kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 7 классе по теме "Пресноводная гидра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс                                                                                                       Дата проведения:_______________

Тема: «Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра».

Цели урока: формирование знаний о кишечнополостных.

Задачи урока: 

  • добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, их приспособленность к среде обитания,
  • продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных и одноклеточных организмов,
  • продолжать обучать учащихся умениям распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры одноклеточные и многоклеточные организмы, составлять общую характеристику типа;
  • в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа.

Тип урока:  урок изучения нового материала

Оборудование: таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», презентация «Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра», 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе по теме "Пресноводная гидра" »

7 класс Дата проведения:_______________

Тема: «Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра».

Цели урока: формирование знаний о кишечнополостных.

Задачи урока:

  • добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, их приспособленность к среде обитания,

  • продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных и одноклеточных организмов,

  • продолжать обучать учащихся умениям распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры одноклеточные и многоклеточные организмы, составлять общую характеристику типа;

  • в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», презентация «Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра»,

Ход урока.

1. Организационно-мотивационный момент

2. Актуализация (повторение) ранее изученного материала.

Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?

Назовите известных вам одноклеточных животных?

Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?

Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?

Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?

Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

3. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с важнейшими представителями типа кишечнополостных, исследовать и изучить особенности их строения, размножения, образа жизни. (слайд №1)

Животных типа Кишечнополостные насчитывается около 9000 видов. Несмотря на все многообразие, их объединяет ряд общих особенностей, которые вы при изучении темы должны отмечать на листах «Признаки Типа Кишечнополостные»

Тип Кишечнополостные делят на три класса: 1. Гидроидные 2. Сцифоидные медузы

3. Коралловые полипы. (слайд №2)


Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком из 6–8 щупалец (слайд №4).

Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.


Полип, в переводе с греческого языка – многоног, т.е. имеет много щупалец. Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.

Строение кишечнополостных характеризуется радиальной, или лучевой, симметрией. (слайд №5)

Скажите, а о чем нам может говорить название типа?

Это еще один признак  - наличие кишечной полости.

Кишечнополостные ведут исключительно водный и в большинстве случаев морской образ жизни. Одни из них свободно плавают, другие – сидячие и прикрепленные ко дну животные (слайд №6).

Тело гидры цилиндрической формы, на переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5—12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется. Гидра обладает радиальной симметрией. Ось симметрии соединяет два полюса — оральный, на котором находится рот, и аборальный, на котором находится подошва. Через ось симметрии можно провести несколько плоскостей симметрии, разделяющих тело на две зеркально симметричных половины.

Тело гидры — мешок со стенкой из двух слоёв клеток, между которыми находится тонкий слой межклеточного вещества. Полость тела гидры — гастральная полость — образует выросты, заходящие внутрь щупалец. Хотя обычно считают, что у гидры есть только одно ведущее в гастральную полость отверстие, на самом деле на подошве гидры имеется узкая аборальная пора. Через неё может выделяться жидкость из кишечной полости, а также пузырёк газа. При этом гидра вместе с пузырьком открепляется от субстрата и всплывает, удерживаясь вниз головой в толще воды. Таким способом она может расселяться по водоёму. Что касается ротового отверстия, то у не питающейся гидры оно фактически отсутствует — клетки эктодермы ротового конуса смыкаются и образуют плотные контакты, такие же, как и на других участках тела . Поэтому при питании гидре каждый раз приходится «прорывать» рот заново.

Дыхание и выделение продуктов обмена происходит через всю поверхность тела животного. Вероятно, в выделении некоторую роль играют вакуоли, которые есть в клетках гидры. Главная функция вакуолей, вероятно, осморегуляторная; они выводят излишки воды, которые постоянно поступают в клетки гидры путем осмоса.

Наличие нервной системы позволяет гидре осуществлять простые рефлексы. Гидра реагирует на механическое раздражение, температуру, освещённость, наличие в воде химических веществ и на ряд других факторов внешней среды.

Гидра питается мелкими беспозвоночными — дафниями и другими ветвистоусыми, циклопами, а также олигохетами-наидидами. Есть данные о потреблении гидрами коловраток и церкарий трематод. Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв. Координированными движениями щупалец добыча подносится ко рту, а затем с помощью сокращений тела гидра «надевается» на жертву. Пищеварение начинается в кишечной полости, заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.

Так как у гидры нет транспортной системы, а мезоглея достаточно плотная, возникает проблема транспорта питательных веществ к клеткам эктодермы. Эта проблема решается за счет образования выростов клеток обоих слоёв, которые пересекают мезоглею и соединяются через щелевые контакты. Через них могут проходить мелкие органические молекулы, что обеспечивает питание клеток эктодермы.

Физкультминутка.

4.Закрепление.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы и пресноводной гидры

Сравниваемый признак

Амеба

Пресноводная гидра

Строение тела

 

 

Питание

 

 

Дыхание

 

 

Выделение

 

 



5. Заключение.

Итог урока – оценки.

Домашнее задание: П. 37 термины, конспект.

Подготовить сообщения о кишечнополостных.

Творческие задания

1. Сделать макет гидры пресноводной из любого материала.

2. Сочинить рассказ о гидре


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 7 классе по теме "Пресноводная гидра"

Автор: Добренко Юлия Александровна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме: Животные "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zhivotnyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "208973"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430986794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект и презентация урока на тему "Тип кишечнополостные" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-tip-kishiechnopolostnyie"
    ["file_id"] => string(6) "216520"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433029878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект внеклассного материала "В орнитологии мы - асы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-vnieklassnogho-matieriala-v-ornitologhii-my-asy"
    ["file_id"] => string(6) "216521"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433030664"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства