УМК: «Биология», С.Б. Данилов, Н.И.Романова, А.И. Владимирская, 2014г
Тема урока: Нуклеиновые кислоты.
Место урока в системе уроков по теме: четвертый урок в теме «Химическая организация клетки».
Цель урока: изучение строения и функций нуклеиновых кислот.
Тема урока | Нуклеиновые кислоты |
Тип урока | Комбинированный урок |
Целевые установки | Личностные: умение грамотно изложить свою точку зрения. Метапредметные: умение обобщать и анализировать полученную информацию. Предметные: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК. |
Основное содержание изучаемой темы | Нуклеиновые кислоты, строение нуклеотида, комплементарность, формы РНК и их функции. |
Ключевые опорные точки темы урока | Нуклеиновые кислоты - природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. |
Термины и понятия | Дезоксирибонуклеиновая кислота, рибонуклеиновая кислота, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, комплементарность, т-РНК, р- РНК, иРНК, нуклеотид. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Развивать познавательный интерес к биологии. Понимание значимости открытия особенностей строения и значения молекул нуклеиновых кислот для науки Д. Уотсоном и Ф. Криком. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности. Принятие ответственности за результаты своих действий. | Регулятивные УУД: определение задач урока, необходимых для достижения его цели, выделение ориентиров своих действий в новом учебном материале, различение способа и результата действия; Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения в устной и письменной форме; Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы, проводить аналогии из повседневной жизни для понимания закономерностей протекания процессов. | Описывать историю открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК. Различать молекулы нуклеиновых кислот на рисунках и таблицах. Объяснять значение ДНК и РНК. Сравнивать особенности строения и выполняемых функций ДНК и РНК. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют. Конструировать вторую цепочку ДНК или иРНК, опираясь на знания принципа комплементарности. Обучающиеся должны знать: роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации, роль генетического кода в биосинтезе белков, химическую природу гена. Обучающиеся должны уметь: определять комплементарную последовательность иРНК, мРНК по цепи ДНК; сравнивать ДНК и РНК, находить черты сходства и различия. |
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде |
Информационные ресурсы | Формы работы | Межпредметные связи | Дидактические и раздаточные материалы | Биологический эксперимент | Демонстрации | Диагностические материалы |
Учебник рис. 13 - 15, с.36 - 38 Интернет-ресурсы: Интерактивная: презентация, тест: «Нуклеиновые кислоты». | коллективная (К); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | химия, экология | 1. Инструкции для работ групп. 2.Справочники, словари биологических терминов. | | Демонстрация: Модель ДНК; таблицы «Строение ДНК, РНК»; презентации «Нуклеиновые кислоты». | 1. Типовые задания. 2. Учебно-познавательные задачи. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности |
I. Актуализация изученного (5 мин) |
1. Организует деятельность по актуализации знаний по углеводам и липидам. 2. Организует повторение и контроль знаний учеников, осуществляет самостоятельную работу с тестом по теме «Углеводы. Липиды». | 1. Внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И) 2.Самостоятельно выполняют задания теста (И): (Приложение 1). Самоконтроль (Слайд2). | Личностные: знать классификацию углеводов, их строение и функции. Метапредметные Познавательные: Осуществлять сравнение свойств углеводов и жиров. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников. Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Предметные: Обобщить знания обучающихся по теме: «Органические вещества, входящие в состав клетки . Углеводы. Липиды». |
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание (5 мин) |
1.Организует осуждение проблемы: Какие вещества клетки являются носителями и передатчиками генетической наследственной информации? Где они находятся в клетке? 2. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и учебных задач урока. 3. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели. | 1. Выдвигают гипотезы и обсуждают их. 2. Ищут ответы на вопросы учителя для формулирования цели и задач урока. 3. С помощью учителя работаю по целеполаганию (К, И). (Слайд3-4). | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение». Метапредметные Познавательные: Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия. |
III. Учебно-познавательная деятельность (10 мин) |
1. Организует демонстрацию таблицы «Строение ДНК, РНК»; Модель ДНК;, обсуждение увиденного. Организует просмотр слайдов презентации, предлагает обсудить увиденный материал. 2. Организует работу в малых группах по изучение ключевых опорных точек « История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК», «Классификация нуклеиновых кислот, особенности строения. Биологическая роль», «Формы РНК и их функции». Физминутка | 1. Знакомятся с таблицей «Строение ДНК и РНК», моделью ДНК (К). (Слайд5-9) 2. Объединяются под руководством учителя в малые группы и выполняют задания (Г): 1 группа. Изучают текст с. 34 «История открытия нуклеиновых кислот и особенностей строения молекул ДНК и РНК», записывают тезисы изученного материала. Отвечают на вопросы: «Какова роль американского биолога Д. Уотсона и английского физика Ф. Крика в истории изучения нуклеиновых кислот?», «Каковы особенности строения молекул ДНК и РНК?». 2 группа. Изучают текст на с. 36 - 37 учебника заполняют таблицу: (Приложение 2). 3 группа. Изучают текст на с. 38 учебника работают над заполнением таблицы: «Формы РНК и их функции», вставляют необходимые слова по смыслу, заполняя пропуски: (Приложение 3). 3. Обсуждение результатов работы (Г). (Слайд 10-12) (Слайд13) | Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные: Общеучебные Логические Знаково-символические действия -из полного текста в таблицу и тезисы. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные: Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации о нуклеиновых кислотах. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные: Формируем умение решать биологические задачи. . | | |
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (8 мин) |
1. Организует работу в парах: 2. Организует работу по определению значения терминов повышенной сложности с использованием поисковых систем Интернета, справочной литературы. | 1. Работают в парах, выполняя задания. (Слайд 14) Вставьте нужные слова: В составе РНК есть сахар… В составе ДНК есть азотистые основания…; И в ДНК, и в РНК есть….; В ДНК нет азотистого основания… Структура молекулы РНК в виде… ДНК в клетках может находиться в … Функции РНК:… В составе РНК есть азотистые основания…; В составе ДНК есть сахар…; В РНК нет азотистого основания… Структура молекулы ДНК в виде… Мономерами ДНК и РНК являются…; РНК в клетках может находиться в… Функция ДНК…. Составляют общую схему на доске (К): Нуклеиновые кислоты ДНК РНК рРНК иРНК тРНК 2. Находят в справочниках и поисковых системах Интернета, справочниках биологические термины и их определения: Репликация – это … Генетический код… | Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность. Метапредметные Познавательные: Общеучебные Осознанно строить речевые высказывания. Искать и выделять необходимую информацию, с применением поисковых систем Интернет, справочной литературы. Логические Знаково-символические действия -из полного текста в схему. Регулятивные: Коммуникативные: Предметные: Понимание биологических терминов, применение новых знаний, в том числе повышенной сложности, в новых ситуациях. |
V. Оценочно-рефлексивная деятельность(15 мин) |
Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает: 1. Ответить на вопросы. 2. Решите задачу: На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г. Изобразите схему структуры двухцепочной молекулы ДНК; объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались. 3. Организует выполнение интерактивного теста, с использование Adobe Flash Player, анализ результатов оценивание. II. Предлагает ученикам вернуться к поставленным целям урока, провести оценку их достижения. Организует вербальную рефлексию. | 1. Выбирают вопросы (И), обсуждают ответы, работая в парах (П), отвечают на них (И). Вопросы: 1. Какие особенности строения ДНК обуславливают ее удвоение? 2. Чем отличается строение молекул ДНК и РНК? 3. Чем отличаются нуклеотиды РНК и ДНК? 4. Какие виды имеются в клетке? 2. Решают задачу: Решение: участок фрагмента двухцепочной молекулы ДНК выглядит так А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г – Ц – Т – А – Ц 3. Выполняют интерактивный тест «Нуклеиновые кислоты» (К), получают оценку и анализ выполнения работы, просматривают и исправляют указанные в тесте ошибки, при необходимости просматривают верные варианты ответов. II.Участвуют в рефлексивной деятельности, оценивают свою работу, высказываются о значении нового материала и приобретенных знаний. Отвечают на вопросы: - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднения? - Оцените свои достижения на уроке? Называют, что нового узнали на уроке, значение данного материала. Указывают трудности, которые испытывали на уроке. | Личностные: Формирование умения делать выводы по пройденному материалу. Метапредметные Познавательные: Логические Знаково-символические действия Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные: Предметные: Могут объяснить значение нуклеиновых кислот, знают особенности их строения и функций. |
Домашнее задание (2 мин) (слайд 16) Для всех § 5, с. 34- 38, решить задачу: В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь. А – А – Г – Т – Ц – Т – Г – А На выбор: сообщения Творческое задание: составить кроссворд, синквейн по теме: «Нуклеиновые кислоты». Подготовка к ОГЭ - выучить термины повышенной сложности и их значение, составить опорную схему по изученному материалу. |