3. Постановка проблемы. Формирование групп. 5 минут
4. Решение проблемной ситуации. 55 минут
а) презентация решения групп.
б)самооценка (метод шляп)
5.Итоговый этап занятия:
а) закрепление материала 15минут
б) вывод по данной проблеме
в) оценивание учащихся
г) задание на дом
Длительность урока- 90 мин
Ход урока:
Организационный момент 5минут
а) организация рабочей обстановки на занятий
Преподаватель приветствует студентов,отмечает отсутствующих,проверяет наличие формы
б) определение целей и задач занятия
По теме»Особенности генетического аппарата вирусов» преподаватель перед студентами ставит проблему, где они должны выяснить причины возникновения, основные признаки вирусных заболеваний человека, методы диагностики и профилактики. Для решения проблемы группа делится на 5 подгрупп,избирается лидер группы, который руководит процессом решения проблемы. Студенты самостоятельно добывают информацию, используют книжную и электронную литературу. Задачей TBLметода является максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений.
2. Актуализация знаний. 10 минут
а) фронтальный опрос
б) выполнение тестовых заданий
а) Вопросы
1.Заполнить таблицу Прокариоты, Эукариоты, Вирусы. Сравнить и поставить знак «+»,где есть органоиды, и поставить «-» там где их нет
2.Классификация вирусов
3.Механизм инфицирования
4.Строение и функции бактериофага
5.Перечислить ДНК и РНК содержащие вирусные заболевания
б) Тестовые задания
1-вариант
1. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях;
2. Признак организмов, характерный для неклеточной формы жизни:
4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и
неживой природы?
а) лишайники;
б) грибы;
в) бактерии;
г) вирусы.
5.Размеры большинства вирусов
а) около одного миллиметра или чуть меньше
б) около одной сотой миллиметра или чуть меньше
в) намного меньше одной тысячной миллиметра
г) не превосходят размеры атомов и молекул
6.Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется
а) вирион
б) капсула
в) вироид
г) капсид
7. Наиболее эффективная защита от вирусов у человека и животных –
а) прием антибиотиков
б) воспалительная реакция
в) специфический иммунитет
г) непроницаемость клеточной мембраны
8. Вирусы состоят из
а) белков и нуклеиновой кислоты
б) целлюлозы и белков
в) ДНК и РНК
г) ядра и цитоплазмы
9.Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие
а) ферментов
б) клеточной стенки
в) клетки-хозяина
г) генов другого вируса
10. Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются
а) вирофаги
б) бактериофаги
в) Т-киллеры
г) В-клетки
2-вариант
1. Какие организмы относятся к неклеточным доядерным?
а) Вирусы
б) Животные
в) Растения
г) Бактерии
2.Какой вирус разрушает иммунную систему человека?
а) Полиомелит
б) Оспа
в) Грипп
г) ВИЧ
3. Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют:
а) Фаги
б) Вибрионы
в) Паразиты
г) Тромбоциты
4. Основоположником учения о вирусах является:
а) Т. Морган
б) Д. Ивановский
в) В. Вернадский
г) Н. Вавилов
5. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а) антигены
б) антибиотики
в) вакцины
г) интерфероны
6. РЕТРОВИРУСЫ названы так потому, что
а) используют РНК для хранения наследственной информации
б) это самая древняя группа вирусов
в) это самая примитивная по строению группа вирусов
г) в их жизненном цикле обязательно присутствует обратная транскрипция РНК → ДНК
7.Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы
а) размножаются внутри клеток хозяина
б) являются одними из главных патогенов человека
в) играют важную роль как редуценты
г) переносят гены одних биологических видов к другим
8.Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:
а) Разрушает клеточную мембрану
б) Клетка теряет способность к репродукции
в) Разрушает митохондрии в клетке хозяина
г) ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка
9.Обязательными компонентами любого вируса являются:
а) Липиды
б) Нуклеиновые кислоты
в) Полисахариды
г) Белки
1 0.Бактериофаг – это:
а) Вирус, поражающий бактерии
б) Простейшее, питающееся бактериями
в) Вирус, поражающий животных
г) Вирус, поражающий грибы
Правильные ответы на вопросы тестового контроля
1-вар
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
в
г
б
г
в
г
в
а
в
б
2-вар
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
а
г
б
б
г
г
в
г
б
а
3. Постановка проблемы. Формирование групп. 5 минут
Вирусные инфекции составляют значительную часть инфекционной патологии человека. К началу 21 века было исследовано свыше 1000 разнообразных вирусов, вызывающих такие заболевания как грипп, герпес, гепатит, полиомиелит, коревая краснуха и другие. В целом около 80% инфекционных заболеваний,регистрируемых в настоящее время вызывают вирусы. Первые места по массовости поражения занимают острые респираторные заболевания, грипп, вирусный гепатит.
4. Решение проблемной ситуации. 55 минут
а) презентация решения групп.
Каждая команда должна заполнить таблицу FILA. Затем решить проблему. И объяснить другой группе. Студенты приступают к решению проблемы. В это время учитель проверяет тест. Проверка осуществляется быстро по заготовленному ответу - двоичному коду.Презентация решения проблемы каждой группой.
Таблица FILA
FACTS
факты
IDEAS
идеи
LEARNINGISSUES
вопросы (предмет изучения)
ACTION PLAN
план действия
Информация, извлеченная из проблемного сценария
Сгруппировать согласно темам, где возможно
Устанавливаются, основываясь на фактах
Гипотезы
Принимаются без осуждения
Формулируются как вопросы
Вопросы должны способствовать решению проблемы
План действия должен быть выполнен таким образом, чтобы он помогал решить проблему, провести исследование, организовать интервью
Вопросы должны помочь создать из отдельных частей сценарий
б)самооценка (Шесть шляп мышления Эдвард Де Боно)
Притча
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Преподаватель . Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы будет сама притча.
Студенты в белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Студенты в красной шляпе – проанализируют притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи.
Студенты в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Студенты в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.
Студенты в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я
3.Итоговый этап занятия: 15минут
а) закрепление материала
1.Заполнение таблицы "Вирусные заболевания"
2. Рассказать о профилактике вирусных заболеваний
б) вывод по данной проблеме
- Какую практическую задачу вы сегодня решили?
- Что нового вы сегодня узнали?
Выставление баллов.
в) оценивание учащихся
Подведение итогов. Лидер группы помогает выставить баллы за работу каждому участнику. Баллы заносятся в специальные бланки, в которых учащимся уже выставлены баллы за тест.
Фамилия Имя _________________
Группа
Задание
Номер задания
Количество баллов
Тест
№1 - №10
(max 10 баллов)
Работа в группах
№1 Активное участие на уроке
(оценивается учителем) (max 3 балла)
№2 Работа учащегося в группе
(оценивается лидером группы)
(max 5 баллов)
№3 Решение проблемы
(оценивается учителем) (max 5 баллов)
№4 Объяснение у доски (оценивается учителем) (max 2 балла)
Итоговое количество баллов (max 25)
Оценка
25 - 24 балла – оценка «5»;
23 – 19 балла – оценка «4»;
18 – 14 баллов – оценка «3»;
13 – 0 баллов – оценка «2».
в) задание на дом повторить материал сегодняшнего урока