Урок по биологии 6 класс Тема : ЦВЕТОК
Цели:
Образовательная: создать условия и обеспечить усвоение новых знаний по теме «Цветок, его строение и значение». Познакомить учащихся с составными частями цветка, раскрыть их функции.
Развивающая: продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы, творческих способностей, умения работать в группе.
Воспитывающая: продолжить формирование чувства ответственности за сохранение растений. Способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.
Оборудование:
- таблица «Строение цветка»;
- разборные модели цветов ;
- инструктивные карточки к практической работе;
- набор биологического конструктора;
- тесы и набор цифр;
- презентация «Цветы вокруг нас»
- презентация «Цветковые растения, занесённые в Красную книгу Челябинской области»
- видеофрагмент «Солнечные брызги»
- компьютер, медиапроектор
Ход урока:
I этап. Мотивация и целеполагание(индукция).
Учитель : Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах Запишите тему урока.
Наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту, потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы… они с нами всегда: и в радости, и в горе. Нашу радость они делают ещё более приятной и запоминающейся. А в горе придают силы и дарят надежду на то, что справиться можно с любыми невзгодами.
- Ребята, а у вас есть любимые цветы?
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.
Цветы, цветы… Как много их,
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Сейчас мы посмотрим, насколько разнообразны цветы, окружающие нас.
Вслушайтесь в музыку и постарайтесь представить танец цветов (видеофрагмент «Солнечные брызги»
Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации у вас возникали при этом?
Запишем ассоциации в тетрадь. А теперь выберите 3 самых важных, ёмких слова. По вашим словам возникают вопросы:
Почему цветы такие красивые? (Слайд №1)
Почему они такие разные?
Почему у них яркая окраска?
Почему у них такая форма?
Почему одни цветы имеют запах, а другие нет?
Какую роль играют цветы для растений?
II этап. Реконструкция.
В ходе беседы учащиеся высказывают предположения, касающиеся ответов на поставленные вопросы. (слайд №2)
III этап. Социализация.
Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца).(слайд №3 и №4)
Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения.
А что такое цветок? (слайд №5) стр. 125-зачитать
В цветке много разных частей, сейчас мы узнаем о строении цветка и выполним практическую работу:
Практическая работа “Строение цветка” (I часть)
1. Рассмотрите предложенную вам модель цветка
2. Определите названия каждой части цветка, пользуясь рисунком 97 стр 125
3. Где, по-вашему, располагаются в цветке главные части?
После совместного обсуждения проводится афиширование мнения каждой группы. Делаются выводы.
IV этап. Разрыв.
На доске составляется опорная схема « Строение цветка», ребята ставят указатели на правильное место
Практическая работа “Строение цветка” (II часть)
1 вариант изучает строение тычинки
2 вариант строение пестика
Проведение физминутки.
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик
И теперь он будет спать до утра, как птенчик.
Как мы видим, у цветов есть одинаковые части, но цветы имеют и различия:
цветы бывают с простым и двойным околоцветником-стр 126 -1 ряд
венчик сростнолепестной и свободнолепестной-2 ряд
цветы обоеполые и раздельнополые (мужские и женские)- 3 ряд ( слайд №6)
Игра «Не ошибись» В предлагаемом перечне утверждений выбрать те, которые подходят для цветов, чьи модели находятся на столах данной группы
(если утверждение верное -поднять руки)
1.Околоцветник простой.
2.Венчик ярко окрашен.
3.пестиков много.
4.пестик один.
5.Чашечка состоит из сросшихся чашелистиков.
6.Лепески венчика разные.
Работа с биологическим конструктором
собрать модель цветка: на столах конверты с заданиями, составить модель цветка по заданию, с помощью пластилина прикрепить части цветка на картон
V этап. Афиширование
прикрепить работы на доску
Ученицы делают сообщение о местных растениях, занесенных в Красную Книгу Челябинской области
Мы видим, цветы очень красивы. Бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрее сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу ещё один цветок, и, кажется, красивее первого. Хочется и его сорвать. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу.
«Не замедляй шагов, не рви цветов, чтобы сохранить их,- завещал Рабиндранат Тагор,- иди вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем». (слайд №7 и №8)
Подведение итогов: Что мы узнали на уроке, чему научились?
Учащимся предлагается тест (школьники с помощью карточек показывают номера правильных ответов).
1.Чашечка цветка состоит из:
1.пестиков 2. лепестков 3.чашелистиков
2.Мужскими цветами являются те, в которых
1.есть и тычинки и пестики 2.есть только тычинки 3.есть только пестики
3. У цветка тюльпана околоцветник
1. отсутствует 2. простой 3. двойной
4. У пестика нет:
1. пыльника 2. завязи 3. рыльца
5. Из цветка образуется:
1. почка 2. плод с семенами 3. цветоложе
Домашнее задание: § 28- ответить на вопросы,
на выбор
- Подготовить загадки о цветах
- Подготовить сообщение о любимых цветах
V I этап. Рефлексия
Возьмите цветок и прикрепите его в соответствующую колонку
1- мне понравилось, было комфортно
2-мне было интересно, я узнал что- то новое
3- мне было неинтересно