kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме "Пищеварение в ротовой полости" предназначен для проведения урока в 8 классе. Конспект содержит много интересной и полезной информации как для преподавателей, так и для учащихся.Приложение включает описание лабораторной работы, материал для опроса. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" »

Урок по биологии в 8 классе. Учитель Березина И.Н.

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.


Тип  урока: изучение нового материала. 


 Оборудование урока:  учебник «Биология» 8 класс.  Таблица «Схема строения органов пищеварения», слайдовая презентация,  раздаточный материал к лабораторной работе: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, ватные палочки, аптечный йод, вода, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами.


Цели и задачи урока:


    1. Развивающие:

      Продолжить работу над формированием у учащихся

- осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

- умения применять полученные знания в собственной жизни;

  - развитие умений отбирать и систематизировать материал по заданной теме;

  - развитие познавательного интереса школьников, создание на уроке ситуации успеха; 

  - умение обобщать и систематизировать материал;


2. Образовательные:

  - создание условий для усвоения материала;

  - обеспечение установления учащимися межпредметных связей;

  - раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеварения;

- раскрыть роль ферментов в процессе пищеварения;

- обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработки пищи в ротовой полости;


3. Воспитательные:

  - формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

  - формирование  уважительного, бережного отношения к своему здоровью;   

  - воспитание у учащихся правил личной гигиены. 









Ход урока:

Этапы урока

Поэтапные цели

Содержание

Действия учителя и учащихся

Время

1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение рабочей установки на уроке.

Эмоциональный настрой учащихся, организация учебного процесса.

Аутотренинг:

- Я сижу на уроке;

- Я внимательный ученик;

- У меня хорошая память;


- взаимное приветствие;

-самопроверка своего рабочего места;

- организация внимания.

2 мин.

2. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Актуализация опорных знаний по строению пищеварительной системы.















Определение темы и цели урока













Постановка проблемы.

Игра «Пирамида» На слайде нужно выбрать поле игры под любым номером (1 – 6). Приложение 1.







Зная основные отделы пищеварительной системы, следует обратить внимание на процессы, происходящие в каждом из них. Давайте сформулируем  тему и цель урока.

Итак, тема нашего  сегодняшнего урока:    «Пищеварение в ротовой полости».



Эпиграфом нашего урока будут слова И.П. Павлова «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»      

 

 Почему, для того, чтобы проглотить сухой хлеб, его часто запивают чаем или молоком?     

 


Для игры вызываются шесть пар учеников и по очереди отвечают по домашнему заданию. На основании количества выполненных заданий учитель выставляет оценки участникам игры.





 

 

В ходе беседы учащиеся самостоятельно выходят на новую тему и определяют цель урока.



Ученики  в рабочих тетрадях записывают число и  тему  урока с эпиграфом.



Учитель и учащиеся определяют цели занятия. Затем класс делится на группы, которые получают задания. Приложения 2 – 4.


5+ 2мин.














3.  Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 4. Практическая часть урока





Расположение слюнных желез

 

 

 

 

 













Физминутка.























5. Рефлексия.































6. Домашнее задание.

 

 

 

 




- усвоение метода исследования изучаемого материала; доклад каждой группы о проделанной работе























-анализ умений проводить практическую работу, 

-выяснить расположение слюнных желез.



























-показать способность ферментов слюны расщеплять крахмал;















Воспитание объективной самооценки – осмысление изученной темы.



























Развитие самостоятельного и творческого мышления








Что представляет собой ротовая полость? Группа «Анатомы» изучает материал о составе слюны, расположении слюнных желез (приложение №2). Ротовая полость – начальный этап пищеварительной системы, включающий 32 зуба, собственно полость рта, в которую открываются протоки слюнных желез и язык.

Сейчас послушайте стихотворение, составьте схему «состав слюны» и назовите функции слюнных желез.

Ваша пища в рот попала

Сразу мелкой она стала

Амилаза и мальтоза тут содержатся в слюне,

Расщепляют углеводы

В слабощелочной среде.

И белки и углеводы

Все, что надо мы едим,

Чтобы не было бактерий

Помогает лизоцим.



Определение положения околоушной слюнной железы.







Определение положения подчелюстной слюнной железы.





Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаружить устье протока этой железы. Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны










Группа «Практика» выполняет лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал» Приложение №3.





Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрывающим методику изучения функций слюнных желез. Приложение №4.



Что же происходит с пищей в ротовой полости. Перечислите этапы расщепления веществ в ротовой полости.

А теперь вернемся к вопросу, который был рассмотрен в начале урока. Почему, для того, чтобы проглотить сухой хлеб, его часто запивают чаем или молоком?

Почему таблетка глюкозы быстро растворяется во рту?

Почему собаки и другие животные зализывают раны?

В состав пиццы входит: тесто, майонез, томаты, колбаса. Какой из этих компонентов начнет расщепляться в ротовой полости?

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Что было интересно?

Что вызвало затруднения?



Изучить §32. Ответить на вопросы стр. 134.


 Отчет группы «Анатомы»

Называют известные слюнные железы. Показывают их по таблице «Пищеварительная система».





Составляют схему.

Состав слюны.



Вода. Лизоцим. Ферменты.

Амилаза. Мальтоза.

Называют функции слюнных желез. (Расщепляют углеводы. Защищают от бактерий)



Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой стороны. Почувствуйте. Как во рту появляется слюна. 

 Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см. от ее углов к центру, пока не почувствуйте, как ротовая полость наполняется слюной.



















 Выполняют задание в тетради для лабораторных работ.

















Отвечают на поставленные вопросы.



























Выставление оценок.

Разъяснение домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник






18 мин.



Приложение 1. Игра «Пирамида»

  1. Конкурс «Что это такое?» За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь. 1. Печень. 2. Двенадцатиперстная кишка. 3. Питательные вещества. 4. Дентин. 5. Пульта. 6. Кариес. 7. Желудок.

  2. Конкурс «Да - нет» В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За 1 минуту один из участников зачитывает утверждения, второй говорит «да», если оно верно, «нет» - если оно ошибочно.

  1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

  2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

  3. Глотка является частью пищеварительного тракта.

  4. В состав эмали зубов входят соли кальция.

  5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.

  6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

  7. Переход питательный веществ и воды в кровь и лимфу, т.е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

  8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

  9. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

  10. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2,3,4,6,7,10.

  1. Конкурс «Найди соответствие» В конкурсе участвуют оба ученика пары. Даны три понятия. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень)

  2. Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)

  3. Зубы: кариес = десна: (пародонтоз)

  4. Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)

  5. Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы)

  6. Зуб: эмаль = желудок: (слизистая)

  7. Кровь: гематология = зубы: (стоматология)

  8. Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок).

  9. Всасывательная функция ЖКТ: слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ: (гладкая мускулатура стенок ЖКТ).

  10. Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты).

  1. Конкурс «Узнай орган по таблице». Один из участников получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – 1 минута. 1 – глотка; 2 – печень; 3 – ротовая полость; 4 – желудок; 5 – желчный пузырь; 6 – толстый кишечник; 7 – поджелудочная железа; 8 – тонкий кишечник; 9 – пищевод; 10 – прямая кишка; 11 – двенадцатиперстная кишка; 10 – аппендикс.

  2. Конкурс «Расскажи мне, расскажи…» Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Каково значение пищи?

  2. Чем пища отличается от питательных веществ?

  3. Какие типы зубов свойственны человеку?

  4. Чем резцы, клыки и коренные зубы отличаются друг от друга?

  5. Каково внутреннее строение зуба?

  6. Почему необходима механическая обработка пищи?

  7. Почему необходимо беречь зубы?

  8. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?

  9. Какие функции выполняют питательные вещества?

  10. Перечислите функции пищеварительной системы.

  1. Конкурс «Третий лишний» Один из учащихся зачитывает группу слов, другой находит лишнее. Время конкурса – 1 минута.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.

  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.

  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные.

  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренный и хищных зубов.

  7. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.

  8. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.

  9. Железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые железы.

  10. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.













Приложение 2. Группа «Анатомы»

Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только ее механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желез разной величины. Крупные железы похожи на гроздья винограда. Их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. При сухой пище выделяется много слюны, при влажной – мало.

Слюна состоит из 99,4% воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например, птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Подобным же образом обладает фермент амилаза.


Приложение 3. Группа «Практики»


Лабораторная работа. Действие слюны на крахмал.

Ход работы. 1. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду.

2. Смочите ватную палочку слюной, а затем напишите букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он согрелся (1-2 мин).

4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, т.к крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.


Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются белыми.






Приложение 4. Группа «Методисты»


«Плевая железка» Блестящие исследования работы слюнных желез провели И,П. Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу собаки.

Опыты показали, что на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и составу. Так, из околоушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью, обволакивая мясо, слизь облегчает проглатывание. Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хлебом. Это можно объяснить тем, что в противоположность мясу, хлеб впитывает в себя жидкость, а поэтому для его обволакивания нужно больше слюны. На жидкую пищу слюны выделяется очень мало; на подкисленную – очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту; на введение в рот воды, нагретой до 45С, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохраняющая ее от ожога.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно нервной системой. Запах пищи раздражает находящиеся в полости носа окончания обонятельных нервов. Во рту пища раздражает окончания вкусовых, а также осязательных нервных волокон. Возникшие импульсы по соответствующим нервам передаются в ЦНС. Получив необходимую информацию, мозг посылает по другим нервам ответные импульсы к слюнным нервам. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. Этот рефлекс врожденный.

При виде пищи происходит такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не в полости рта, а в глазу. Каждый из нас знает, что нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут только слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный. Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапу, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плёвая желёзка», как ласково назвал И.П.Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.



Приложение 5. Примерный перечень вопросов, на которые в процессе выступления групп должны найти ответы учащиеся.

  1. В каком отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение?

  2. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости « Кто хорошо жуёт, тот долго живет».

  3. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

  4. Почему важно хорошо пережевывать пищу?

  5. Почему при долгом жевании картофеля ощущается сладковатый вкус?

  6. Где образуется слюна?

  7. Что такое ферменты?

  8. Какую роль в акте глотания играют мягкое нёбо и надгортанник?

  9. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости «Когда я ем, я глух и нем».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Автор: Березина Ирина Николаевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока: Пищеварение в ротовой полости."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_pishchievarieniie_v_rotovoi_polosti"
    ["file_id"] => string(6) "365376"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480784955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока: "Гигиена питания" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-gighiiena-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "125040"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414869367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Здоровое питание. Органы пищеварения." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-zdorovoie-pitaniie-orghany-pishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417338572"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "241373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445242067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект -урока химии  "Химическая азбука пищи""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokakhimiikhimichieskaiaazbukapishchi"
    ["file_id"] => string(6) "309357"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458796671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства