Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Происхождение человека"»
Биология 9 класс
Тема: «Происхождение человека»
Цель: сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза
Задачи:
- Образовательные: продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.
- Развивающие: продолжить формирование выделять главное, формулировать выводы.
- Воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.
2. Проверка домашнего задания. Тестирование.
1.Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве
2. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ
3. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве
4. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности
5. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл
6. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение
7. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях
8. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда
9. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти
10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностью к обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению
11. У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей
12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого
13. Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности
14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно
15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа
3. Сообщение темы, цели и задачи урока
Постановка темы урока с помощью решения кроссенса.
4. Изучение нового материала
Общий план строения и сходство многих черт организации человека и животных, особенно млекопитающих, очень давно привлекали внимание людей. В XVIII в. К.Линней поместил человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Ж.Б.Ламарк считал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле.
Несмотря на большое число сходных признаков, человек имеет специфические, присущие только ему особенности: это – прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение и некоторые другие особенности.
Эти особенности строения и физиологии человека – результат эволюции его животных предков.
Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология.
Рассмотрим эволюцию приматов.
– Вспомните, когда появились млекопитающие? (В конце мезозойской эры)
- Запись схемы в тетрадь:
– От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозое обособился отряд Приматы. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны – дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые повели к шимпанзе, горилле и человеку.
– Что происходило с климатом в конце кайнозойской эры? ( В конце кайнозойской эры происходило похолодание.)
– К каким последствиям это привело? (Это привело к отступлению тропических и субтропических лесов, к появлению обширных открытых пространств.)
В таких условиях решающим шагом на пути от обезьяны к человеку являлось прямохождение.
Одной из групп обезьян, давшей начало ветви ведущей к человеку, считается группа австралопитеков. Их остатки найдены в Южной Африке. Они жили стадами, имели массу 20-50 кг и рост 120-150 см, ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, руки были свободны. В отличие от всех обезьян они имели сходное с человеком строение зубной системы. Масса мозга составляла 550 г. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, то есть имели хорошую двигательную координацию.
Около 2-3 млн. лет назад жили существа, стоявшие ближе к человеку, чем австралопитеки. Масса их мозга достигала 650 г, они умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Этих человекообразных обезьян отнесли к виду Человек умелый. Эволюция гоминид шла в направлении прогрессивного развития прямохождения, способности к труду и совершенствования головного мозга. По-видимому, в это же время они научились использовать огонь. Использование орудий труда, стадный образ жизни способствовали дальнейшему развитию мозга и возникновению речи.
Перейдем к стадиям эволюции человека.
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга ребенок овладевает речью.
Движущими силами антропогенеза являются: биологические факторы – речь, сознание и социальные факторы – труд, общественная жизнь.
В борьбе за существование получали преимущество те первобытные стада древних людей, у которых были законы общественной жизни – забота о стариках, взаимопомощь, защита слабых.
С появлением речи древние люди могли передавать накопленный опыт и знания.
В процессе становления человека выделяют три стадии: 1) древнейшие люди, 2) древние люди, 3) современные люди.
Считают, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Внешние они уже походили на современного человека, хотя отличались мощными надбровными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Масса мозга достигала 800-1000г. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, оленей, птиц. С помощью отесанных камней они разделывали убитых животных, жили в основном в пещерах и умели использовать огонь.
К древним людям – неандертальцам относят группу людей, появившихся около 200 тыс. лет назад. Они занимают промежуточное положение между древнейшими людьми и первыми современными людьми. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев при всем разнообразии строения можно выделить несколько линий.
Одна из групп неандертальцев отличалась мощным физическим развитием при сравнительно небольшом росте, низким скошенным лбом, низким затылком, слаборазвитым подбородочным выступом, крупными зубами; масса их мозга достигала 1500 г. Другая группа характеризовалась более тонкими чертами – меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями и более развитым подбородком. У этой группы неандертальцев главным в борьбе за существование стало не усиление физического развития, а развитие внутригрупповых связей – на охоте, при защите от врагов, от неблагоприятных природных условий. Этот эволюционный путь и привел к появлению 40-50 тыс. лет назад вида Человек разумный – Homo sapiens.
Первые современные люди – кроманьонцы были высокого роста (до 180 см) с высоким лбом, объем их черепной коробки достигал 1600 см. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Кроманьонцы владели членораздельной речью, о чем свидетельствует наличие подбородочного выступа.
Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости человека от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах – наскальных рисунках, вырезанных из кости фигурках.
Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.
5. Обобщение и систематизация изученных на уроке знаний
А теперь для закрепления знаний, полученных на сегодняшнем уроке, решим ребусы
Головоломка. Задание: найти начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская слоги, прочитайте, что здесь зашифровано
6. Итоги урока. А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Итак, мы сегодня познакомились с темой
« Происхождение человека». Вы теперь имеете представление о происхождении человека, многообразие рас человека, знаете основные этапы эволюции приматов и человека, понятие «антропология». Есть вопросы по данной теме? Все понятно?
7. Домашняя работа: пересказ параграфа
8. Рефлексия
«Анкета»
1. На уроке я работал__________________________________________________________________________________
2. Своей работой на уроке я ___________________________________________________________________________
3. Урок для меня показался____________________________________________________________________________
4. За урок я_________________________________________________________________________________________