kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему "Анализаторы" для 8 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам. Зрительный анализатор позволяет нам опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями. До 90% информации мы получаем через зрительный анализатор.Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии.

Анализатор - система чувствительных нервных образований, воспринимающих и различающих раздражения, которые действуют на человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Анализаторы" для 8 кл »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательное учреждение с. Нарын






Урок по биологии

на тему «Анализаторы»

8 класс







Разработка учителя биологии Дакаа Б.Б.











с. Нарын – 2015 г.


Тема: Анализаторы

Цели:

  1. раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека;

  2. знать различия между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;

  3. понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации;


Оборудования: компьютер, интерактивная доска или мультипроектор, тесты, вода в стаканах, предметы из разных материалов, учебник


1. Оргмомент

2. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Вопрос-загадка «На крыше сидели три воробья, подкралась кошка и схватила одного. Сколько птиц осталось на крыше?». «Ни одной» , «птицы заметили кошку». Что значит заметили?

Загадка «Два братца живут через дорогу, но никогда не видели друг друга»


Слайд №1.

Проблемные вопросы:

Как мы видим, что мы видим?

Как мы слышим, что мы слышим?

Как мы чувствуем, что мы чувствуем?

3. Изучение нового материала.

Слайд №2.

Тема урока: Анализаторы. Органы чувств.

Слайд №3.

Обсуждение с учащимися возникающих по теме вопросов, целеполагание.

Слайд №4.

Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам.

Сколько их у человека?

Как они называются?

Слайд №5.

Зрительный анализатор позволяет нам опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями. От 70 до 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал. Просматривая видеофрагмент, ответьте на вопросы:

  • где происходит восприятие светового потока;

  • какие преобразования сигнала происходят;

  • где обрабатывается информация?

Слайд №6.

Световой поток, пройдя через оптическую систему глаза, попадает на рецепторы сетчатки. Возникшие в рецепторах нервные импульсы по зрительному нерву направляются в зрительную зону коры, здесь в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.

Слайд №7.

Зрительный анализатор состоит из трех частей:

  • рецепторы сетчатки глаза;

  • зрительный нерв;

  • зрительная зона коры затылочной доли больших полушарий головного мозга.

Слайд №8.

Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. Особенное значение слух приобрел для человека, с этим анализатором связана членораздельная речь.

Где происходит восприятие звука?

Какие преобразования сигнала происходят?

Где обрабатывается информация?

Видеофрагмент о слуховом анализаторе.

Слайд №9.

Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры, расположенную в височной доле головного мозга. Там воспринятые звуки опознаются, анализируются, оцениваются.

Слайд №10.

Таким образом, любой анализатор состоит из трех частей:

  • рецептор;

  • нервный путь;

  • зона коры головного мозга.

Записываем в таблицу – слуховой анализатор:

  • слуховые рецепторы улитки внутреннего уха;

  • слуховой нерв;

  • слуховая зона коры височных долей головного мозга.

Самостоятельная работа по группам с учебником: (стр. 72-77 и рисунки на странице 72-77).

1-ая группа – обонятельный анализатор;

2-ая группа - вкусовой анализатор;

3-я группа - осязательный анализатор.

4. Закрепление нового материала.

Слайд №11.

Как называется анализатор?

Где находятся его составные части?

Какие вещества способны вызывать у нас ощущение запаха?

Видеофрагмент об обонятельном анализаторе (без звука).

Слайд №12.

Обонятельный анализатор:

  • рецепторы полости носа;

  • обонятельный нерв;

  • обонятельная зона коры височной доли головного мозга.

Ответы записываем в таблицу.

Слайд №13.

Как называется анализатор?

Где находятся его составные части?

Почему мы не можем ощущать вкус сухой пищи?

Слайд №14.

Вкусовой анализатор:

  • рецепторы на языке

  • вкусовой нерв

  • вкусовая зона коры височной доли головного мозга.

Ответы записываем в таблицу.

Слайд №15.

Где находятся части осязательного анализатора?

Какую информацию мы можем получить с их помощью?

Как Вы думаете, различные ощущения вызывают раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?

Слайд №16.

Осязательный анализатор:

  • рецепторы кожи;

  • осязательный нерв;

  • осязательная зона коры теменной доли головного мозга.

Ответы записываем в таблицу.

Самостоятельная работа с учебником:

(стр.243) в учебнике, выполнение работы № 186,187 в рабочей тетради к учебнику.

Слайд №18.

На сетчатке глаза получается уменьшенное и обратное изображение предмета, но мы видим изображение прямое и в реальных размерах. Почему?

На ряду со зрительными образами в мозг поступают нервные импульсы от глазных мышц, от слухового анализатора и органа равновесия.

Разные анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.

5. Проверка знаний.

Слайд №19.

На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного.

Слайд №20.

Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами.

Во время операции больной “слышал” речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся?

Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?

Задания:

Показать рецепторы, нервный путь и зону коры:

  • для зрительного анализатора;

  • для слухового анализатора.

Слайд №21.

Выводы:

Мы с вами сегодня на уроке выяснили:

  • раскрыли различия между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;

  • выяснили значение системы анализаторов в жизни человека;

  • узнали о важном значении совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.

  • различия между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;

  • значение системы анализаторов в жизни человека;

  • значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.

Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающих и различающих раздражения, которые действуют на человека.

Органы чувств – специализированные органы, обеспечивающие преобразования информационных сигналов, поступающих от раздражителя, в форму, доступную для специализированных рецепторов.


Комментирование домашнего задания: изучить материал на стр.72-89, уметь отвечать на вопросы в конце темы, выполнить творческое задание по теме на выбор: «Гигиена зрения», «Гигиена слуха», «Зрительные иллюзии».


Рефлексия: понравился ли урок, что понравилось, что нет? Показать смайлики.


Итог урока: оценки



Опыт:

На столе учителя стоят два штатива по три пробирки в каждом.

1 – простая вода;

2 – чуть сладкая вода;

3 – чуть соленая вода;

4 – простая вода;

5 – чуть сладкая вода;

6 – чуть соленая вода.


Равновесие – это положение головы в пространстве.

Вопрос: Какой орган за него отвечает?


Проприоцепция —  это  способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

Опыт:

Прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.

Вопрос: сколько времени каждый из них думал, прежде сделать то или иное движение? Все отвечали, что нисколько. Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения и вы не задумывались над тем, как их выполнять.

Общий вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т.к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем.

Вот на таких простых примерах мы узнали о связях нашего организма с внешним миром.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии на тему "Анализаторы" для 8 кл

Автор: Дакаа Борбаанай Бораевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Глаз человека как оптическая система" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glaz-chielovieka-kak-optichieskaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "173122"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423928182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока биологии на тему: "Заболевание и повреждение глаз. Гигиена зрения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_biologhii_na_tiemu_zabolievaniie_i_povriezhdieniie_ghlaz_gighiie"
    ["file_id"] => string(6) "384799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485596600"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "План-конспект урока биологии 8 класс по теме: "Сенсорные системы человека""
    ["seo_title"] => string(71) "plankonspiekturokabiologhii8klasspotiemiesiensornyiesistiemychielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "259018"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448631260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект урока по биологии : Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-po-biologhii-odomashnivaniie-kak-nachal-nyi-etap-sieliektsii-tsientry-proiskhozhdieniia-kul-turnykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "187840"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426589424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokapobiologhiiv8klassiepotiemieslukhovoianalizator"
    ["file_id"] => string(6) "332055"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464806420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства