Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии по теме змеи»
Тема:Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж. Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Цель:
Познакомить учащихся с отличительными особенностями змей, учить применять полученные знания в жизни.
Корригировать и развивать связную устную речь, пополнение и обогащение активного словарного запаса, устойчивого внимания.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование и наглядность: учебник, тетради, карточки для проверки д/з, карточки с опорными словами, мультимедийная система, шкура питона, влажный препарат, Красная книга Кубани.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Псих. настройка. Как я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. У нас впереди интересный урок. Мы будем узнавать много нового.
Подготовка учащихся к работе на уроке (работа по карточке ТРУД)
Как называются животные тело, которых при передвижении соприкасается с землей?
Проверка Д/З
Индивидуальная работа по карточкам
Подчеркнуть лишнее животное в каждом ряду. Устно объяснить, почему это животное лишнее.
прыткая ящерица, уж, лягушка
гадюка, прыткая ящерица, речной окунь
Вопросы:
- какие пресмыкающиеся живут только на суше? (ящерицы)
- как они спасаются от врагов? (отбрасывают хвост)
- чем питаются ящерицы? (насекомыми)
- как передвигаются? (по земле быстро бегают)
- назовите, представителя данной группы широко распространенного в нашем районе?
Задания на слайде (выбрать сведения, относящиеся к прыткой ящерице).
Оценки.
Всесторонняя проверка знаний.
- Кто еще относится к пресмыкающимся? (крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы)
- Чем покрыто их тело? (роговой чешуей)
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Вопросы (на слайде с иллюстрациями):
- изображение, какой змеи встречалось в головном уборе правителей древнего Египта – фараонов? (кобры)
- название, какой змеи может быть наречием? (уж)
- боятся ли свиньи гремучих змей? (нет)
- почему? (потому что на свиней не действует яд гремучих змей)
О каких животных мы сегодня будем говорить? Чем они отличаются от других пресмыкающихся? Почему змеи очень полезны для человека? Об этом и многом другом сегодня мы будем узнавать на уроке.
Этап усвоения новых знаний.
Тема урока. Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж. Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей. (записать со слайда в тетрадь)
2) Рассказ по плану:
Каких змей вам приходилось видеть? Где?
В природе насчитывается 3000 видов змей, только 40 и них ядовиты, в нашей стране встречается 56 видов).
- названия змеи (разнообразие змей на слайде, просмотр влажного препарата)
- отличительные особенности (сильно вытянутое тело, отсутствие ног, передвигаются ползанием, изгибая все тело, добычу глотают целиком, размножаются яйцами, дышат кислородом, хладнокровные)
Змеи имеют скелет, но у них нет ног, поэтому передвигаются они ползанием.
Змеи, живущие в воде, плавают, извиваясь всем телом.
Челюсти змеи могут раздвигаться, а кожа растягиваться, поэтому змея заглатывает добычу целиком, направляя ее в пасть головой вперед, чтобы та не укусила.
Змеи видят и слышат плохо , зато у них хорошо развито обоняние и осязание, и помогает им раздвоенный язык. Температура тела животных, такая же, как и у окружающей их среды. Зимой они спят.
ФИЗ. МИНУТКА (гимнастический упражнения для снятия напряжения мышц глаз)
Сравнить по внешнему виду гадюку и ужа – работа с учебником (читать) ст. 58-59, (учащиеся сравнивают по фотографиям) (уж темнее с оранжево – желтыми пятнами, гадюка имеет волнистый рисунок на спине, ядовита, но нападает только в том случае, если ее разозлить).
Использование змеиного яда в медицине. Каков символ современной медицины? (змея обвившая чашу).
Как вы думаете почему? Змеиный яд широко используется в медицине, на его основе изготавливаются лекарственные средства, которые используют в лечении многих болезней.
Скорая помощь при укусах змей:
- перевязать кровеносные сосуды ненадолго выше места укуса
- не глотая ртом вытянуть яд из раны
- пострадавшего быстро доставить к врачу.
Приходилось ли вам оказывать первую помощь, так вы это делали?
6. Проверка понимания нового материала.
Работа в тетради (начертить схему):
- зарисовать змею и подписать части тела
Закрепление полученных знаний.
Тестовые задания на экране.
Просмотр фотографий на слайде (змеи, занесенные в Красную книгу Кубани)
Питаясь, животные растут. Змеи, например, меняют кожу. Как это происходит?
Опыт «Как змея меняет кожу?».
Наденьте на руку перчатку. Свободной рукой держите перчатку за верхнюю часть. Медленно начинайте вытаскивать руку из перчатки. Свободной рукой тяните перчатку то с одной стороны, то с другой. Снимать перчатку так чтобы она выворачивалась на изнанку. Это напоминает то, как змея снимает кожу.
Змее приходится сначала порвать кожу на голове. Для этого она трется о твердое. Затем цепляется о палку и выползает из старой кожи, оставив за собой вывернутую на изнанку старую кожу. Змея меняет кожу, так как старая становится тесная и протирается. Давайте посмотрим на кожу, которую оставил питон.
Раздать памятки «Скорая помощь при укусах змей» (учащиеся вклеивают в тетрадь)
Д/З ст. 58-59, ин-но нарисовать змею занесенную в красную книгу Кубани.
Итог урока. Змеи – это часть природы нашей планеты, и относиться к ним надо бережно! В наш город приехал террариум, посетив который можно увидеть большое разнообразие змей и других пресмыкающихся.
А мы на следующих уроках продолжим рассматривать представителей этого класса.