых : африканские, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.
Африканские страусы достигают высоты 3 м., весят до 90 кг. Ноги двупалые. В ямку , приготовленную самцом , откладывают яйца несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно : ночью - самец, днём- самки. Через 6-7 недель из яиц вылупляются птенцы.
Все страусообразные имеют. Записываем.
1.Длинные ноги и шею, чтобы осматривать местность
2.Крылья слабые, используются как рули при быстром беге (до 70 км/ч)
3.Всеядны (растения, насекомые, ящерицы)
4.Отсутствие способности летать.
5. Развиты ноги, и недоразвиты крылья.
6. Цвет оперения: самцы -черный, самки -серовато-белый.
7.Ведут кочующий образ жизни.
8. Самец воспитывает птенцов
Нанду. (выступление следующего докладчика, показ слайдов)
Обитает нанду в Южной Америке. Рост до 180 см. Нанду живут стаями, в сентябре – декабре самец уводит 2 -4 самок из стаи . Ухаживание нанду своеобразно . Самцы взъерошивают перья , машут перед самкой надутой шеей и издают звуки, похожие на «нан – ду». Самец готовит гнездо в виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10 – 15 яиц. Обычно в гнезде оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. Когда яйца отложены , самец клювом выкатывает их и высиживает сам рядом с гнездом. У нанду высиживают яйца только самцы: ночью и по утрам, накрывая их телом и крыльями. Высиживание продолжается 40 дней. Птенцы выклёвываются не в один день. Бывает так , что последние птенцы гибнут, т.к. самец ушёл с другими птенцами. При малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы становятся ростом с родителей, а через 2 – 3 года меняют оперение. Окраска у нанду серая, голова, бёдра и шея покрыты перьями.
Давайте, ребята запишем признаки характерные для этого отряда.
Существует 3 вида казуаровых. Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и близлежащих островов. Казуар – сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а в густых лесах. У казуаров чёрное оперение, на голове – высокий роговой гребень. Их шея трёхцветная: красная, жёлтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений. Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Высиживает яйца (их бывает 3 – 8 штук) самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка. Казуары – одиночки , очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы , на их средних пальцах есть грозное оружие – 10 – сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между собой. Казуар способен прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают кинжалы, из костей крыльев – иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров, чтобы продать в зоопарки.
Ребята запишем признаки характерные для этого отряда
1.Крылья недоразвиты и почти незаметны.
2.Цвет туловища черный, голова окрашена в разные цвета и имеет хрящевой вырост.
3.Обитатели открытых мест.
4.Самец занимается воспитанием птенцов.
Эму.
Эти птицы живут в кустарниковых песчаных пустынях и степях Австралии и Тасмании, их пища – плоды, семена и мелкие животные. Рост эму достигает 1,5 – 1,8 м., вес 45 – 54 кг. Ноги птицы «очень сильные , трёхпалые. Эму вооружены длинным острым когтем на внутреннем пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября – октябре начинается брачный сезон. В январе – феврале самка покидает самца, отложив 10 или более яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов от 53 до 66 дней. Высиживание – дело нелёгкое, самец почти ничего не ест, кроме того , первые и последние дни срока высиживания он вообще не встаёт с гнезда. Питаются эму опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец весит 50 – 55 кг, по окончании – теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400 – граммовых птенцов отец нежно заботится о них.
4. Закрепление:
1. Выберите три признака, характерные для отряда Пингвины:
а) перья жёсткие с небольшими опахалами, плотно налегают друг на друга
б) перья рыхлые
в) передние конечности превращены в ласты
г) в костях нет воздушной полости
д) представители живут в Арктике
е) на грудине нет киля.
2. Выберите три признака, характерные для отряда Страусы:
а) крылья хорошо развиты
б) оперение рыхлое и курчавое
в) грудина имеет мощный киль
г) ноги двупалые
д) грудина без киля
е) мочевой пузырь отсутствует.
Итак: дайте ответ на поставленный в начале урока вопрос- Что же обьединяет изученных нами сегодня отрядов птиц? ( что это нелетающие птицы….
5. Рефлексия:
Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным?
Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Какую оценку вы бы себе поставили
Домашнее задание:
П. 28. Составить кроссворд к теме.
Литература .
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные». 7 класс
«Дрофа» 2014.
С.В. Суматохина «Рабочая тетрадь. Животные». 7 класс
«Дрофа» 2014.
С.А. Молис « Книга для чтения по зоологии». М. 1986.
А.А. Яхонтов « Методика обучения зоологии». М. 2002.