Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Качканар Свердловская область
Конспект урока
по теме «Корень».
Составитель:
Стративная Ирина Васильевна,
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
Тип урока – урок изучения нового материала
Цели.
Образовательная: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.
Развивающая: совершенствование навыков работы с книгой, натуральными объектами, развитие творческих способностей, познавательного интереса к предмету.
Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки, умения оценивать свои успехи и успехи товарищей, осуществлять анализ своей деятельности.
Задачи урока.
Дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы; знакомство с особенностями строения и функциями корня.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения; формирование коммуникативной компетентности.
Формируемые компетенции.
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Оборудование.
Таблица «Корень. Корневые системы», гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, проросшие семена фасоли, мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Ход урока.
Слайд 1. Учитель:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается!
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак.)
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о корне).
Сформулируйте тему урока.
Слайд 2. Ребята: «Корень». (запись темы на доске и в тетради).
Учитель: что вы знаете о корне? (ответы обучающихся)
Слайд 3. Сформулируйте цель урока (ученики формулируют цель урока, учитель корректирует).
Учитель: у нас сегодня необычный урок, урок – исследование, в ходе которого вы будете исследователями, а объектом вашего исследования будет корень и корневые системы растений.
Учитель: как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Слайд 4. Каковы его функции? (предположения обучающихся)
(обобщить и записать в тетрадь)
Задание 1. А теперь давайте рассмотрим проросшие семена фасоли. Мы видим уже хорошо развитый зародышевый корешок – это главный корень. От главного отрастают боковые корешки. Есть еще придаточные – они отрастают от стебля.
(Записываем в тетради)
Слайд 5.
Виды корней:
1) главный (из зародышевого корешка)
2) придаточные (от стебля)
3) боковые (от главного и придаточных).
Слайд 6.
Все многообразие корней растения – это корневая система.
Слайд 7.
У растений различают 2 типа корневых систем:
- стержневая (хорошо развит главный корень) – двудольные - одуванчик
- мочковатая (слабо развит главный корень) – однодольные - лук
Слайд 8.
Задание 2. Изучение корневых систем продолжим, выполняя лабораторную работу (работа в парах).
Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»
1. Рассмотрите корневые системы предложенных растений. Чем они отличаются? (Работа с гербариями растений)
2. С помощью учебника определите тип корневой системы у каждого растения.
3. Разделите растения на две группы по типу корневых систем.
4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.
5. Заполните таблицу
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения | Класс растений (однодольные, двудольные) |
| | | |
Проверка правильности выполнения работы.
Слайд 9.
Домашнее задание.
Параграф 2, выучить понятия, ответить на вопросы после параграфа.
Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (ответы ребят)
В качестве закрепления пройденного материала я предлагаю вам составить синквейн по теме «Корень. Корневые системы»
Заслушать несколько синквейнов.
Слайд 10.
Рубрика «Это интересно».
На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.