Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы органи-зации
взаимодействия на уроке
Формируемые умения (универсальные
учебные действия)
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово.
- Посмотрите, ребята, солнышко светит! Хороший денек!
Посмотрите друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.
А сегодня он будет посвящен одному из свойств живых организмов.
-Вспомните, какие же свойства живых организмов вам известны? (Ответы детей).
-О каких свойствах мы уже с вами говорили? (Ответы детей).
- Откуда мы с вами берем силы, энергию, чтобы учиться, бегать, выполнять какую-нибудь работу? (Ответы детей).
- Человек к какой группе организмов относится? (Ответы детей). Т.е. он находит себе энергию, как и другие животные, питаясь. Животные питаются, передвигаясь, у них есть для этого конечности. А как же питаются растения? Вы это можете объяснить сразу? (Ответы детей).
- Как вы думаете, какая проблема сегодня стоит перед нами? (Ответы детей).
- Какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
- Какую цель мы должны достигнуть в конце урока? (Ответы детей).
Слушают, принимают участие в диалоге.
Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.
Коммуникативная: принимают участие в диалоге
с учителем.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.
Фронтальная
Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Регулятивные:
оценивают знаниевые границы.
Какие свойства живых организмов известны?
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
II. Изучение нового материала
Беседа
Работа по учебнику.
Беседа.
Работа в рабочей тетради.
(Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, на которых изображены этапы опыта Я. ван Гельмонта).
- Многие ученые не так давно тоже ставили перед собой такой вопрос: откуда растение само получает питательные вещества. Около 300 лет назад уже известный вам ученый ван Гельмонт, заинтересовавшись этим вопросом, решил поставить опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попадала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержит никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынул из земли и взвесил. Ее масса за эти годы увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась только на 50 г!
Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? Я. ван Гельмонт на этот вопрос не смог ответить. А мы с вами попытаемся. Для этого мы с вами внимательно оценим наблюдения за растениями, которые проводили ученые в разных странах. Они описанные в учебнике на с. 50-51.
- О чем рассказывает нам наблюдение 1? (Ответы детей).
- О чем рассказывает нам наблюдение 2? (Ответы детей).
- Какой вывод можно сделать, при каких условиях растение становиться опять зеленым? (Ответы детей).
- На свету в листьях образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл. Запишите выводы в рабочую тетрадь.
- О чем рассказывает нам наблюдение 3? (Ответы детей).
- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).
- О чем рассказывает нам наблюдение 4? (Ответы детей).
Запишите выводы в рабочую тетрадь.
Слушают, делают записи в рабочей тетради.
Познавательная: отвечают на вопросы, делают предположения, выполняют записи.
Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивная: контролируют записи в тетради.
Индивидуальная.
Групповая работа и индивидуальная.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме
о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(беседы учителя, презентации, рабочей тетради).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают значимость своих знаний.
Устные ответы, работа в рабочей тетради
Физкультминутка.
Проводит физкультминутку.
В качестве физминутки используется игра "Испорченный телефон". Игры такого вида используются при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить. Суть игры заключается в точной передаче определения по цепочке от одного учащегося к другому. Учитель тихо, на ушко проговаривает ребёнку, сидящему за первой партой, необходимую фразу, он поворачивается к сидящему за ним ученику и повторяет услышанное. Последний учащийся, после того как получил информацию, встаёт и вслух озвучивает её, или записывает на листочке и отдаёт учителю. Выигравшим считается тот ряд, в котором наиболее точно озвучили определение. Сегодня это может быть фраза: На свету в листьях растений образуется зеленое вещество - хлорофилл.
Выполняют физические упражнения: встают, поворачиваются, наклоняются.
Фронтальная.
Познавательные: извлекают необходимую информацию при работе с учебником, слушая учителя.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг другаРегулятивные: оценивают работу.
Закрепление
Беседа.
Поедая растение, животное получает готовые органические вещества, созданные растением. Человек, используя в пищу клубни картофеля, зерна пшеницы, капусту, яблоки и др. дары растений, также получает готовые органические вещества.
-А растения откуда берут органические вещества? Какие условия им нужны, чтобы образовать органические вещества? (Ответы детей).
- Составьте схему из имеющихся у вас картинок. Проверьте правильность составленной схемы друг у друга и со слайдом презентации.
Слушают, работают со схемами, оценивают выполнение работы.
Работа в парах.
III. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа
Рефлексия. (Слайд презентации)
- Какую цель мы сегодня ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).
- Достигли мы ее? (Ответы детей). О каком свойстве живого организма мы с вами вели разговор на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Закончить предложение…
Сегодня на уроке:
- Я узнал…
- Самым трудным для меня было…
- Меня больше всего удивило….
Отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение
Фронтальная
Познавательные: ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные осознание своих эмоций.
Регулятивные: оценивают степень достижения цели.
Устные ответы