І Организационный момент.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с внешним строением рыбы и её приспособленностью жить в воде.
Второй момент, который предстоит нам изучить – это как передвигаются рыбы.
ІІ Опрос домашней работы.
На прошлом уроке мы начали знакомство с типом Хордовых. Представителем является ланцетник. Это морское животное, поэтому передвигаться по морю будем по станциям. А чтобы мы не утонули, нам нужен груз и им будут наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.
Станция «Загрузочная». Слайд №1
Задание №1. Ответить на вопросы (приложение 2)
Тип хордовые делится на подтипы…
(оболочники, бесчерепные, черепные)
Органы чувств ланцетника представлены…
(обонятельной ямкой и чувствительными клетками)
Ланцетник типичное хордовое животное потому, что…
(имеет хорду, спинной мозг тянется над хордой и кровеносная система замкнутого типа)
Органами зрения ланцетника являются…
(светочувствительные клетки)
Ток крови у ланцетника обеспечивается…
(стенками брюшного сосуда)
Впервые изучил и оставил описания ланцетника…
(П.С. Паллас)
Задание №2. Решите ребус.
Без него и ... живут!
Слово из 11 букв
Ответ: бесчерепные
Задание №3. Разгадайте кроссворд (приложение 3)
«Тип Хордовые».
Начало формы
Конец формы
1. Представитель класса Круглоротые.(минога)
2. Группа животных, имеющая скелет головы и позвоночник.(позвоночные)
3. Морские животные по форме напоминающие больших червей.(миксины)
4. Позвоночник состоит из …(позвонков)
5. Полупрозрачное, рыбообразное морское животное. Форма тела, которого похожа на медицинский инструмент ланцет.(ланцетник)
6. Прочный осевой стержень хордовых.(хорда)
7. Скелет головы.(череп)
Погружение прошло успешно. Мы повторили внешнее и внутреннее строение ланцетника. Он имеет обтекаемую форму тела. А какие еще животные обитают в воде и имеют такую же форму? (рыбы)
Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку.
ІІІ Объяснение новой темы.
Станция «Хозяева вод». Слайд №2.
Обратите внимание на окраску и форму рыб. Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова Константина Паустовского, писателя, который хорошо знал и любил природу.(Приложение 7).
«Можно смело сказать, что любой человек, если он проведёт хотя бы только один день на реке или озере, если он надышится запахом трав и воды, увидит в тёмной воде блеск крупной рыбы, будет потом долго вспоминать этот день как один из самых счастливых дней своей жизни».
Рыбы могут быть большие и маленькие. Они различаются по способу питания – травоядные, хищники. И еще много интересного можно узнать о рыбах. Вот мы и прибыли на
Станцию «Это интересно». Слайд №3.
Просмотр видеофильма.
Обитая в водоеме рыбы живут на своей определенной территории, которую они узнают по вкусу воды.
Чешуя и слизь. Каково их назначение?
Чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела. Имеются годовые кольца, по которым определяют возраст рыбы. Один из самых примитивных и древних видах чешуи плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться. У древних костных рыб (осетровых) чешуя – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Это тип чешуи лучше приспособлен для плавания.
В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные. Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.
Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться? (наблюдаем за движением аквариумных рыбок) Плавники и мышцы.
Строение тела рыбы. Слайд №4.
/Учащиеся работают со слайдом. Определяют виды плавников и их функции. Используя текст учебника./
Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как весла) – горизонтальное положение, повороты, движения вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный (подхвостовой) – препятствует вращению рыбы вокруг своей оси.
в) хвостовой – поступательное движение вперед.
Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.
Боковая линия – шестое чувство, которое есть только у рыб. С помощью чувствительных клеток этой линии они ощущают силу и направления движения воды, ее колебания, приближение к предметам.
ІVЗакрепление.
Задание (приложение 13)
Установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).
Особенности строения
Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя
А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
Рыбы – это …(хордовые) животные. Органом дыхания служат …(жабры). Имеются парные конечности, представленные …(грудными) и …(брюшными) плавниками. Тело покрыто …(чешуей). Направления течения и силу давления воды рыбы воспринимают …(боковой линией).
А сейчас вы можете улучшить свой результат, побывав на станции «Исследовательской», выполнив лабораторную работу.
V Выполнение лабораторной работы.
Станция «Исследовательская». (Слайд №5)
Лабораторная работа №6.
Внешнее строение и передвижение рыб.
Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Оборудование: фотографии рыб, аквариум.
Ход работы:
Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
Из каких отделов состоит тело рыбы. Обозначь на рисунке.
Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
Имеется ли чешуя на теле рыб? Значение.
Какие органы обеспечивают движения рыб? Обозначьте их.
Найди боковую линию, подпиши на рисунке. Какова функция боковой линии?
Сделай вывод о признаках внешнего строения тела рыб в связи с их водным образом жизни.
VІ Подведение итогов.
Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать.
VІІ Домашнее задание: прочитать, пересказать § 47,48. Ответить на вопросы.