kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Нуклеиновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.

Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в теме: "Химическая организация клетки". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Нуклеиновые кислоты"»

Васильева Ирина Александровна, учитель биологии, МБОУ «Благодаровская СОШ»

Название предмета: Биология

Класс: 9

УМК: «Биология», С.Б. Данилов, Н.И.Романова, А.И. Владимирская, 2014г

Уровень обучения: (базовый)

Тема урока: Нуклеиновые кислоты.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в теме «Химическая организация клетки».

Цель урока: изучение строения и функций нуклеиновых кислот.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;

  • раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);

  • развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, ПК,  электронное учебное издание «Биология», С.Б. Данилов, Н.И.Романова, А.И. Владимирская, 2014г, презентация учителя по теме «Нуклеиновые кислоты».

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки с тестами, рисунки учебника, таблицы, модель ДНК.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 7

Тема урока

Нуклеиновые кислоты

Тип урока

Комбинированный урок

Целевые установки

Личностные: умение грамотно изложить свою точку зрения.

Метапредметные: умение обобщать и анализировать полученную информацию.

Предметные: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК.

Основное содержание изучаемой темы

Нуклеиновые кислоты, строение нуклеотида, комплементарность, формы РНК и их функции.

Ключевые опорные точки темы урока

Нуклеиновые кислоты - природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.

Термины и понятия

Дезоксирибонуклеиновая кислота, рибонуклеиновая кислота, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, комплементарность,

т-РНК, р- РНК, иРНК, нуклеотид.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развивать познавательный интерес к биологии. Понимание значимости открытия особен­ностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки Д. Уотсоном и Ф. Криком. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Принятие ответственности за результаты своих действий.

Регулятивные УУД: определение задач урока, необходимых для достижения его цели, выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение спосо­ба и результата действия;

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, срав­нивать объекты по заданным критериям, делать выводы, проводить аналогии из по­вседневной жизни для понимания закономерностей протекания процессов.


Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения моле­кул ДНК и РНК. Различать молекулы нуклеиновых кислот на рисунках и таблицах. Объяснять значение ДНК и РНК. Сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или иРНК, опираясь на знания принципа комплементарности.

Обучающиеся должны знать: роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации, роль генетического кода в биосинтезе белков, химическую природу гена.

Обучающиеся должны уметь: определять комплементарную последовательность иРНК, мРНК по цепи ДНК; сравнивать ДНК и РНК, находить черты сходства и различия.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Дидактические и раздаточные материалы

Биологический

эксперимент

Демонстрации


Диагностические материалы


Учебник рис. 13 - 15, с.36 - 38

Интернет-ресурсы:

Интерактивная:

презентация, тест: «Нуклеиновые кислоты».

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

групповая (Г)

химия,

экология

1. Инструкции для работ групп.

2.Справочники, словари биологических терминов.



Демонстрация: Модель ДНК; таблицы «Строение ДНК, РНК»; презентации «Нуклеиновые кислоты».

1. Типовые задания.

2. Учебно-познавательные задачи.


Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного (5 мин)

1. Организует деятельность по актуализации знаний по углеводам и липидам.

2. Организует повторение и контроль знаний учеников, осуществляет самостоятельную работу с тестом по теме «Углеводы. Липиды».


1. Внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И)




2.Самостоятельно выполняют задания теста (И):

(Приложение 1).

Самоконтроль (Слайд2).

Личностные: знать классификацию углеводов, их строение и функции.

Метапредметные

Познавательные:

  • Осуществлять сравнение свойств углеводов и жиров.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  • Поиск и выделение необходимой информации.


Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии.

Предметные: Обобщить знания обучающихся по теме: «Органические вещества, входящие в состав клетки . Углеводы. Липиды».

II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание (5 мин)

1.Организует

осуждение проблемы: Какие вещества клетки являются носителями и передатчиками генетической наследственной информации? Где они находятся в клетке?

2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока.

3. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.

1. Выдвигают ги­потезы и обсуждают их.









2. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока.



3. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). (Слайд3-4).


Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

III. Учебно-познавательная деятельность (10 мин)

1. Организует демонстрацию таблицы «Строение ДНК, РНК»; Модель ДНК;, обсуждение увиденного. Организует просмотр слайдов презентации, предлагает обсудить увиденный материал.

2. Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек « История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения моле­кул ДНК и РНК», «Классификация нуклеиновых кислот, особенности строения. Биологическая роль», «Формы РНК и их функции».





Физминутка

1. Знакомятся с таблицей «Строение ДНК и РНК», моделью ДНК (К). (Слайд5-9)









2. Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г):

1 группа. Изучают текст с. 34 «История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения моле­кул ДНК и РНК», записывают тезисы изученного материала. Отвечают на вопросы: «Какова роль американского биолога Д. Уотсона и английского физика Ф. Крика в истории изучения нуклеиновых кислот?», «Каковы особенности строения моле­кул ДНК и РНК?».

2 группа. Изучают текст на с. 36 - 37 учебника заполняют таблицу: (Приложение 2).

3 группа. Изучают текст на с. 38 учебника работают над заполнением таблицы: «Формы РНК и их функции», вставляют необходимые слова по смыслу, заполняя пропуски: (Приложение 3).

3. Обсуждение результатов работы (Г). (Слайд 10-12)


(Слайд13)

Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Структурировать знания.

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации о нуклеиновых кислотах.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные: Формируем умение решать биологические задачи.

.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (8 мин)

1. Организует работу в парах:





















2. Организует работу по определению значения терминов повышенной сложности с использованием поисковых систем Интернета, справочной литературы.

1. Работают в парах, выполняя задания. (Слайд 14)

Вставьте нужные слова:

  1. В составе РНК есть сахар…

  2. В составе ДНК есть азотистые основания…;

  3. И в ДНК, и в РНК есть….;

  4. В ДНК нет азотистого основания…

  5. Структура молекулы РНК в виде…

  6. ДНК в клетках может находиться в …

  7. Функции РНК:…

  8. В составе РНК есть азотистые основания…;

  9. В составе ДНК есть сахар…;

  10. В РНК нет азотистого основания…

  11. Структура молекулы ДНК в виде…

  12. Мономерами ДНК и РНК являются…;

  13. РНК в клетках может находиться в…

  14. Функция ДНК….

Составляют общую схему на доске (К):

Нуклеиновые кислоты



ДНК

РНК



рРНК

иРНК


тРНК



2. Находят в справочниках и поисковых системах Интернета, справочниках биологические термины и их определения:

Репликация – это …

Генетический код…


Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию, с применением поисковых систем Интернет, справочной литературы.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:

-из полного текста в схему.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: Понимание биологических терминов, применение новых знаний, в том числе повышенной сложности, в новых ситуациях.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность(15 мин)

Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает:

1. Ответить на вопросы.





2. Решите задачу: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г. Изобразите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК; объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

3. Организует выполнение интерактивного теста, с использование Adobe Flash Player, анализ результатов оценивание.


II. Предлагает ученикам вернуться к поставленным целям урока, провести оценку их достижения.



Организует вербальную рефлексию.

1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И).

Вопросы:

1. Какие особенности строения ДНК обуславливают ее удвоение?

2. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК?

3. Чем отличаются нуклеотиды РНК и ДНК?

4. Какие виды имеются в клетке?




2. Решают задачу: Решение: участок фрагмента двухцепочной молекулы ДНК выглядит так

А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г

Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г – Ц – Т – А – Ц












3. Выполняют интерактивный тест «Нуклеиновые кислоты» (К), получают оценку и анализ выполнения работы, просматривают и исправляют указанные в тесте ошибки, при необходимости просматривают верные варианты ответов.




II.Участвуют в рефлексивной деятельности, оценивают свою работу, высказываются о значении нового материала и приобретенных знаний.

Отвечают на вопросы:

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свои достижения на уроке?

Называют, что нового узнали на уроке, значение данного материала. Указывают трудности, которые испытывали на уроке.

Личностные: Формирование умения делать выводы по пройденному материалу.

Метапредметные

Познавательные:

Логические

    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Знаково-символические действия

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: Могут объяснить значение нуклеиновых кислот, знают особенности их строения и функций.

Домашнее задание (2 мин) (слайд 16)

Для всех § 5, с. 34- 38, ре­шить задачу: В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь.

А – А – Г – Т – Ц – Т – Г – А

На выбор: сообщения

Творческое задание: составить кроссворд, синквейн по теме: «Нуклеиновые кислоты».

Подготовка к ОГЭ - выучить термины повышенной сложности и их значение, составить опорную схему по изученному материалу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Нуклеиновые кислоты"

Автор: Васильева Ирина Александровна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593382"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект и презентация урока на тему "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "216523"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433031268"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме" Значение витаминов" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-znachieniie-vitaminov"
    ["file_id"] => string(6) "149389"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420179363"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства