Этап урока, его цель. | Деятельность педагога. | Деятельность обучающихся. | Формируемые на данном этапе УУД. |
1. Организационный момент Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность. | Приветствие. Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация знаний и мотивация Цель: актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания. | -Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Угощайтесь, пожалуйста! Предлагаю загнившие яблоки. -Почему не кушаете? -Предположите, почему образовалась гниль? -Чтобы точнее ответить на этот вопрос, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик. Демонстрирую видеоролик «Работы А.Левенгука». Повторно задаю вопрос. -Почему на яблоке образовалась гниль? -Назовите тему урока | Внимательно слушают учителя, вступают с ним в диалог. -Так как они гнилые Выдвигают гипотезы, вступают в диалог с учителем. Смотрят видеоролик (отмечают про себя, что на уроке речь пойдет про бактерии); вступают в диалог. -Гниль – результат деятельности бактерий Самостоятельно формулируют тему урока. | Личностные: воздействие на эмоциональную сферу обучающихся. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
3.Целеполагание и планирование учебной деятельности. Цель: фиксация причины затруднения. Формулировка цели урока. | - Вы только что высказали мнение, что гниль на яблоке – это результат деятельности бактерий. -Выскажите свое мнение по следующему вопросу: Как можно уберечь яблоко от гнили? -Посмотрите, сколько версий вы высказали. Какие из них верные, какие нет? -Сформулируйте цель урока -Сформулируйте учебную задачу. -Что же нам надо сделать, чтобы решить поставленную учебную задачу? | Выдвигают различные гипотезы. -Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо больше узнать о жизнедеятельности бактерий. Формулируют цель урока: изучить особенности жизнедеятельности бактерий. Формулируют и записывают в тетрадь учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?» или «Как уберечь яблоко от гнили?» Предлагают способы решения учебной задачи: 1.Изучить теорию по данной теме 2.Проверить полученные знания на практике 3.Проконтролировать усвоение полученных знаний | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование цели урока и учебных задач. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза обобщения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: устранение возникшего затруднения. | -Первым пунктом решения учебной задачи является изучить теорию по данной теме. -Вспомните еще раз цель нашего урока -Что, значит, изучить особенности жизнедеятельности бактерий? - Как мы будем искать ответы на поставленные вопросы? -Что нам в этом поможет? Учитель напоминает правила работы в группе. Обращает внимание на то, что в конце работы каждый должен поставить себе оценку. Также оценивает вклад каждого участника группы старший. Раздает инструкции (материал приложения). После выполнения работы командир группы выступает с отчетом о проделанной работе. Учитель заслушивает выступление групп с результатами работы, корректирует ответы. -Возвращаемся к плану урока. С первым этапом мы с вами справились. Изучили теорию по данной теме. -Что дальше будем делать? | Вспоминают цель урока -Какое имеют строение? -Какую имеют форму? -Когда и как размножаются? -Какую имеют форму? -Какое имеют значение? -Работать будем в группах согласно инструкциям, используя информационные тексты, текст учебника Работают в группах, согласно инструкции. Представляют продукт работы в группе. -Проверять полученные знания на практике. Применять полученные знания в новой ситуации. | Познавательные: умение работать с учебником, информационным текстом, согласно инструкции; умение находить отличия, составлять схемы; поиск и выделение необходимой информации; умение сконструировать учебный материал. Личностные: совершенствование имеющихся знаний, осознание своих трудностей и стремление к их совершенству Коммуникативные: умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий; аргументация своего мнения. |
5.Применение нового знания. Цель: применить полученные знания в новой ситуации. 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу (эталону)
Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Самооценка и самоконтроль. Анализ ошибок. | Предлагает выполнить задание в парах: 1.рассмотреть под микроскопом различные микропрепараты; 2.определить к каким группам организмов они относятся и почему? 3.выявить черты сходства и отличия. -Возвращаемся к плану урока. Со вторым этапом мы с вами справились? -Применил полученные знания на практике? -Что дальше будем делать? Организует написание самостоятельной работы в виде теста. Напоминает критерии оценивания. Подводим итого этапа. | Вспоминают правила работы с микроскопом. Распределяют обязанности; выполняют задание в парах, затем обсуждают; сверяют с эталоном. Отмечают правильность выполнения задания в листке самоконтроля. -Мы должны проконтролировать себя. Закрепить полученные навыки в виде написания самостоятельной работы. Ученики обсуждают критерии оценивания: «5» – 0 ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2 или 3 ошибки «2» – более трех ошибок. Выполняют задание и самостоятельно проверяют соседа по парте с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок. Отмечают где допустили ошибки, над чем надо поработать дома. | Коммуникативные: умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные: восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Регулятивные: контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, коррекция. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные: личная ответственность; оценивание собственной учебной деятельности. |
7.Рефлексия учебной деятельности и подведение итогов урока. Цель: самооценка учащимися собственной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию результатов их деятельности на уроке, выполнении поставленных целей, анализу, рефлексии. -В каких жизненных ситуациях, полученные знания на уроке, вам могут пригодиться? -Вернемся к нашей учебной задаче: «Как сохранить яблоко свежим?» Учитель обобщает ответы детей. -Необходимо благоприятные условия бактерий превратить в неблагоприятные. Организует процесс рефлексии. -Закончите фразу: «Я благодарю бактерии…» «Я выражаю недовольство бактериям …» «Знания урока мне пригодятся …» -Перед вами три карточки: Красная– удовлетворительно; Желтая – хорошо; Зеленая – отлично. Прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашим ощущениям. | Ученики подводят итоги своей деятельности на уроке, сравнивают поставленную цель с полученным личным результатом. Определяют возможности применения полученных знаний в жизни. Отвечают на основной вопрос урока. Исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. Строят устное высказывание об итогах работы. Дети осуществляют рефлексию, результат которой выражают разноцветными карточками. | Регулятивные: осуществление итогового контроля деятельности. Личностные: смыслообразование; оценивание собственной учебной деятельности. Коммуникативные: построение монологического высказывания. Познавательные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни. |
8.Информация и домашнем задании. | Ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание. Молодцы! Спасибо за урок! | Обсуждение домашнего задания, прослушивание инструктажа. | Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные: адекватное реагирование на трудности. |