Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии «Классификация белков»»
Урок 2. «Классификация белков»
Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.
Тип урока: систематизация знаний.
Цели урока:
1.Систематизировать знания о белках и их функциях в клетке.
2.Развивать общеинтеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью в процессе изучения основ биосинтеза белка и их биологического значения.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
2.Подготовка к осознанному восприятию учебного материала.
Часть 1.
Повторение темы «Биополимеры. Белки, их строение». Заслушивание выступлений обучающихся (выступают 3-4 человека, время выступления не более 2-х минут, выдерживается алгоритм выступления) Фронтальная беседа на основе сообщений, подготовленных обучающимися о белках.
Работа в парах с приложением.
В данном приложении отметьте знаком «+», то, что по вашему мнению, является самым существенным для понимания строения и роли белков.
Белки – это природные полипептиды с высокими значениями относительной молекулярной массы (от 10000 до нескольких миллионов).
1. Белки подразделяются на:
Протеины: состоят только из аминокислотных остатков.
Протеиды: состоят из аминокислотных остатков и простетических групп (не белковая форма.)
Простетические группы – группы не аминокислотного состава содержащиеся в протеидах (остатки сахаров, фосфорной кислоты и т.д.)
Белок
Простетическая группа
Нуклеопротеин
Липопротеин
Гликопротеин
гемоглобин
Нуклеиновая кислота
Липид
Углевод
порфирин
2. Протеины подразделяются на:
Глобулярные (отношение длины к ширине меньше 10) примеры: ферменты, гормоны.
Фибриллярные (отношение длины к ширине более 10) примеры: протеины мышц, кожи, натурального шелка, волос.
Глобулярные белки растворимы в воде или образуют в ней коллоидные растворы, а также растворимы в разбавленных растворах кислот, оснований и солей, но осаждаются в концентрированных растворах кислот и солей.
Фибриллярные белки нерастворимы в воде.
Глобулярные белки:
Альбумины – растворимы в чистой воде;
Глобулины – растворимы в разбавленных солевых растворах, но не в воде;
Глутамины – растворимы в разбавленных кислотах и щелочах;
Проламины – растворимы в 80%-м спите, но не в воде;
Гистоны – растворимы в разбавленных кислотах, но нерастворимы в нейтральных растворах, сильноосновные ;
Протамины – растворимы в воде, сильноосновные;
Фибриллярные белки:
Кератины – белки, содержащиеся в шерсти, волосах и ногтях;
Фибриноген – белок, содержащийся в крови;
Фибрин - белок, содержащийся в крови;
Фиброин – белок, содержащийся в шелке;
Эластины – белки, содержащиеся в легких, артериях и некоторых связках.
Первичная проверка понимания.
Найдите пару. Работает весь класс. Слайд проецируется на экран.
Название белка
Особенности
Альбумины
Глобулины
Глутамины
Проламины
Гистоны
Протамины
растворимы в воде, сильноосновные;
растворимы в 80%-м спите, но не в воде;
растворимы в разбавленных кислотах, но нерастворимы в нейтральных растворах,
растворимы в чистой воде;
растворимы в разбавленных кислотах и щелочах;
растворимы в разбавленных солевых растворах, но не в воде;
Белки делятся: на растворимые и нерастворимые.
Какое это имеет значение в организме?
Подумай, почему в состав покровов тела не могут входить глобулярные белки?
Часть 2.
Цель: Самостоятельно отработать навыки работы с учебной литературой.
Отчет о самостоятельной работе по теме: «Функции белков». Используя учебник, данное приложение и дополнительные литературные источники, заполни таблицу.
Фамилия, имя обучающегося_________________________________________________
Выполняемая функция
Проявление этой функции
Строительная
Каталитическая
Двигательная
Транспортная
Защитная
Регуляторная
Сигнальная
энергетическая
Почему, несмотря на то, что белки при расщеплении дают почти столько же энергии как углеводы, они не часто используются организмом в качестве источника энергии?