kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кто в почве живет

Нажмите, чтобы узнать подробности

 рассказывается о приспособленности организмов к среде

Просмотр содержимого документа
«Кто в почве живет»

Тема. Биология и практика

Предмет: 5

Класс: биология

УМК: линия «Ракурс» курса «Биология. Введение в биологию» изд-ва «Русское слово»

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о роли биологии в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

1) познакомить учащихся с методами изучения окружающей среды и использование в практической деятельности.

2) показать значение знаний биологии

3) конкретизировать знания о биологических науках

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентации, раздаточного материала; составлять кластер;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок -практикум

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспект. презентация Microsoft Office PowerPoint.





Конспект урока


Этап урока /в соответствии с новыми требованиями/, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент)

1/

Приветствует учащихся, настраивает на работу.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

ЛУУД: Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.

Актуализация

3-4/



Проверка знаний

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (общение животных). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.

Задание 1 Работа с вопросами псз- работа м с классом

Задание 2 (работа с тестом).


3.Давайте послушаем ответы ребят из пар.



Обсуждение результата выполнения



Проблема: Какие примеры открытий в биологии взяты из жизни?







Работают пары учащихся с тестом на месте 1,3 ряд





Учащиеся вступают в диалог.



КУУД: Умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем;

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Формирование умения работать в парах.


Постановка проблемы и цели урока

1/

Выдвигает проблему: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь являются обитателями почвы.

Предлагает ребятам сформулировать проблему.


- Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос?



- Какая цель наша сегодня урока?







Проблема – (как, зачем, почему) Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.

Нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы.

Целеполагание: определить особенности организмов, обитающих в почве.

РУУД:

Умение определять цель работы.


Изучение нового материала

10-15/



























1 маршрут: Что такое почва.


Цель: дать характеристику почве.































Цель: определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?














3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.



Цель: используя текст, выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.


Вступление в тему: есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями.

Я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию в подземный мир организмов.

Слушают, смотрят слайды презентации.


Вопросы:

  1. Ребята, скажите, что такое почва?

  2. Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)

  3. Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)

  4. Какую роль занимают бактерии в круговороте веществ? Разрушители.

  5. Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами)


Работают с текстом учебника стр. 88.

Зачитывают ответы на вопросы учителя.


КУУД:

Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

ЛУУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,


Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.

1.Почва достаточно плотная. (Ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).

2.В почву не проникает свет. (Жизнь многих организмов проходит в полной темноте).

3.В почве не всегда достаточно кислорода. (Особенности дыхания).

4. Почва водой чаще обеспечена.

5.В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

6.Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.





Учащиеся слушают, анализируют и выражают своё согласие/несогласие сигнальными карточками (зеленые-красные)


КУУД: Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

1 группа. Прочитать текст «Нравы норокопателей». Выполнить задания. (Приложение 1)

2 дождевой червь и его передвижение


группа. Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, обитающие в почве.

Задание: установите, какие млекопитающие Красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.

(Приложение 3)

Учащиеся реализуют стратегию смыслового чтения через приемы «Инсерт» и «Кластер».

Учащиеся работают по заданиям с текстом в мини-конспекте,

решают поставленную задачу, готовят обоснование выбора.



Учащиеся работают с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, заполняют кластер.

РУУД:

Умение определять цель работы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Использовать в работе справочную литературу.

КУУД: формирование умения работать в малых группах.


ПУУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей;

Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Первичная проверка понимания

10/


Цель: афишировать результаты групповой работы


Вопросы:

- с каким видом вы работали?

- какая была ваша цель работы?

- сложно вам было работать?


Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация

Вопрос (к заданию 1): какую новую информацию вы получили при изучении текста (+)?

 Физминутка: давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ крота, и совершим движения в почве.


Вопросы:

- с каким видом вы работали?

- какая была ваша цель работы?

- вызвала ли работа у вас затруднения?



Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация


Вопрос (к заданию 1): была ли отмечена вами информация, о которой вы хотели бы узнать побольше (?)?

Отвечают на вопросы учителя



Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.


Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.

Выполняют физминутку.



Отвечают на вопросы учителя



Озвучивают результаты работы по составлению схемы.

Сравнивают и делают пометки совпадений.




РУУД:

Представлять результаты работы классу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.


ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов  с целью выделения его существенных признаков.


4 маршрут: Экологические группы почвенных организмов.

Цель: определить экологическую группу изучаемых организмов.


















5 маршрут. Млекопитающие Красной книги оренбургской области.

Цель: познакомиться со зверями–норочниками Красной книги Оренбургской области.


Вопросы:

- в схеме, все ли ячейки были вами заполнены?

- какая информация сообщается в 4 абзаце учебника стр. 88?


Категория “жителей” в почве: постоянные и временные “квартиранты”.

Вопросы по работе со словарем:

- Как называется группа организмов, обитающие в грунте (почве)?

- Кто такие геобионты?



- Кто такие геофилы?





- Кто такие геоксены?





Вопросы: работали мы сегодня с экологической группой – геоксены?




- Какая цель была поставлена перед вашей группой?

- Какие организмы были изучены?







- Почему сурка можно отнести к группе геоксены?


- Что является лимитирующим фактором пищухи?





- Какое животное стало редкое из-за преследования человека и конкуренции со стороны другого вида?


Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация.


Организует работу по самооценке 3 группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы».


Организует работу по самооценке группы на 4 уровне в «Вершине успеха группы».

Учащиеся указывают на ячейку «экологическая группа».

Учащиеся указывают на наличие постоянных и временных организмов.


Отвечают на вопросы учителя

Эдафобионты

Геобионты - постоянные обитатели почвы.

Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве.

Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища.


3 группа учащихся сообщает, что они работали с организмами, живущие в норах.

Называют цель работы.


Называют европейского степного сурка, степную пищуху, среднерусскую норку, южнорусскую перевязку.

Учащиеся рассказывают о двух типах нор.

Учащиеся называют - распашку каменистых степей, вырубку степных кустарников, перевыпас, факторы беспокойства.

Учащиеся называют среднерусскую норку, ее вытесняет американская норка.


Сравнивают и делают пометки совпадений.



Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.

Оценивают ответы на вопросы в течение урока.


РУУД:

Представлять результаты работы классу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.



ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов  с целью выделения его существенных признаков.















Закрепление материала

5/

Вопросы:

- какая была поставлена нами цель урока?

- достигнута ли цель урока?


Организует проверочную работу - тест «Кто в почве живет» и взаимопроверку групп- 1- в 2- в 3 –б 4 – а, б, е 5- 1б2а3б4б5а


Организует работу по самооценке группы на 5 уровне в «Вершине успеха группы».


ответы




Осуществляют взаимопроверку групп


Учащиеся проводят самооценку тестирование.

КУУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

РУУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Рефлексия

2-3/

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы.

Организует работу по самооценки группы и подведению итога.

Перевод баллов в оценку:

«5» – 8 – 10 баллов

«4» – 5 – 7 баллов

«3» – до 5 баллов

Вопрос: кто оценил работу группы на «3»? на «4»? на «5»?

Определяем уровни деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности сегодня на уроке:

- на оси «Мы», какой уровень отмечен?

- на оси «Дело», кто расположил себя на 1 уровне? 2-ом? 3-ьем? 4-ом?

- на оси «Я» в вашей группе, на каком уровне больше всего расположилось отметок?

Учащиеся подводят самооценку за урок. Переводят баллы в оценку.



Учащиеся поднимают руки.
















Группы отвечают.

ПУУД: Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Домашнее задание

1/


Дает рекомендации для выполнения: § 23

1.Задание на «4». На сайте учителя:

1.Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.

2.Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.

Приложение 4

2.Задание на «5». Творческие задания:

1.Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

2.Составить кроссворд «Животный мир почвы».

Задают вопросы

ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



Модель самооценки групп
























1 группа

Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Нравы норокопателей», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

Нравы норокопателей

Крот, который с рождения и до смерти живет под землей и света белого почти не видит, как землекоп не знает себе равных. Все в нем для рытья наилучшим образом приспособлено: и тело вальковатое (от слова валик, означает "обкатанный, гладкий, округлый"), чтобы удобнее под землей передвигаться. Ушной раковины нет (тоже чтобы не мешала под землей ползать), а лишь складочка кожи — она ухо закрывает, потому земля и песок кроту в уши не сыплются. Глазки крохотные («с зернышко маковое»!), недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. Веки их плотно закрывают, когда надо.

Мех короткий, гладкий, чтобы за землю не цеплять (но он быстро вытирается, а потому крот линяет три раза в год!). Шерсть обладает свойством укладываться в обе стороны. Это связано с необходимостью постоянного перемещения в узких подземных туннелях. Где кроту иногда приходится давать задний ход. Волосяной покров тут же подстраивается и меняет направление, не позволяя частицам почвы загрязнять себя.

Передние лапы у крота — короткие, широкие, настоящие лопаты, обращены назад, чтобы удобнее было рыть землю перед собой. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы.

Кроты постоянно живут в почве. Они могут уходить из слоев, в которых создаются неблагоприятные условия жизни, в другие слои почвы. В засуху и  к зиме они перебираются в более глубокие слои.

Кроты к соседям нелюбезны и в своих норах никаких жильцов и других кротов не терпят. А если их посадить вместе в тесный ящик, сильный слабого убьет и съест. Потому и говорят: если б ростом крот был со льва, не нашлось бы зверя равной ему свирепости!

Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться им теперь приходится глубже. Нередко выбрасывают землю на поверхность, прямо на снег, и под ним по обледенелой земле путешествуют. Пропитания зимой меньше, чем летом, и, чтобы не голодать, кроты запасают на зиму «консервы» из червей: откусят им головы и замуровывают в стенах своих нор, иногда сотнями штук сразу. Без голов черви далеко уползти не могут, но и не умирают, а потому не портятся.

Текст взят из книги Игоря Акимушкина "Мир животных: беспозвоночные".











Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»

























2 группа

Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Жизнь дождевого червя в почве», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.


Жизнь дождевого червя в почве

Первым ученым, который обратил внимание на огромную роль дождевых червей в процессе почвообразования, был Чарлз Дарвин. В своей книге Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли гораздо более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда. Почти во всех влажных местообитаниях они необыкновенно многочисленны и сравнительно с их величиной обладают весьма значительной мускулатурной силой. Во многих местностях Англии на площадь в акр (0,405 га) ежегодно выбрасывается более 10 тонн сухой земли, прошедшей через их тело, так что весь поверхностный слой растительной земли в течение нескольких лет проходит через их тело…»

Дарвин описал способы строительства земляными червями норок. Он первый заметил, что делают они это двумя способами: либо раздвигая землю в сторону, либо заглатывая ее. В первом случае червь просовывает узкий передний конец тела в щели между частицами земли (это происходит за счет сокращения кольцевых мышц, тело становится коротким и толстым) и затем утолщает (это происходит за счет сокращения продольных мышц, тело становится коротким и толстым) его, раздвигая частички грунта.

Если же почва очень плотная, то червь «вгрызается» в нее – заглатывает грунт и пропускает его через свою пищеварительную систему. Он отрывает губами кусочки земли и глотает её. Наглотается до предела и ползёт к поверхности земли, на которую выбрасывает прошедшую через кишечник почву. Но вот попался на пути в подземелье особенно плотный и сухой грунт - червь увлажняет его каплями слюны. Намокнет кусочек почвы, червь его глотает.

В передвижении им помогают вытянутое "червеобразное" кольчатое тело, т.е. разделенное на сегменты – кольца. На брюшной стороне червя имеются тонкие, упругие и короткие щетинки, которые помогают им зацепиться за неровности.

Днём он прячется в норке головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором, а в сумерки оживает. Выползает на поверхность почти всем телом, лишь задний конец держится за край норки, а передняя часть тела совершает круговые движения, приподнимаясь над землёй, и ощупывает всё вокруг. Нащупает губами опавший лист дерева, хватает его и тащит в норку….

Если взять червя в руки, то очень легко можно почувствовать его влажное, сколькое тело. Слизь помогает червю скользить, скреплять частички земли, таким способом укрепляются стенки ходов, и ходы не засыпаются. Без такой влажной кожи червь не смог бы дышать, кислород, которого много в проделанных ходах, через влажную кожу может проникнуть вовнутрь, поэтому черви дышать всей поверхностью тела.

Текст составлен на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные.



Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»





























  1. группа

Задание: установите, какие млекопитающие красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.







7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кто в почве живет

Автор: Мартынова Валентина Александровна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Кто в г. Алфавите живет? "
    ["seo_title"] => string(26) "kto-v-gh-alfavitie-zhiviet"
    ["file_id"] => string(6) "235940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443891402"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Планирование прогулок на ноябрь в подготовительной группе "
    ["seo_title"] => string(63) "planirovaniie-proghulok-na-noiabr-v-podghotovitiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "217528"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433388752"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "конспект урока по окружающему миру по теме: "Охрана животных" (с элементами краеведения) "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-okhrana-zhivotnykh-s-eliemientami-kraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417739714"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока, презентация  по окружающему миру "В парке" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "200625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428867348"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства