kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме "Цветковые растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Используется групповая работа на основе Сингапурских технологий

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме "Цветковые растения"»

Методическая разработка по теме «Цветковые растения» в 5 классе


Составила

Учитель биологии МАОУ СОШ №30

Молокова Татьяна Анатольевна


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием цветковых (покрытосеменных) растений.

Задачи урока:

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки анализируя новый материал, работать с разными источниками информации.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учиться правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения о взаимосвязях в природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия, «цветок», «плод», «жизненные формы».

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира.

Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, гербариями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении различных вопросов, работа с листом самооценки.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, дидактический материал, гербарии покрытосеменных и цветковых растений, таблицы, презентация.

Методы работы: беседа, объяснение, работа с таблицей, групповая, работа с раздаточным материалом.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка целей и задач урока через актуализацию знаний.

Отгадайте загадки.


  1. Раскололся тесный домик на две половинки

И посыпались оттуда бусинки-дробинки

Бусинки зеленый сладкие ядреные (горох)

  1. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая (вишня)

  1. Говорят, в саду как будто

Есть цветочки от Анюты

Лепестки, как лица в масках,

В разноцветных ярких красках

Знают их на всей планете

Как зовут цветочки эти? (анютины глазки)

- Что объединяет растения, показанные на слайде?

- Как такие растения называются?

- А что образуют эти растения после того как отцветут?

- Сформулируйте тему урока (на слайде – Цветковые или Покрытосеменные растения)

- Исходя из темы сформулируйте цель урока (на слайде – познакомиться с особенностями и многообразием цветковых растений).

- В ходе работы вы на каждом этапе будете заполнять лист самооценки (приложение 1)

- Оцените себя по первому этапу.

3. Учебно-познавательная деятельность.

– Цветковые – это самые многочисленные среди растений, которые обитают в разных природных зонах. Так что их отличает от других ранее изученных растений? Давайте сравним их с другими растениями.

- Откройте гербарии растений на ваших столах. Какие растения вам даны? На какие группы можно разделить эти растения?

- С какой группой растений мы будем сравнивать цветковые?

- Подумайте, а какие признаки мы возьмем для сравнения?

- Как будет называться и как будет выглядеть наша таблица?


- Ребята сейчас вы будете работать вместе. На первом этапе каждый из вас познакомиться с предложенным текстом. Попытается выполнить задания к тексту, используя свои знания и учебник, изучите и сравните гербарии. На втором этапе вы сообща заполните таблицу с признаками сравнения. Далее мы обобщим ваши таблицы, используя прием «нумерованные головы».

Ученики работают индивидуально и в группах 7 минут, обсуждают, вместе заполняют таблицу. Для работы они используют гербарии, текст (приложение2) и учебник.


4.Физкультминутка (проводится после работы в группе)

- Мы увлеченно поработали, а теперь давайте наши глазки отдохнут, и мы «полетаем». Что сегодня у нас будет летать (на доски расчерчена таблица, в одном из квадратиков учитель рисует цветочек, учитель называет порядок «полета» цветочка, ученики глазами следят. Например, учитель говорит: «Цветочек полетел вправо, вверх, вверх, влево, вниз и так далее, пока цветочек не остановится. Ученики определяют, где он остановился. Следует это упражнение повторить с закрытыми глазами).

5. Интеллектуально преобразовательная деятельность.

-Давайте выделим признаки, которые вы выделили, сравнивая цветковых и голосеменных.

- Используем прием «нумерованные головы». Одновременно на доске заполняется таблица и вывешиваются признаки цветковых растений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Я обращаюсь только к первым номерам. Вопросы для вас.

- У всех ли предложенных растений есть плод и цветок?

- Первые номера согласны? А что можете добавить?

- Плод и цветок есть только у цветковых, у голосеменных они отсутствуют.

-Самый крупный цветок у раффлезии Арнольде – до 90 см в диаметре и весом до 11кг. Самый маленький цветок у вольфии бескорневой – в диаметре до 1,5мм, а самый крупный плод у кокосовых пальм на Сейшельских островах весом до 13-18 кг.

- Я обращаюсь к ребятам под вторыми номерами – вопросы для вас.

- Есть ли семена у цветковых и голосеменных?

- В чем отличие их расположения?

- И у цветковых и у голосеменных есть семена.

- У цветковых семена расположены внутри плода, поэтому их называют покрытосеменные.

-У голосеменных семена лежат открыто на чешуях шишек, поэтому их называют голосеменные.

- Я обращаюсь к ребятам под номером три.

- Что такое жизненная форма растений?

- Какие жизненные формы встречаются у голосеменных?

- Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?

- Приведите примеры.

- В чем разница между деревьями и кустарниками?

- Жизненная форма – это внешний облик растений.

У голосеменных встречаются древесные формы.

- У цветковых растений встречаются деревья (дуб, клен, береза), кустарники (смородина, малина, розы), и травы (ромашка, василек, пшеница).

- Деревья отличаются от кустарников, тем, что у них хорошо выделен главный ствол.

- Я обращаюсь к ребятам под номером четыре.

- На какие группы делят цветковые растения по продолжительности жизни?

- Какие растения называют однолетние?

- Какие растения называют двулетние?

- Какие растения называют многолетние?

- Приведите примеры.

-Вспомните, а сколько лет могут жить голосеменных растений?

- По продолжительности жизни цветковые растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетними называются растения, которые развиваются и плодоносят в течение одного года.

- Двулетними называются растения, у которых плоды с семенами созревают на второй год. Например, морковь и капуста – это двулетние растения.

- Многолетними называются растения, которые цветут и образует плоды каждый год.

- Например, к многолетним растением относят березу, тополь, иву, пырей.

- Голосеменные относят к многолетним растениям.


- Давайте еще раз произнесем признаки (особенности) цветковых растений

(приложение 3).

- Оцените свою работу по листу самооценки.

6. Закрепление нового материала.

- Ответьте на вопросы теста (лист самооценки).

- Оцените выполненный текст, используя шаблон с ответами.

- Подведите итог своей работы, используя лист самооценки. Поставьте себе оценку.

7. Рефлексия. Учащиеся по желанию высказывают свое мнение о уроке, используя следующие фразы


Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Я никогда не задумывался над тем, что …

Сегодня я понял, что…

Раньше я думал ….., а теперь ……

Теперь я могу…

Я сегодня напрасно провел время, потому, что …


8. Домашнее задание: &23, подготовить загадки и стихи о цветковых растениях.


Приложение 1


Лист самооценки учащегося__________________ класс_____



Этапы урока

Оценка ученика (максимум баллов)

  1. Вопросы на повторение

мах 1 балл

  1. Работа в группе

-слушал и читал

- выступал

мах 5 балла

2

3

  1. Вопросы на закрепление

Тест – выбрать один верный ответ

  1. Голосеменные не имеют

а) корней в) листьев

б) семян г) плода

2) К цветковым не относится

а) пшеница в) сосна

б) малина г) тополь

3) Орган семенного размножения у цветковых растений

а) корень в) стебель

б) цветок г) листья

4) Цветковые растения, которые плодоносят каждый год, называются

а) однолетние в) многолетние

б) двулетние

5) Жизненная форма смородины

а) кустарник в) трава

б) дерево


мах 5 баллов

  1. Подсчитай баллы, поставь оценку

10-11 баллов – «5»

7-9 балла – «4»


Приложение 2

Сравнение _________________________________________растений


Признаки

Цветок и плод

Семя

Жизненная форма

Продолжительность жизни

………..






…………






Приложение 3

Текст у каждого на столе


Цветковые и голосеменные растения

Задание: прочитайте внимательно текст, сравните цветковые и голосеменные растения.

Особенность цветковых растений – наличие цветка и плода.

Цветок – это орган семенного размножения. Самые крупные цветки у раффлезии Арнольди. В диаметре такой цветок достигает 90 см, и весит до 11 кг. Самые мелкие цветки у вольфии бескорневой в диаметре до 1,5 мм.

Самые крупные плоды у кокосовых пальм на Сейшельских островах. Они весят до 13-18 кг и созревают 7-10 лет.

Цветковые и голосеменные растения размножаются семенами. Но семена у голосеменных открыто лежат на чешуях шишек. А у цветковых они прикрыты околоплодником. Поэтому цветковые растения имеют второе название – покрытосеменные.

Внешний облик растений называется жизненная форма.

У цветковых растений выделяют три жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют несколько стволов и невысокие. Подумайте и приведите примеры (по 2) деревьев, кустарников, травянистых растений.


Вспомните, какие жизненные формы выделяют у голосеменных растений?

По продолжительности жизни цветковые растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние.

Растения, которые развиваются и плодоносят в течение одного года называются однолетние. Если у растений плоды с семенами созревают на второй год, они относятся к двулетним. Например, морковь и капуста. Если растение цветет и образует плоды каждый год, оно называется многолетнее. Приведите (по2) промеры однолетних и многолетних растений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме "Цветковые растения"

Автор: Молокова Татьяна Анатольевна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-razdiela-obrazovatiel-noi-proghrammy-po-biologhii-ii-stupien-obuchieniia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223042"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437141618"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "методическая разработка урока по биологии по теме "Цветок" "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-po-tiemie-tsvietok"
    ["file_id"] => string(6) "190638"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427201633"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "методическая разработка для самостоятельного изучения  по теме "Лист" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-dlia-samostoiatiel-nogho-izuchieniia-po-tiemie-list-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118368"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413123094"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Воздушное питание растений "
    ["seo_title"] => string(30) "vozdushnoie-pitaniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "146054"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419068845"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства