Урок по теме «Домашние птицы»
Цель: познакомить учащихся с видами домашних птиц
Образовательные задачи: закрепить у учащихся знания о птицах, живущих вблизи жилья человека на примере голубя и воробья; познакомить с историей одомашнивания птиц, с предками домашних птиц; формировать представление о видах домашних птиц
Коррекционно-развивающие задачи: способствовать развитию памяти, мышления, внимания, устной и письменной речи через дидактические игры, работу в тетради, словарную работу; развивать зрительное и слуховое восприятия через показ слайдов с иллюстрациями и фотографиями, аудирование
Воспитательные задачи: формировать активность и самостоятельность на уроке, воспитывать бережное отношение к окружающей среде
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация – приложение 6, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал
Словарная работа: курица, гусь, утка, петух, индюк, индюшка, селезень, гусыня. Цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок
Ход урока:
I. Орг. момент (приветствие) – слайд 1
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадки.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Ребята, какое у вас настроение? Замечательно! Сегодня мы с вами познакомимся с видами домашних птиц, узнаем, когда и для чего их одомашнили, кто был их предками. Но ведь есть птицы, которые живут круглый год вблизи жилья человека. О них сейчас мы и поговорим. Начнём?
II. Проверка домашнего задания – слайд 2, 3
1. Кто относится к птицам, обитающим вблизи жилья человека?
Красный – дятел, синица; жёлтый – орёл, сова; зелёный – голубь, воробей.
2. Чем питаются голуби?
Красный – зерном, семенами трав; жёлтый – насекомыми; зелёный – лягушками, рыбой.
3. Сколько яиц откладывает самка голубя?
Красный – 5; жёлтый – 2; зелёный – 4.
4. Что кормят голуби птенцов?
Красный – зёрнами, семенами трав; жёлтый – насекомыми; зелёный – «птичьим молоком» - кашицеобразной массой.
5. Как гнездятся воробьи?
Красный – парами; жёлтый – колониями; зелёный – по одному.
6. Чем выкармливают птенцов воробьи?
Красный – семенами трав; жёлтый - зёрнами злаковых; зелёный – насекомыми.
7. Сколько раз за лето выводят воробьи птенцов?
Красный – один-два раза; жёлтый – два-три раза; зелёный – три-четыре раза.
8. Сколько воробьи живут вблизи жилья человека?
Красный – круглый год; жёлтый – осенью кочуют в поисках корма; зелёный – осенью улетают в тёплые края.
- Молодцы! О каких птицах мы с вами вспомнили?
Открываем тетрадь, записываем число и тему урока: домашние птицы – слайд 4. Число и тема урока записывается учителем на интерактивной доске.
III. Изучение нового материала
Слайд 5. Разведение домашних птиц составляет отдельную отрасль сельского хозяйства - птицеводство. К домашней птице относятся 4 основных вида: куры, индейки, утки и гуси.
- Кто относится к домашним птицам?
И первой из домашних птиц о ком пойдет речь будет. Вы должны поменять местами буквы, чтобы получилось слово – слайд 6. Домашние куры образуют много разных пород (мясных, яйценосных, бойцовых и др.) – слайд 7, но все они ведут свое начало от прирученных и одомашненных человеком диких банкивских кур – слайд 8 и 9, которые и сейчас живут в лесах Индии, Индокитая и на островах Малайского архипелага. Банкивских кур люди приручили очень давно: около 4 тысяч лет назад. Первоначальным поводом для одомашнивания послужило не столько желание получить от них яйца и мясо, сколько другие соображения. Во-первых, петухов считали «вестниками зари», которые своим предрассветным пением отгоняли якобы злых духов от человека, а во-вторых, драчливость петухов привлекала многих людей для устройства петушиных боев в спортивных целях. Только впоследствии одомашненные куры стали предметом хозяйственного использования для получения питательных продуктов, а также пуха и пера. Семейство состоит из петуха, курицы и цыплёнка – слайд 10.
- Скажите, когда одомашнили кур? И для чего?
- От кого произошли домашние куры?
- Где встречается дикая банкивская курица?
Слайд 11. Сравнение домашних кур с дикими банкивскими показывает, что человек при выведении различных пород значительно улучшил свойства этих птиц в полезную для себя сторону. Так, банкивская курица весит не более 800 г, а домашняя (мясной породы) – 4-5 кг. Дикая курица откладывает всего 8—12 яиц в год, а курица яйценосной породы- 200-300 яиц в год. Увеличился и средний вес яиц почти в два раза (60 г вместо 30 г).
- Чем отличаются домашние куры от своих диких предков?
Прослушайте звуки и скажите, кто их издает? Слайд 11 - звук петуха, курицы.
Слайд 12. Отгадайте загадку. Уток стали разводить 3000 лет назад. Для этого была выбрана кряква – слайд 13. От нее и унаследовали домашние утки свое кряканье. Утиные яйца в пищу почти не идут, а в основном используется для выведения утят. Утки – птицы водоплавающие.
С древних времен было выведено много пород домашних уток. Они разучились летать, у них изменилось телосложение, увеличился вес, и птицы стали нести больше яиц, чем дикие утки. Изменилась, разумеется, и окраска. Недавно выведены породы уток, отличающиеся тем, что несут очень много яиц - утки хаки (слайд 14). Среди них попадаются такие, которые способны давать до 300 яиц в год. Утиные яйца не отличаются высокими вкусовыми качествами, поэтому разводятся преимущественно мясные породы домашних уток (например, пекинская). Пекинские утки несут яйца круглый год, но их не насиживают. Поэтому утят можно приобрести только в инкубаторах. Семья уток состоит из селезня, утки и утёнка – слайд 15. Прослушайте звук, издаваемый утками. Звук уток – слайд 15.
- От кого произошли домашние утки? Сколько лет назад это случилось?
- Чем домашняя утка отличается от дикой?
- Какие породы уток несут очень много яиц?
Слайд 16. Отгадайте ребус.
Несмотря на огромную популярность кур, именно гуси стали первыми домашними птицами. Слайд 17 - дикого гуся приручили 5000 лет назад. Гуси – тоже водоплавающие птицы. У них длинная шея и короткие красные ноги. Ходят они важно, вразвалку.
Гуси разных пород отличаются друг от друга размерами, цветом оперения, лап и клювов. Например, простые русские гуси небольшого роста с серым оперением, очень неприхотливые и выносливые. Пиренейские гуси отличаются большими размерами. Оперение у них голубовато-серое с бурыми полосками; клюв оранжево-красный; лапы красного цвета – слайд 18. Гуси дают человеку мясо, пух, перо. А гусиный жир – лучшее народное средство от обморожения.
Отвага и идеальный слух - признанные достоинства гуся. Кроме того, он чемпион по морозостойкости. Взрослые гуси прекрасно чувствуют себя зимой в неотапливаемых помещениях.
Еще одно похвальное слово гусям. Не в пример курам, уткам, индюкам гуси почти ничем не болеют, кроме как в молодом возрасте. Гусиное семейство – гусь, гусыня и гусенок. Прослушайте звук гуся. Звук гуся – слайд 19.
- Когда одомашнили гуся? Для чего?
- Чем гуси отличаются от других домашних птиц?
Слайд 20 - ребус. Это самые крупные домашние птицы куриного семейства. Вес индюков может достигать 16 килограммов. Приручили дикого индюка 2000 лет назад – слайд 21. Осторожный и пугливый индюк панически боится приближения человека. Птицеводы сомневаются: до конца ли одомашнен индюк? В любое время он может покинуть двор хозяина и блуждать в самых неожиданных местах. Бродяжничество - хобби этой птицы.
Птица нередко проявляет странный характер и необычное поведение. Иногда индюков не пугают и очень громкие звуки, а случается, что даже малейший шум приводит птиц в ужас. И тогда они мчатся, куда глаза глядят, не разбирая дороги, не обращая внимания на препятствия, часто сильно ушибаясь об ограды. Вообще представители этого отряда на вид довольно ленивы. Они могут хорошо летать, но делают это весьма неохотно. Однако индюки прекрасно бегают и даже собаки не всегда могут их догнать. Индюки умеют плавать. Индюшиная семья – индюк, индюшка и индюшонок – слайд 22. Прослушайте звук индюка, он балобочет. Звук индюка.
- Когда одомашнили индюка? Кто дикий предок?
- Какое хобби у индюка?
IV. Физминутка
V. Закрепление нового материала:
* запишем кратко материал по теме нашего урока в тетрадь (составление схемы по изученному материалу вместе с учениками, учитель записывает схему на интерактивной доске) – слайд 23
* «Третий лишний» - слайды 24 – 25
* «Угадай, чей голос?» - слайд 26
Задание: прослушайте внимательно звуки и определите, кому они принадлежат. Ответ записываем в тетрадь. Один ученик работает у доски. Проверка.
* «Назови всю семью»
Я называю детеныша, 1 ряд – самца, 2 ряд – самку.
* всем филворд (I и II уровни) - (3 минуты); - слайд 27
Найдите в таблице всех домашних птиц, соединяя буквы справа налево, сверху вниз и запишите. Один ученик работает у доски. Проверка. Приложение 1.
*задание учащимся III уровня – приложение 3.
*«Какое слово не подходит?» - слайд28
Утка, утиный, утконос, утята;
индюк, индеец, индюшка, индюшата.
* Слайд 29 - задание: соедини названия птиц со звуками, которые они издают: один ученик работает у доски. Проверка. Приложение 2.
* Занимательные вопросы:
- Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?
- Охотник шел мимо болота и увидел, что на болоте сидят утки. Он их сосчитал, оказалось, что там сидело семь уток. Охотник выстрелил и в одну из них попал. Много ли осталось уток?
- Если петух снесет яйцо, кому оно достанется?
- Летели утки. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя, летели в три ряда. Сколько было уток?
- Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось?
VI. Итоги урока
- Почему кур, гусей, уток, индюков называют домашними птицами?
Слайд 30 - д/з: I уровень - прочитать с. 127-131, ответить на вопросы, кроссворд (приложение 5).
II уровень - прочитать и ответить на вопросы с. 127-129.
III уровень - прочитать с. 130-131, раскрасить птицу (приложение 4) и подписать.
Оценки за урок.