2. Этап повторения домашнего задания 6 мин | На доске прикреплены таблицы и гербарные экземпляры водорослей. - Что это такое? - Все ли выполнили домашнее задание? - А в рабочих тетрадях на печатной основе? - Возникли вопросы? Значит затруднений при выполнении домашнего задания не было и все готовы к проверочной работе по данному материалу. И так, время прошло достаточно. Начнём проверять. Учитель на доске записывает ключ к проверке. У кого получились такие ответы? У кого получились другие ответы? Почему получился такой результат? В чём затруднения? Учитель просит правильно сформулировать предложения. Какой материал необходимо повторить, чтобы в следующих проверочных работах улучшить результат? - Проверочная работа показала, что вы достаточно хорошо разбираетесь в этой теме. - А сейчас взгляните на следующие экземпляры. | - Водоросли. -Выполнили. - Выполнили. - Нет. Учащиеся открывают тетради для проверочных работ, записывают дату, получают тестовые задания и выполняют их. Самопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат. Например: - у меня нет ошибок, я выполнил всё правильно. -я готовилась, рассказывала этот материал маме и не допустила ошибок. Учащиеся, допустившие ошибки, формулируют предложение. Например: - я думал, что водоросли растут только в воде. Но это не так. - Повторить строение водорослей. |
2. Этап актуализации знаний Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. 3 мин | Сегодня к нам на урок биологии прибыли два героя. - Что это? Можем их назвать? Вы их встречали? Посмотрите на цвет. Какой возникает вопрос? Или какие возникают вопросы? | Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры. - Растения. - Это мхи. - Зелёные мхи я встречала в еловом лесу, когда мы всей семьёй собирали еловые рыжики. - Зелёные мхи я видел на крыше своего сарая. - Белый мох я видел на болоте, когда мы собирали клюкву. Всё болото покрыто таким мхом. Папа сказал, что это болотный мох и он может расти только на болотах. Раньше, во время войны, его использовали вместо ваты - прикладывали к ранам, чтобы снять воспаление. - Один мох зелёного цвета, а другой – белый. - Почему они разного цвета? - Почему болотный мох снимает воспаление? |
4.Этап целеполагания 4 мин | Какая цель урока? Все согласны с целью? Какая тема урока? Все согласны с выбранной темой? Учитель фиксирует тему урока на доске. Какие задачи мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? Поворачивая обратную сторону доски, учитель обращает внимание учащихся на вопросы по теме «Водоросли». Запишем план урока на доске: 1. Строение. 2. Среда обитания. 3. Размножение. 4.Значение. Какими способами мы будем достигать этих целей? | - Изучить особенности строения мхов. Все. - Мхи. Все. Записывают тему урока в тетради. Мы ставим следующие задачи: - выяснить особенности строения мхов. - выяснить среду обитания мхов; - выяснить как размножаются мхи; - какое значение имеют мхи; - Вопросы по теме «Мхи» совпадают с вопросами по теме «Водоросли». Запись плана в тетради. - Самостоятельная работа с текстом учебника. - Работа с учителем. - Работа в группах по заданию учителя. - Работа с микроскопами. - Работа с интернет-источниками, ЭОР |
4. Этап изучения новых знаний 15 мин | Как будем реализовывать план? Какие будут предложения? Есть ещё предложения? Для выполнения самостоятельной работы учителем подготовлены вопросы- задания. Также учитель ставит на стол второй группе поднос с двумя стаканами: в одном- вода с пучками сфагнума, в другом – перекинутые части сфагнума. Четвёртой группе учитель приносит поднос с тёмным материалом: определить, что это такое? (Торф)
Учитель наблюдает за ходом выполнения работы, консультирует по необходимости.
- Я вижу, что большая часть готова. Что у нас по плану? Слово первой группе.
- А как вы узнаете, что вас поняли?
- Хорошее задание придумали для класса. Хочется посмотреть под микроскопом лист кукушкина льна?
Все группы рассказывают о выполнении задания.
Давайте посмотрим на виновников болот.
И так, все группы выполнили задания. Какая группа была интересней всех? Ответы каких ребят вам показались наиболее полными? Работа по группам показывает, как мы учимся быть интересными, наблюдательными, стараемся представить выполненное задание необычно. Всё было понятно? Готовы к первичной проверке изученного материала? | - Разделиться по группам по числу вопросов. Затем рассказать. Нет. Ученики формируют группы и разбирают задания. Группы выбирают руководителя. Руководитель распределяет обязанности в группе. Работа групп по выполнению заданий. 1группа получает экземпляр мха кукушкин лён и выполняет задание: 1.Рассмотрите строение мха кукушкин лён. Найдите органы растения. 2.Определите форму стебля (ветвистый, неветвистый). 3. Определите форму, расположение и окраску листьев. 4.Рассмотрите микропрепарат листа под микроскопом. Зарисуйте. 5.Подготовьте рассказ об особенностях строения кукушкина льна. 2 группа получает экземпляр мха сфагнум и выполняет задание: 1.Рассмотрите строение мха сфагнум. Найдите органы растения. 2.Определите форму стебля (ветвистый, не ветвистый). 3. Определите форму, расположение и окраску листьев. 4.Рассмотрите микропрепарат листа под микроскопом. Зарисуйте. 5.Подготовьте рассказ об особенностях строения сфагнума. 6. Объясните следующий опыт, если один конец пучка сухого мха – сфагнума опустить в стакан с водой, а другой конец перекинуть в пустой стакан, то вскоре в стакане появится вода. Как вы объясните такое явление? 3 группа получает экземпляры мхов кукушкин лён (с коробочкой и без коробочки). 1.Найти в учебнике информацию о размножении мхов. 2. Используя таблицу подготовить рассказ о размножении мхов. 4 группа находит в тексте учебника, энциклопедии среду обитания мхов, многообразие, значение в природе и жизни человека, готовит рассказ по этим вопросам. 1 группа выходит к доске и, используя гербарий и таблицу «Строение мха кукушкин лён», называет и показывает органы растения. Рассказывает о строении стебля. Показывает рисунок «Строение листа мха кукушкин лён». Делают вывод: мох - кукушкин лён имеет корнеподобные выросты – ризоиды, стебель, листья. - Можно задать вопросы классу: Какое строение имеет мох кукушкин лён? Класс отвечает. - Можно, чтобы класс задал нам вопросы, а мы ответим. - Можно, чтобы все посмотрели лист кукушкина льна под микроскопом и сравнили наш рисунок с увиденным. - Хочется. Все рассматривают под микроскопом микропрепарат листа кукушкин лё. Делают вывод, что лист имеет клеточное строение. Хорошо видны хлоропласты. 2 группа подготовила рассказ в форме ответов и вопросов. Один из группы задаёт вопрос, другие отвечают: Какое строение имеет сфагнум? - Взрослые экземпляры сфагнума не имеют ризоидов, у них есть стебель и листья. 2. Листья имеют белесоватый цвет. Почему? В листе два вида клеток: воздухоносные и с хлорофиллом. При наличии воды воздухоносные клетки наполняются водой и могут перекачивать её из одного сосуда в другой. - Класс: нам тоже хочется посмотреть и увидеть воздухоносные клетки. Все рассматривают микропрепарат листа сфагнума и видят особенности строения клеток. 3 группа показывает и рассказывает о размножении мхов. Обращает внимание класса на экземпляр мха кукушкин лён с коробочкой и без коробочки. В коробочках созревают споры. С помощью спор происходит размножение мхов. Другой член группы рассказывает этот материал по таблице. 4 группа рассказывает о среде обитания мхов, многообразии, представляет таблицу, состоящую из двух колонок: Значение мхов в природе. Значение мхов в жизни человека. -Да. -Готовы. |
5.Этап первичной проверки понимания изученного 5 мин | Учитель раздаёт карточки с заданиями на первичную проверку изученного материала. И так, времени ушло достаточно много на выполнение задания. Проведём самопроверку. 1.Мхи – это высшие растения. 2.В наших лесах распространены мхи кукушкин лён, сфагнум. 3.Мхи размножаются с помощью спор. 4.Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что у него нет ризоидов у взрослых экземпляров. 5.Вода впитывается и удерживается бесхлорофилльными клетками, заполненными воздухом. 6.Нижние части стебля отмирая, образуют торф. Над чем поработать? На самом деле вы достаточно хорошо усвоили данный материал. Почти на всё ответили правильно. | Заполните пропуски в тексте: 1.Мхи – это ________________ растения. 2.В наших лесах распространены мхи ______________________________. 3.Мхи размножаются с помощью _________________. 4.Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что у него нет________________. 5.Вода впитывается и удерживается __________________ клетками, заполненными __________________. 6.Нижние части стебля отмирая, образуют___________. Учащиеся рассказывают о своих затруднениях. |