kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 6 классе "Строение голосеменных растений. Лабораторная работа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит как теоретический так и практический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 6 классе "Строение голосеменных растений. Лабораторная работа".»

МОУ «Родниковская школа»

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики





Конспект урока

По биологии в 6 классе

Тема «Строение и характеристика голосеменных растений»















Подготовила:

Учитель биологии

МОУ «Родниковская школа»

Леоненко Марина Анатольевна



2018г.





Тема урока: Характеристика Голосеменных растений. Лабораторная работа «Строение голосеменных растений»

Цель: - Обобщить знания о голосеменных растениях;

- Научить практически отличать хвою и шишки голосеменных растений;

- Развивать умение работать с увеличительными приборами и гербарными образцами;

- Воспитывать бережное отношение к природе

Задачи: образовательные – изучить особенности строения голосеменных растений; указать на признаки, позволившие отнести их к группе высших семенных растений; дать представление о многообразие растений данного отдела; указать на преимущества семенного размножения над споровым.

развивающие – развивать умение учащихся анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группах, применение знаний на практике.

воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Тип урока: практическое усвоение знаний.

Оборудование: Таблицы, рисунки, схемы, раздаточный материал для лабораторной работы.

Ход урока:



I Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Психологический настрой:

Мы - умные! Мы - дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

II. Актуализация знаний учащихся

Отгадайте загадки и скажите, какая тема нашего урока.

Высоконько стоит, 
 Далеконько глядит, 
 Станет старушкой - 
 Будет избушкой
 (ответ - сосна).




Колкую, зелёную
срубили топором,
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом 
(ответ - ель).

Да! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с голосеменными растениями.

Проблемный вопрос: Сегодня нам нужно узнать какие черты голосеменных растений сходны, и чем они различаются?

III. проверка ранее изученного материала

На прошлом уроке мы изучили голосеменные растения и я вам предлагаю поиграть в игру «Что мы знаем» . В ходе этой игры мы вспомним все, что уже знаем о голосеменных растениях.

(дети предают друг другу веточку сосны и отвечают на вопросы учителя)

  1. Особенности строения и функции корня хвойных.

Главный корень у многих Хвойных появляется с самого рождения и сохраняется всю жизнь, развиваясь в виде крупного стержневого корня, который пускает во все стороны боковые корни.. Помимо длинных корней (боковых и главных), у хвойных существуют и небольшие, часто сильно разветвленные корни, которые исполняют главную абсорбирующую функцию растения. Такие корни зачастую содержат микоризу – симбиоз мицелия гриба и корней растения. Они способствуют процессу разложения некоторых недоступных растению органических соединений почвы, помогают усвоению соединений азота, фосфатов и вырабатывают вещества наподобие витаминов, а сами употребляют вещества, получаемые из корней хвойного растения.

  1. Особенности строения и функции стебля хвойных.

1. Наличие вертикальных и горизонтальных смоляных ходов в коре и в древесине.

2. Флоэма состоит только из ситовидных клеток и лубяной паренхимы.

3. Ксилема состоит в основном из трахеид с окаймленными порами (сосудов нет).

По стволам хвойных вода поднимается гораздо медленнее, чем по стволам лиственных древесных пород.

  1. Особенности строения и функции Листьев хвойных

1) Наружная поверхность хвоинок очень мала (мала площадь испарения).

2) Эпидерма состоит из толстостенных клеток к мощной кутикулой (защита от испарения).

3) Погружённые устьица. Замыкающие клетки частично одревесневают, а канал заполняется смолами или воском (резкое снижение транспирации).

4) Под эпидермой кольцом расположена особая ткань гиподерма, состоящая из одревесневших волокон, что снижает испарение и повышает механическую прочность.

4. Какие растения называют голосеменными?

Голосеменными называют те растения, которые не имеют цветов и не образуют плод, их семена лежат открыто, как бы "голые", не закрыты и не защищены плодом, отсюда и название - Голосеменные.

  1. В чем состоит главное отличие голосеменных растений от споровых?

Отличаются тем, что гаметы у них не плавают в воде. у семенных гаметы находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.

Голосеменные размножаются семенами, не покрытыми оболочкой (голыми). Семена образуются внутри шишек.

Голосеменные, в отличии от высших споровых растений имеют семена.

  1. Что преобладает в жизненном цикле хвойных?

В жизненном цикле преобладает спорофит. потому что растение хорошо прикреплено в грунте.

  1. Чем у хвойных отличается мужская шишка от женской?

Если женские шишки находятся на верхушке молодого побега, то мужские – у основания. В отличие от женских, мужские шишки сосны более мелкие, овальной формы, желтого цвета и сосредоточены в тесных группах.

Строение шишек сосны мужского пола: главная ось с расположенными на ней чешуйками. Нижняя сторона каждой чешуйки имеет 2 пыльцевых мешочка. В этих мешочках созревает пыльца, где позднее образуются спермии – мужские половые клетки. После оплодотворения мужское соплодие вскоре отмирает.

  1. Назовите представителей хвойных.

Сосна.

Кедр.

Ель.

Пихта.

Лиственница.

Секвойя.

Кипарис.

Можжевельник.

Туя.

Домашним заданием для вас так же было подобрать народные приметы связанные с хвойными растениями.

Ель опускает свои ветки перед дождем, чешуйки ее шишек сжимаются, а перед ясной погодой ветви поднимаются вверх. Наблюдательные сибиряки-таежники издавна по состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду.

Если сосна дает крупные шишки-к холодной зиме.

При неурожае на шишки ели и сосны зима лютой не бывает.

Если шишки на елях выросли снизу - на ранние морозы, а сверху - на поздние.

Минутка «Это интересно»

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; дерево людей, родившихся с 19 февраля по 28/29 февраля и с 24 августа по 2 сентября; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;



- пихта – дерево людей, родившихся со 2 по 11 января, с 5 по 14 июля;

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни.

Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,



Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!



Теперь в океане дельфином плывете,



Теперь в саду яблоки спелые рвете.



Налево, направо, вокруг посмотрели,



Открыли глаза, и снова за дело!

IV. практическое закрепление изученного материала.

Рассказ учителя.

Голосеменные растения очень разнообразны.

Многообразие голосеменных растений:

  1. Отдел насчитывает около 700 видов растений.

  2. Голосеменные растения появились около 400 млн. лет назад, рассвет их пришелся на мезозойскую эру триасового периода. На земле было сухо и холодно, поэтому листья видоизменились в хвоинки. Распространены в умеренном климате.

  3. Являются одними из древних среди высших семенных растений.

  4. В состав отдела входят 3 класса: класс Саговниковые – около 100 видов, класс Гинкговые – 1 вид, класс Хвойные - 600 видов.

  5. Класс Саговниковые – обитают в тропиках и субтропиках, внешне похожее на пальму голосеменноерастениесемена которого образуются не в плодаха на чешуях шишек. Масса одной шишки превышает 40 кг. Кроме того, у саговников самые крупные сперматозоиды, их можно видеть невооруженным глазом. Растут они исключительно медленно. Листья хорошо адаптированы к запасанию воды: они толстые, саговниковые хорошо приспособлены к засушливым местообитаниям.

  6. Класс Гинкговые – сейчас осталось лишь одно растение этого класса – это Гинкго билоба, живое ископаемое, дикорастущие виды встречается только в горах Китая, листья в виде веера или утиных лапок, семена несколько напоминают абрикос, однако обладают неприятным запахом прогорклого масла (его даёт масляная кислота). Высотой 40м. Некоторые деревья достигают возраста 2500 лет. Осенью листья желтеют и быстро опадают. Отваренные или жареные семена гинкго с давних времен употребляют в пищу.

  7. Класс Хвойные – самый многочисленный класс из этого отдела. К ним относят сосну, ель, можжевельник, кипарис, тую, лиственницу, эфедру, секвойю или мамонтово дерево, самое высокое в мире (150м в высоту).

  8. Сосна- однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растений. Через 15-30 лет на верхушках побегов можно увидеть небольшие красноватые шишки – женские шишки, ниже зеленовато-желтые – это мужские. Сосны светолюбивые растения, поэтому побег тянется вверх, а нижние ветви отмирают. Хвоинки располагаются попарно на коротких побегах. Хвоя сохраняется 3-6 лет. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём.

  9. Можжевельник – двудомный хвойный кустарник. Шишки обычно созревают к первому, иногда к 2 или 3 году. Эти шишки мягкие, шарообразные темно-синего или темно-красного цвета. Их называют шишкоягодами.

  10. Кедр – похож на ель, но его игольчатые листья мягкие, незаостренные, поэтому они не колются.

  11. Туя – имеет широкие чешуйчатые листья.

  12. Ель Шренка – относится к двудомным кустарникам высотой 10м, изредка встречающийся в Терскей-, Кунгей- и Заилийском Алатау. Ель Шренка занесена в красную книгу Казахстана. Очень медленно растет, наклоняясь к земле, поэтому ее называют стелющейся. Семена не успевают развиться, поэтому эта ель размножается вегетативным способом. В природе живет до 300 лет. Ель обыкновенная – высотой до 40м, теневыносливое холодостойкое растение, Хвоинки располагаются на побеге по одному. В среднем растет 250-300 лет, в молодом возрасте ель растет медленно, после 10 лет темпы роста резко возрастают. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные.

  13. Эфедра- двудомное голосеменное растение, кустарник высотой 15-40 см. Листья видоизменены в мелкие чешуй. Так, как листья-чешуйки опадают рано, фотосинтез происходит в ветках. Ветви ее множественные, зеленые и гладкие. Стебли прямые, с одеревенелой поверхностью. Цветет растение мелкими цветками, собранными в небольшие колоски. Этот период наступает в мае или июне. Места обитания эфедры – Кавказ, Западная Сибирь и южные области Европейской части России. Растение любит полупустынные равнины и пустыри, зоны с почвой умеренной влажности.

  14. Лиственница – листопадное дерево высотой 40 м неприхотливое, может расти в любых условиях в основном в северной части России. Мало требовательна к количеству осадков, температуре, влажности воздуха. Долговечна, доживает до 600 лет. Хвоинки собраны в пучок – отличительный признак. Единственное растение из хвойных, которое каждую осень сбрасывает хвою. Плодоносит лиственница шишками красноватого цвета. Внутри каждой шишки вызревают семена, причем всхожесть их чрезвычайно низкая. Обильное плодоношение повторяется каждые 7 лет. Семена вызревают очень долго.

Сейчас на лабораторной работе мы ближе ознакомимся с двумя редставителями хвойных растений Это сосна и ель.

V. Закрепление изученного материала. Лабораторная работа



Лабораторная работа №

Тема: Строение голосеменных растений

Цель: ознакомиться с внешним строением хвои ,шишек, пыльцы и семян хвойных.; выявить главный признак растений отдела Голосеменные.

Оборудование: микроскоп , лупа, пинцет, образцы видов хвойных, шишки, карточки с изображением «микростробил сосны», линейка.

Ход работы

  1. Рассмотрите хвою предложенных вам растений. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину, обратите внимание на окраску. Данные занесите в таблицу.

  2. Рассмотрите женские шишки. Определите их размер, форму чешуек,



  1. плотность. Данные занесите в таблицу.

    Признаки

    Сосна обыкновенная

    Ель обыкновенная

    Хвоя:

    цвет



    длина



    Размещение на стебле



    Женские шишки

    размеры



    Форма чешуек



    плотность



    цвет



    Семечка(крылатая или бескрылая



  2. Сделайте поперечный срез хвои сосны, рассмотрите его внимательно с помощью увеличительного стекла. Обратите внимание на внешний восковой шар, кожицу, хлорофилоносную ткань, сосудисто волокнистый пучок, продыхи, смоляные ходы. Обозначьте их на рисунке.

Сделайте и запишите вывод с определением общих и отличительных черт данных хвойных растений.

VI. Подведение итогов урока

  1. Назовите представителей хвойных, с которыми мы работали на уроке.

  2. Какие различия вы увидели в хвое?

  3. Чем отличаются шишки ели и сосны?

  4. Чем отличаются мужские и женские шишки?

  5. От чего зависит оплодотворение у голосеменных растений

Оценивание

Рефлексия

VIIДомашнее задание

- параграф прочитать и пересказать;

- сравнить и нарисовать побеги сосны и ели;

- приготовить слайд-шоу о хвойных растениях нашего края.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Леоненко Марина Анатольевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока биологии "Голосеменные" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-biologhii-golosiemiennyie"
    ["file_id"] => string(6) "183027"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425687823"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства