Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме "Цветковые растения"»
Методическая разработка по теме «Цветковые растения» в 5 классе
Составила
Учитель биологии МАОУ СОШ №30
Молокова Татьяна Анатольевна
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием цветковых (покрытосеменных) растений.
Задачи урока:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки анализируя новый материал, работать с разными источниками информации.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учиться правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения о взаимосвязях в природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия, «цветок», «плод», «жизненные формы».
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений.
Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира.
Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, гербариями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении различных вопросов, работа с листом самооценки.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, дидактический материал, гербарии покрытосеменных и цветковых растений, таблицы, презентация.
Методы работы: беседа, объяснение, работа с таблицей, групповая, работа с раздаточным материалом.
Ход урока:
Организация начала урока.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей и задач урока через актуализацию знаний.
Отгадайте загадки.
Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались оттуда бусинки-дробинки
Бусинки зеленый сладкие ядреные (горох)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая (вишня)
Говорят, в саду как будто
Есть цветочки от Анюты
Лепестки, как лица в масках,
В разноцветных ярких красках
Знают их на всей планете
Как зовут цветочки эти? (анютины глазки)
- Что объединяет растения, показанные на слайде?
- Как такие растения называются?
- А что образуют эти растения после того как отцветут?
- Сформулируйте тему урока (на слайде – Цветковые или Покрытосеменные растения)
- Исходя из темы сформулируйте цель урока (на слайде – познакомиться с особенностями и многообразием цветковых растений).
- В ходе работы вы на каждом этапе будете заполнять лист самооценки (приложение 1)
- Оцените себя по первому этапу.
3. Учебно-познавательная деятельность.
– Цветковые – это самые многочисленные среди растений, которые обитают в разных природных зонах. Так что их отличает от других ранее изученных растений? Давайте сравним их с другими растениями.
- Откройте гербарии растений на ваших столах. Какие растения вам даны? На какие группы можно разделить эти растения?
- С какой группой растений мы будем сравнивать цветковые?
- Подумайте, а какие признаки мы возьмем для сравнения?
- Как будет называться и как будет выглядеть наша таблица?
- Ребята сейчас вы будете работать вместе. На первом этапе каждый из вас познакомиться с предложенным текстом. Попытается выполнить задания к тексту, используя свои знания и учебник, изучите и сравните гербарии. На втором этапе вы сообща заполните таблицу с признаками сравнения. Далее мы обобщим ваши таблицы, используя прием «нумерованные головы».
Ученики работают индивидуально и в группах 7 минут, обсуждают, вместе заполняют таблицу. Для работы они используют гербарии, текст (приложение2) и учебник.
4.Физкультминутка (проводится после работы в группе)
- Мы увлеченно поработали, а теперь давайте наши глазки отдохнут, и мы «полетаем». Что сегодня у нас будет летать (на доски расчерчена таблица, в одном из квадратиков учитель рисует цветочек, учитель называет порядок «полета» цветочка, ученики глазами следят. Например, учитель говорит: «Цветочек полетел вправо, вверх, вверх, влево, вниз и так далее, пока цветочек не остановится. Ученики определяют, где он остановился. Следует это упражнение повторить с закрытыми глазами).
5. Интеллектуально преобразовательная деятельность.
-Давайте выделим признаки, которые вы выделили, сравнивая цветковых и голосеменных.
- Используем прием «нумерованные головы».Одновременно на доске заполняется таблица и вывешиваются признаки цветковых растений.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Я обращаюсь только к первым номерам. Вопросы для вас.
- У всех ли предложенных растений есть плод и цветок?
- Первые номера согласны? А что можете добавить?
- Плод и цветок есть только у цветковых, у голосеменных они отсутствуют.
-Самый крупный цветок у раффлезии Арнольде – до 90 см в диаметре и весом до 11кг. Самый маленький цветок у вольфии бескорневой – в диаметре до 1,5мм, а самый крупный плод у кокосовых пальм на Сейшельских островах весом до 13-18 кг.
- Я обращаюсь к ребятам под вторыми номерами – вопросы для вас.
- Есть ли семена у цветковых и голосеменных?
- В чем отличие их расположения?
- И у цветковых и у голосеменных есть семена.
- У цветковых семена расположены внутри плода, поэтому их называют покрытосеменные.
-У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек, поэтому их называют голосеменные.
- Я обращаюсь к ребятам под номером три.
- Что такое жизненная форма растений?
- Какие жизненные формы встречаются у голосеменных?
- Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?
- Приведите примеры.
- В чем разница между деревьями и кустарниками?
- Жизненная форма – это внешний облик растений.
У голосеменных встречаются древесные формы.
- У цветковых растений встречаются деревья (дуб, клен, береза), кустарники (смородина, малина, розы), и травы (ромашка, василек, пшеница).
- Деревья отличаются от кустарников, тем, что у них хорошо выделен главный ствол.
- Я обращаюсь к ребятам под номером четыре.
- На какие группы делят цветковые растения по продолжительности жизни?
- Какие растения называют однолетние?
- Какие растения называют двулетние?
- Какие растения называют многолетние?
- Приведите примеры.
-Вспомните, а сколько лет могут жить голосеменных растений?
- По продолжительности жизни цветковые растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетними называются растения, которые развиваются и плодоносят в течение одного года.
- Двулетними называются растения, у которых плоды с семенами созревают на второй год. Например, морковь и капуста – это двулетние растения.
- Многолетними называются растения, которые цветут и образует плоды каждый год.
- Например, к многолетним растением относят березу, тополь, иву, пырей.
- Голосеменные относят к многолетним растениям.
- Давайте еще раз произнесем признаки (особенности) цветковых растений
(приложение 3).
- Оцените свою работу по листу самооценки.
6. Закрепление нового материала.
- Ответьте на вопросы теста (лист самооценки).
- Оцените выполненный текст, используя шаблон с ответами.
- Подведите итог своей работы, используя лист самооценки. Поставьте себе оценку.
7. Рефлексия. Учащиеся по желанию высказывают свое мнение о уроке, используя следующие фразы
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Я никогда не задумывался над тем, что …
Сегодня я понял, что…
Раньше я думал ….., а теперь ……
Теперь я могу…
Я сегодня напрасно провел время, потому, что …
8. Домашнее задание: &23, подготовить загадки и стихи о цветковых растениях.
Задание: прочитайте внимательно текст, сравните цветковые и голосеменные растения.
Особенность цветковых растений – наличие цветка и плода.
Цветок – это орган семенного размножения. Самые крупные цветки у раффлезии Арнольди. В диаметре такой цветок достигает 90 см, и весит до 11 кг. Самые мелкие цветки у вольфии бескорневой в диаметре до 1,5 мм.
Самые крупные плоды у кокосовых пальм на Сейшельских островах. Они весят до 13-18 кг и созревают 7-10 лет.
Цветковые и голосеменные растения размножаются семенами. Но семена у голосеменных открыто лежат на чешуях шишек. А у цветковых они прикрыты околоплодником. Поэтому цветковые растения имеют второе название – покрытосеменные.
Внешний облик растений называется жизненная форма.
У цветковых растений выделяют три жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют несколько стволов и невысокие. Подумайте и приведите примеры (по 2) деревьев, кустарников, травянистых растений.
Вспомните, какие жизненные формы выделяют у голосеменных растений?
По продолжительности жизни цветковые растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.
Растения, которые развиваются и плодоносят в течение одного года называются однолетние. Если у растений плоды с семенами созревают на второй год, они относятся к двулетним. Например, морковь и капуста. Если растение цветет и образует плоды каждый год, оно называется многолетнее. Приведите (по2) промеры однолетних и многолетних растений.