Предмет биология | 8 класс |
Тема урока | Сенсорные системы человека |
Тип урока | Обобщающий урок – путешествие в страну анализаторов |
Цель | Учащиеся знают особенности строения анализаторов, умеют соотносить строение частей анализаторов с выполняемой функцией, умеют применять теоретические знания в решении логических и познавательных задач, научно объяснять вопросы о необходимости здорового образа жизни. |
Этапы урока | Применение модулей программы 2 уровня | Уровни учебных целей (по Блуму) | Чем будет заниматься учитель? | Чем будут заниматься ученики? |
Стадия вызова | Приемы развития критического мышления (ПРКМ) - «прием ассоциация»; ИКТ; Диалоговое обучение | Понимание - демонстрация понимания фактов и идей посредством их интерпретации | Объясните, какие ассоциации возникают у вас при просмотре слайда, на котором изображен счастливый ребенок на фоне живой природы? Каким образом ваши мнения можно связать с темой нашего урока? | Учащиеся демонстрируют понимание фактов путем интерпретации и утверждений (они акцентируют внимание на роль анализаторов в жизни человека) |
Стадия осмысления | ПРКМ | Применение - использование новых знаний в разных вариантах | Предлагает определить тему урока по ключевым вопросам: что, как, зачем? | Ответы учащихся: Что мы будем повторять….? Как применять знания в практической жизни человека….? Зачем нам необходимы знания о строении, функциях и гигиене органов чувств? |
| | Понимание - демонстрация понимания фактов и идей посредством их интерпретации | Объясняет ход урока - путешествия, правила работы групп и критерии оценивания согласно маршрутному листу | |
| ПРКМ «Да- нетка», ИКТ (презентация); ОдО - оценивание для обучения (формативное) | Знание - подтверждение материала посредством фактов | 1 станция- Станция «Вызова» (см. в приложении) | Определяют правильные и неправильные утверждения. Проводят самопроверку и выставляют баллы, соответственно критериям |
| ПРКМ; Управление и лидерство в обучении | Знание обобщающих характеристик | 2 станция «Поэтическая» - определите, о каких органах чувств идет речь в стихотворениях, и почему вы так считаете? | Учащиеся читают отрывки стихотворений, комментируют их, высказывают доказательства, характеризующие представленные в стихотворении органы чувств |
| Обучение в соответствии с возрастными особенностями | Знание - подтверждение материала посредством фактов | 3станция «Научная». Соотнесите понятия с изучаемыми сенсорными системами | Учащиеся по цепочке дают определение понятиям. За каждый правильный ответ выставляют 1 балл в маршрутный оценочный лист. |
| ПРКМ «логическая цепочка», «дерево предсказаний», «фишбоун», ИКТ; Управление и Лидерство; Диалоговое обучение | Анализ и Синтез - классифицирование информации на составляющие, систематизация информации в новом шаблоне | 4станция «Я вижу и слышу мир». Раскрыть проблему по следующим вопросам: что?, как?, почему? Дает задания группам: 1 группа - зрительный анализатор 2 группа – слуховой анализатор 3 группа – заполнить схему «дерево предсказаний» (Что нужно знать, чтобы сохранить зрение?) и схему «фишбоун» (Как сохранить слух?) Комментирует, уточняет ответы | Учащиеся 1 и 2 группы составляют вопросы, начинающиеся со слов что?, как?, почему? и используя презентацию, рассказывают, что собой по строению и функциям представляют анализаторы. Ученики 3 группы – на схеме «дерево предсказаний» отмечают причины нарушения зрения и комментируют их. На схеме « фишбоун» ученики отмечают проблемы, связанные с нарушением слуха и профилактику по их предупреждению. Комментируют ответы Обсуждают проблемные вопросы «Что было бы, если?», «Зачем это?» |
| ПРКМ | Анализ и синтез – формулировка выводов и определение доказательств | 5 станция «Музыкальная». Предлагает прослушать произведение Бетховена «Лунная соната» | Определяют название и автора произведения, рассказывают о том, как композитор написал это произведение, будучи глухим. Делают вывод о значении органа слуха. |
| ПРКМ | Синтез и оценивание – систематизация материала, установление уникальной связи между теоретическим материалом и практическими действиями | 6станция «Остановка по требованию». Организация физминутки по определению функций вестибулярного аппарата | Выполняют упражнение по проверке функций органа равновесия. Делают вывод о том, где расположен вестибулярный аппарат и какова его роль. Предлагают комплекс упражнений по его тренировке (сообщение учащегося) |
| Новые подходы к обучению - групповая работа, диалоговое обучение | Анализ – формулировка выводов и определение доказательств | Предлагает решить познавательные задачи. | Обсуждают в группах и выдвигают идеи по решению проблемных задач. |
| Управление и лидерство в обучении; Диалоговое обучение; Обучение одаренных и Талантливых учащихся | Применение, анализ и синтез – использование новых знаний в нестандартных ситуациях, определение доказательств, выводы на основе совокупности событий | 7 Станция «Игровая». Предлагает игровую ситуацию «На приеме у офтальмолога и лор – врача» | Учащиеся выступают в роли врачей и пациентов и в ходе диалога показывают применение теоретических знаний на практике |
Стадия рефлексии | Оценивание для обучения (ОдО) и оценивание обучения -ОО; ПРКМ «Корзина идей, понятий, имен» | Оценивание – аргументирование мнений, обоснование идей, формулировка выводов | 8 станция «Конечная». Предлагает поместить в корзину знания, впечатления, идеи по изученной теме. Комментирует работу учащихся на уроке. Отмечает отличившихся учеников, награждает их бонусам | Группы делают записи и вносят их в корзину, делятся впечатлениями об уроке (что интересно, что пригодится в жизни, чему научился?) Работают с листом оценивания, подсчитывают сумму баллов и соответственно критериям оценивают себя. |
| ПРКМ – прием «Синквейн» | | Комментирует домашнее задание. Составить синквейн по теме «Анализаторы» | |
1.Почему, если человек летит в самолете на большой высоте, то ему необходимо открыть рот?
2.У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?
3. Почему при повреждении задних корешков спинного мозга теряется чувствительность, но сохраняется способность к движению, а при повреждении передних корешков сохраняется чувствительность, но нарушается способность к движению?