kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Класс Земноводные, или Амфибии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока освящается: Опорно-двигательная система. Строение и функции внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Цель: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения земноводных; об изменении внутреннего строения и работы систем внутренних органов земноводных по сравнению с рыбами;

Познакомить учащихся с особенностями размножения и развития земноводных, сравнить с классом рыб, изучить влияние сезонных изменений на жизнедеятельность земноводных.

Задачи:

а) Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внутреннего строения земноводных, связанного с образом жизни

2. Выявить черты упрощения / усложнения внутреннего строения земноводных по сравнению с рыбами

3. Сформировать представления о жизнедеятельности земноводных (сезонные изменения, размножение, развитие)

б) Воспитательные: воспитание самостоятельности, бережного отношения к живой природе

в) Развивающие: развить у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, графически мыслить, совершенствовать умение самостоятельно работать с материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Класс Земноводные, или Амфибии"»

План – конспект урока биологии № 1

Дата: 15.02.2017 г. Класс: 7 А Номер урока: 6

Тема: Класс Земноводные, или Амфибии. Опорно-двигательная система. Строение и функции внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

Цель: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения земноводных; об изменении внутреннего строения и работы систем внутренних органов земноводных по сравнению с рыбами;

Познакомить учащихся с особенностями размножения и развития земноводных, сравнить с классом рыб, изучить влияние сезонных изменений на жизнедеятельность земноводных.

Задачи:

а) Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внутреннего строения земноводных, связанного с образом жизни

2. Выявить черты упрощения / усложнения внутреннего строения земноводных по сравнению с рыбами

3. Сформировать представления о жизнедеятельности земноводных (сезонные изменения, размножение, развитие)

б) Воспитательные: воспитание самостоятельности, бережного отношения к живой природе

в) Развивающие: развить у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, графически мыслить, совершенствовать умение самостоятельно работать с материалом.

План урока:

1. Организационный момент 2 мин

2. Повторение и проверка ранее изученного 15 мин

3. Изучение нового материала 20 мин



4. Закрепление и обобщение 2 мин

5. Задание на дом 1 мин

Всего 40 минут



Ход урока:

Основные этапы урока

Методы и приемы, средства наглядности

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент


Приветствие


- Опираясь на формулировку вопросов, которые были заданы вам в качестве домашнего задания, скажите, какова задача нашего урока сегодня?

- Замечательно, а также сегодня на уроке мы затронем вопрос о жизнедеятельности земноводных (их размножении, развитии и тд) Как вы видите, объем материала большой, поэтому вы должны внимательно меня слушать, активно принимать участие в обсуждении, в конце урока мы подведем итоги и самые активные – получат отметки.

Приветствие


1. Рассмотреть особенности внутреннего строения земноводных, связанного с образом жизни

2. Выявить черты упрощения / усложнения внутреннего строения земноводных по сравнению с рыбами





2. Повторение и проверка ранее изученного





















Презентация

- Итак, начнем. Вы заполняли на прошлом уроке таблицу. Опираясь на нее, давайте разберемся какие же есть особенности земноводных связанные с образом жизни и чем данный класс отличается от класса рыб.

И первую систему, которую мы рассмотрим – это опорно-двигательная.

- Из каких отделов состоит скелет земноводных?

Какие особенности скелета земноводных вам известны?





Давайте подробнее остановимся на каждом отделе скелета земноводных:

1. Скелет головы: чем представлен?





2. Скелет туловища





3. Скелет поясов конечностей


Пояс передних конечностей (плечевой пояс):




Пояс задних конечностей (тазовый пояс):







4. Скелет свободных конечностей


Скелет передней конечности:



Скелет задней конечности:



- Какая появляется особенность в конечностях, которая будет характерна для всех наземных позвоночных животных?


- Молодцы! Подведем небольшой итог:

1. появляются дополнительные отделы позвоночника

2. происходит дифференцировка скелета свободных конечностей.

3. пятипалые конечности


- Ребята! Мы сказали, что шейный отдел позвоночника состоит из 1 позвонка, а как же тогда лягушка питается?

(Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом)



- Ребята, а объясните почему если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых она их не тронет?


Мы перешли к пищеварительной системе.

- Какие особенности пищеварительной системы земноводных вы знаете?

(Чем изменилось по сравнению с классом рыб?

Что является приспособлением к образу жизни?)





- Давайте еще раз повторим органы, входящие в состав пищеварительной системы земноводных (по порядку)





Дыхательная система.

- Какая особенность дыхательной системы у класса земноводные?



- Ребята, как вы думаете задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?


- Верно, молодцы! А есть ли различия в дыхательной системе личинок земноводных (головастиков) и дыхательной системе взрослых особей?


- За счет чего происходит дыхание?




- Давайте попробуем объяснить механизм дыхания земноводных?













Кровеносная система

- Особенности кровеносной системы?


- С чем связано возникновение второго круга кровообращения?

Как его называют?

Как движется кровь в малом круге кровообращения?




легкие

прав. пр.

лев. пр.

желудочек










Как движется кровь в большом круге кровообращения?


Вн.орг., тк

прав. пр.

лев. пр.

желудочек











смеш.кр


- В связи со слабым развитием легких и движением смешанной крови по организму обмен веществ у земноводных замедленный. Температура тела земноводных непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к холоднокровным животным.


Нервная система

- Каковы особенности нервной системы земноводным?

(Рефлексы вырабатываются медленно)





Выделительная система

- Каковы особенности выделительной системы?

Продолговатые почки расположены в полости тела по бокам позвоночника. Вредные продукты жизнедеятельности из крови переходят в почки и в виде мочи поступают в мочеточники, которые открываются в клоаку. По стенке клоаки моча стекает в мочевой пузырь. Стенки мочевого пузыря периодически сокращаются, моча снова оказывается в клоаке и через нее выделяется наружу.

- Мы рассмотрели особенности внутреннего строения земноводных в связи с образом жизни и по сравнению с рыбами. Сформулируйте выводы.















Скелет головы, туловища, поясов конечностей, свободных конечностей


У земноводных по сравнению с рыбами значительно меньше костей: многие кости срастаются, в некоторых местах сохраняются хрящи.

Скелет легче, чем у рыб, что важно для наземного существования




Широкий плоский череп и верхние челюсти представляют собой единое образование. Очень подвижна нижняя челюсть.


Позвоночник, в котором выделяют отделы: шейный (1), туловищный (7), крестцовый (1), хвостовой (слиты в единую кость)




Состоит из парных лопаток, парных ключиц, парных коракоидов


Состоит из парных образований (подвздошных костей) и непарных (лобкового и седалищного хрящей) срастаются между собой и причленяются с боков к крестцовому отделу позвоночника




- плечо; - предплечье; - кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)


- бедро; - голень; - стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)




Пятипалая конечность
















У лягушек язык прирастает передним концом к нижней челюсти, а задний его конец свободный












Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых.





- во рту пища смачивается слюной

- кишечник дифференцирован (тонкая – первый отдел двенадцатиперстная кишка, в которую впадают протоки печени, поджелудочной железы и желчного пузыря)

- толстая кишка переходит в особое расширение – клоаку (орган трех систем: пищеварительная, выделительная, половая)






рот—глотка—пищевод—желудок—тонкая кишка (первый отдел: двенадцатиперстная кишка – впадают протоки печени, поджелудочной железы и желчного пузыря)—толстая кишка – клоака – отверстие клоаки



- Появляются легкие

(небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками, в которых ветвятся многочисленные капилляры)



- Нет, она будет дышать с помощью кожи



- Да, у личинок земноводных функционируют жабры, а взрослые лягушки дышат легкими и кожей





- Вдохи и выдохи происходят за счет опускания и подъема дна ротовой полости


- Дно ротовой полости опускается воздух поступает в ротовую полость. Когда ноздри закрыты, а дно ротовой полости поднимается, воздух проталкивается в легкие. При выдохе ноздри открыты, и при поднимании дна ротовой полости воздух выходит наружу. В легких происходит газообмен






- сердце трехкамерное

- два круга кровообращения


- в связи с возникновением легких


- малым кругом

- от сердца к легким, насыщается кислородом и возвращается к сердцу














- от сердца к внутренним органам и тканям и обратно


























- В головном мозге сильно развит передний мозг, разделен на два полушария;

- более развит средний мозг по сравнению с рыбами (т.к. лучше зрение)

- плохо развит мозжечок (т.к. однообразные и ограниченные движения, малоподвижный образ жизни)





почки (продолговатые) --- мочеточники – клоака --- мочевой пузырь – клоака

















  • Более сложное строение, чем у рыб.

  • Усложняется дыхательная и кровеносная система (появление легких и 2 кругов кровообращения).

  • Более сложное строение органов чувств и нервной системы.

  • Температура тела зависит от температуры окружающей среды

































































(слюнные железы есть только у наземных животных; Лягушки первые «слюнтяи» планеты)

Изучение нового материала






































































Закрепление и обобщение



работа с учебной книгой, презентация

Запишем тему: «Годовой жизненный цикл»

- Найдите определение понятию «годовой жизненный цикл» в учебнике на стр. 170


В начале осени при понижении среднесуточной температуры земноводные скрываются в убежища, где проводят зиму в состоянии оцепенения: у них резко снижается обмен веществ, уменьшается число дыхательных движений и сокращений сердца.


- Назовите представителей класса земноводные зимующие

  • в воде

  • на суше

опираясь на текст учебника стр. 170

Весной с наступлением тепла амфибии переходят к активному образ жизни, покидают места зимовки и направляются к местам размножения.


Размножение.

Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоемов.

В тёплые весенние вечера с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок.



- Что является органами размножения у самцов земноводных?

- Что является органами размножения у самок?


Вывод: земноводные раздельнополые животные


- Оплодотворение наружное. Происходит в водной среде.




Развитие.

Развитие зародыша лягушки в икринке продолжается около полутора недель.

Затем зародыш разрывает оболочку икринки, и наружу выходит личинка – головастик.


- Похож ли головастик на взрослую лягушку?




В процессе развития в головастике происходят важные изменения. Развиваются сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются лёгкие, образуется второй круг кровообращения, сердце становится трехкамерным. Хвост уменьшается. Головастик становится похож на взрослую особь. Лягушонок от растительного питания переходит к потреблению животной пищи и покидает водоем. От времени откладывания икры до превращения головастика в лягушонка проходит 2 – 3 месяца. У взрослых лягушек нет хвоста.









- отличительные особенности головастика от взрослой лягушки


Головастик

Взрослая лягушка

Дыхательная система



Сердце



Круги кровообращения









Годовой жизненный цикл – изменение жизнедеятельности в течение года











зимовка в воде


зимовка на суше

озерная л.

жабы

прудовая л.

жерлянки

травяная л.

тритоны,

саламандры
































- семенники (выделяют множество сперматозоидов)


- яичники (в яичниках созревают яйцеклетки)






















- нет, по внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него есть жабры, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Органы боковой линии


- подпишите основные стадии развития лягушки и их особенности


Опираясь на схему в учебнике и объяснение.



1. икра

2. головастик с развитыми наружными жабрами

3. головастик с внутренними жабрами

4. появление задних конечностей

5. появление передних конечностей

6. исчезновение хвоста, выход на сушу





головастик

взрослая лягушка

жабры

легкие и кожа

двухкамерное

трехкамерное

один круг кровообращения

два круга кровообращения

боковая линия




записать определение






















Обратите внимание, что во время брачного периода самцы усиливают издаваемые ими призывные звуки с помощью горлового мешка (резонатора) – пузырь из кожи, образующийся в основании полости рта лягушки.


Подведение итогов урока



Спасибо всем за работу! Все молодцы!

Учитель называет отметки за урок.



Домашнее задание

Записи на доске

Пользуясь учебником, заполните табличку (если не успели в течение урока), вклейте в тетрадь схему развития земноводного, подпишите этапы.

Подготовиться к контрольной работе по теме: «Класс Земноводные». (§ 35-38)

Учащиеся записывают домашнее задание




1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Класс Земноводные, или Амфибии"

Автор: Карелина Мария Михайловна

Дата: 03.09.2017

Номер свидетельства: 427156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План конспект урока по естествознанию на тему "Лекарственные растения""
    ["seo_title"] => string(78) "plan-konspiekt-uroka-po-iestiestvoznaniiu-na-tiemu-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "250407"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447078264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства