3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные:способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок -практикум
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал – мини – конспект. презентация Microsoft Office PowerPoint.
Конспект урока
Этап урока /в соответствии с новыми требованиями/, время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент)
1/
Приветствует учащихся, настраивает на работу.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
ЛУУД: Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.
Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире.
Актуализация
3-4/
Проверка знаний
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (общение животных). Давайте проверим, насколько хорошо мы усвоили ее.
Задание 1 Работа с вопросами псз- работа м с классом
Задание 2 (работа с тестом).
3.Давайте послушаем ответы ребят из пар.
Обсуждение результата выполнения
Проблема: Какие примеры открытий в биологии взяты из жизни?
Работают пары учащихся с тестом на месте 1,3 ряд
Учащиеся вступают в диалог.
КУУД: Умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем;
Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Формирование умения работать в парах.
Постановка проблемы и цели урока
1/
Выдвигает проблему: На основании каких признаков можно утверждать, что крот и дождевой червь являются обитателями почвы.
Предлагает ребятам сформулировать проблему.
- Можем ли мы дать ответ на проблемный вопрос?
- Какая цель наша сегодня урока?
Проблема – (как, зачем, почему) Почему крота и дождевого червя относят к почвенным организмам.
Нет, мы не знаем приспособления, какие есть у обитателей почвы.
Целеполагание: определить особенности организмов, обитающих в почве.
РУУД:
Умение определять цель работы.
Изучение нового материала
10-15/
1 маршрут: Что такое почва.
Цель: дать характеристику почве.
Цель: определить, с какими трудностями живые организмы сталкиваются?
3 маршрут. Приспособления животных к условиям обитания в почве.
Цель: используя текст, выяснить черты приспособленности организмов, живущих в почве.
Вступление в тему: есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению, — своеобразный мир животных почвы. Там вечный мрак, туда не проникнешь, не нарушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что в почве среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями.
Я вас приглашаю совершить виртуальную экскурсию в подземный мир организмов.
Слушают, смотрят слайды презентации.
Вопросы:
Ребята, скажите, что такое почва?
Кто является основными ее обитателями? (бактерии, простейшие)
Какова роль основных обитателей? (разлагают отмершие части растений и животных, образуя перегной)
Какую роль занимают бактерии в круговороте веществ? Разрушители.
Какова роль почвы в жизни растений? (опора, обеспечивает водой и минеральными веществами)
Работают с текстом учебника стр. 88.
Зачитывают ответы на вопросы учителя.
КУУД:
Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
ЛУУД: умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме. В почве обитают многочисленные организмы.
1.Почва достаточно плотная. (Ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу).
2.В почву не проникает свет. (Жизнь многих организмов проходит в полной темноте).
3.В почве не всегда достаточно кислорода. (Особенности дыхания).
4.Почва водой чаще обеспечена.
5.В почве много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.
6.Температура ровная. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.
Учащиеся слушают, анализируют и выражают своё согласие/несогласие сигнальными карточками (зеленые-красные)
КУУД: Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
1 группа. Прочитать текст «Нравы норокопателей». Выполнить задания. (Приложение 1)
2 дождевой червь и его передвижение
группа.Цель: познакомиться с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, обитающие в почве.
Задание: установите, какие млекопитающие Красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.
(Приложение 3)
Учащиеся реализуют стратегию смыслового чтения через приемы «Инсерт» и «Кластер».
Учащиеся работают по заданиям с текстом в мини-конспекте,
Учащиеся работают с млекопитающими Красной книги Оренбургской области, заполняют кластер.
РУУД:
Умение определять цель работы.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Использовать в работе справочную литературу.
КУУД: формирование умения работать в малых группах.
ПУУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей;
Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Первичная проверка понимания
10/
Цель: афишировать результаты групповой работы
Вопросы:
- с каким видом вы работали?
- какая была ваша цель работы?
- сложно вам было работать?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация
Вопрос (к заданию 1): какую новую информацию вы получили при изучении текста (+)?
Физминутка:давайте попробуем мыслимо воплотиться в образ крота, и совершим движения в почве.
Вопросы:
- с каким видом вы работали?
- какая была ваша цель работы?
- вызвала ли работа у вас затруднения?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация
Вопрос (к заданию 1): была ли отмечена вами информация, о которой вы хотели бы узнать побольше (?)?
Отвечают на вопросы учителя
Озвучивают результаты работы по составлению схемы.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
Учащиеся называют, какую новую информацию отметили в тексте.
Выполняют физминутку.
Отвечают на вопросы учителя
Озвучивают результаты работы по составлению схемы.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
РУУД:
Представлять результаты работы классу.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.
4 маршрут: Экологические группы почвенных организмов.
Цель: определить экологическую группу изучаемых организмов.
5 маршрут. Млекопитающие Красной книги оренбургской области.
Цель: познакомиться со зверями–норочниками Красной книги Оренбургской области.
Вопросы:
- в схеме, все ли ячейки были вами заполнены?
- какая информация сообщается в 4 абзаце учебника стр. 88?
Категория “жителей” в почве: постоянные и временные “квартиранты”.
Вопросы по работе со словарем:
- Как называется группа организмов, обитающие в грунте (почве)?
- Кто такие геобионты?
- Кто такие геофилы?
- Кто такие геоксены?
Вопросы: работали мы сегодня с экологической группой – геоксены?
- Какая цель была поставлена перед вашей группой?
- Какие организмы были изучены?
- Почему сурка можно отнести к группе геоксены?
- Что является лимитирующим фактором пищухи?
- Какое животное стало редкое из-за преследования человека и конкуренции со стороны другого вида?
Предлагает сравнить со схемой на слайде, поставьте «+», где совпадала информация.
Организует работу по самооценке 3 группы на 2-3 уровнях в «Вершине успеха группы».
Организует работу по самооценке группы на 4 уровне в «Вершине успеха группы».
Учащиеся указывают на ячейку «экологическая группа».
Учащиеся указывают на наличие постоянных и временных организмов.
Отвечают на вопросы учителя
Эдафобионты
Геобионты - постоянные обитатели почвы.
Геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве.
Геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища.
3 группа учащихся сообщает, что они работали с организмами, живущие в норах.
Называют цель работы.
Называют европейского степного сурка, степную пищуху, среднерусскую норку, южнорусскую перевязку.
Учащиеся называют среднерусскую норку, ее вытесняет американская норка.
Сравнивают и делают пометки совпадений.
Учащиеся проводят самооценку за работу с текстом, составление схемы, представление результата.
Оценивают ответы на вопросы в течение урока.
РУУД:
Представлять результаты работы классу.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
ПУУД: Умение структурировать знания и строить высказывание; Умение адекватно, сжато, выборочно передавать содержание материала, анализ объектов с целью выделения его существенных признаков.
Закрепление материала
5/
Вопросы:
- какая была поставлена нами цель урока?
- достигнута ли цель урока?
Организует проверочную работу - тест «Кто в почве живет» и взаимопроверку групп- 1- в 2- в 3 –б 4 – а, б, е 5- 1б2а3б4б5а
Организует работу по самооценке группы на 5 уровне в «Вершине успеха группы».
ответы
Осуществляют взаимопроверку групп
Учащиеся проводят самооценку тестирование.
КУУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
РУУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Рефлексия
2-3/
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы.
Организует работу по самооценки группы и подведению итога.
Перевод баллов в оценку:
«5» – 8 – 10 баллов
«4» – 5 – 7 баллов
«3» – до 5 баллов
Вопрос: кто оценил работу группы на «3»? на «4»? на «5»?
Определяем уровни деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности сегодня на уроке:
- на оси «Мы», какой уровень отмечен?
- на оси «Дело», кто расположил себя на 1 уровне? 2-ом? 3-ьем? 4-ом?
- на оси «Я» в вашей группе, на каком уровне больше всего расположилось отметок?
Учащиеся подводят самооценку за урок. Переводят баллы в оценку.
Учащиеся поднимают руки.
Группы отвечают.
ПУУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Домашнее задание
1/
Дает рекомендации для выполнения: § 23
1.Задание на «4». На сайте учителя:
1.Прочитать сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял” и ответить на вопросы к сказке.
2.Прочитать рассказ «Макоська изучает почву» и подобрать иллюстрации к тексту.
Приложение 4
2.Задание на «5». Творческие задания:
1.Написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.
2.Составить кроссворд «Животный мир почвы».
Задают вопросы
ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Модель самооценки групп
1 группа
Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Нравы норокопателей», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Нравы норокопателей
Крот, который с рождения и до смерти живет под землей и света белого почти не видит, как землекоп не знает себе равных. Все в нем для рытья наилучшим образом приспособлено: и тело вальковатое (от слова валик, означает "обкатанный, гладкий, округлый"), чтобы удобнее под землей передвигаться. Ушной раковины нет (тоже чтобы не мешала под землей ползать), а лишь складочка кожи — она ухо закрывает, потому земля и песок кроту в уши не сыплются. Глазки крохотные («с зернышко маковое»!), недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. Веки их плотно закрывают, когда надо.
Мех короткий, гладкий, чтобы за землю не цеплять (но он быстро вытирается, а потому крот линяет три раза в год!). Шерсть обладает свойством укладываться в обе стороны. Это связано с необходимостью постоянного перемещения в узких подземных туннелях. Где кроту иногда приходится давать задний ход. Волосяной покров тут же подстраивается и меняет направление, не позволяя частицам почвы загрязнять себя.
Передние лапы у крота — короткие, широкие, настоящие лопаты, обращены назад, чтобы удобнее было рыть землю перед собой. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы.
Кроты постоянно живут в почве. Они могут уходить из слоев, в которых создаются неблагоприятные условия жизни, в другие слои почвы. В засуху и к зиме они перебираются в более глубокие слои.
Кроты к соседям нелюбезны и в своих норах никаких жильцов и других кротов не терпят. А если их посадить вместе в тесный ящик, сильный слабого убьет и съест. Потому и говорят: если б ростом крот был со льва, не нашлось бы зверя равной ему свирепости!
Зимой кроты не спят, как ежи, а копаются под снегом, только зарываться им теперь приходится глубже. Нередко выбрасывают землю на поверхность, прямо на снег, и под ним по обледенелой земле путешествуют. Пропитания зимой меньше, чем летом, и, чтобы не голодать, кроты запасают на зиму «консервы» из червей: откусят им головы и замуровывают в стенах своих нор, иногда сотнями штук сразу. Без голов черви далеко уползти не могут, но и не умирают, а потому не портятся.
Текст взят из книги Игоря Акимушкина "Мир животных: беспозвоночные".
Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»
2 группа
Задание 1 (для первой подгруппы). Прочитайте текст «Жизнь дождевого червя в почве», ставя на полях специальные пометки. Прием «Инсерт»
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Жизнь дождевого червя в почве
Первым ученым, который обратил внимание на огромную роль дождевых червей в процессе почвообразования, был Чарлз Дарвин. В своей книге Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли гораздо более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда. Почти во всех влажных местообитаниях они необыкновенно многочисленны и сравнительно с их величиной обладают весьма значительной мускулатурной силой. Во многих местностях Англии на площадь в акр (0,405 га) ежегодно выбрасывается более 10 тонн сухой земли, прошедшей через их тело, так что весь поверхностный слой растительной земли в течение нескольких лет проходит через их тело…»
Дарвин описал способы строительства земляными червями норок. Он первый заметил, что делают они это двумя способами: либо раздвигая землю в сторону, либо заглатывая ее. В первом случае червь просовывает узкий передний конец тела в щели между частицами земли (это происходит за счет сокращения кольцевых мышц, тело становится коротким и толстым) и затем утолщает (это происходит за счет сокращения продольных мышц, тело становится коротким и толстым) его, раздвигая частички грунта.
Если же почва очень плотная, то червь «вгрызается» в нее – заглатывает грунт и пропускает его через свою пищеварительную систему. Он отрывает губами кусочки земли и глотает её. Наглотается до предела и ползёт к поверхности земли, на которую выбрасывает прошедшую через кишечник почву. Но вот попался на пути в подземелье особенно плотный и сухой грунт - червь увлажняет его каплями слюны. Намокнет кусочек почвы, червь его глотает.
В передвижении им помогают вытянутое "червеобразное" кольчатое тело, т.е. разделенное на сегменты – кольца. На брюшной стороне червя имеются тонкие, упругие и короткие щетинки, которые помогают им зацепиться за неровности.
Днём он прячется в норке головой к входу, который прикрыт листьями, хвойными иглами и прочим мусором, а в сумерки оживает. Выползает на поверхность почти всем телом, лишь задний конец держится за край норки, а передняя часть тела совершает круговые движения, приподнимаясь над землёй, и ощупывает всё вокруг. Нащупает губами опавший лист дерева, хватает его и тащит в норку….
Если взять червя в руки, то очень легко можно почувствовать его влажное, сколькое тело. Слизь помогает червю скользить, скреплять частички земли, таким способом укрепляются стенки ходов, и ходы не засыпаются. Без такой влажной кожи червь не смог бы дышать, кислород, которого много в проделанных ходах, через влажную кожу может проникнуть вовнутрь, поэтому черви дышать всей поверхностью тела.
Текст составлен на основе книги Акимушкина И.Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные.
Задание 2 (для второй подгруппы). Переведите информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму. Прием «Кластер»
группа
Задание: установите, какие млекопитающие красной книги Оренбургской области являются обитателями нор. Найдите информацию, характеризующая их жизнь в норах. Установите, какие факторы способствовали сокращению численности.