kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Плауны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:  

  • формировать знания учащихся  об особенностях строения плауновидных растений;
  • показать черты усложнения строения; раскрыть их хозяйственное значение;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому.
  • продолжить формирование умения работать с учебником;

Оборудование:  рисунок булавовидного плауна

Домашнее задание: §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь

Ход урока

I.Орг. момент.

II.Проверка знаний:

Тест

 

1. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

а) есть ризоиды                                                   б) есть хлорофилл

в) есть  ткани и органы растения                      г) по всем указанным признакам

 

2. Что развивается у кукушкиного льна после оплодотворения?

а) споры                                             б) коробочка со спорами

в) зеленая нить (предросток)           г) листостебельное растение

 

3. Кукушкин лен – это растение:

а) двудомное         б) однодомное          в) двулетнее

4. Что вырастает из споры мха?

а) коробочка со спорами                    б) зеленое растение с листьями и стеблем

в) разветвленная зеленая нить           г) заросток

 

5. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

а) ризоиды                       б) ткани, органы                 

в) хлорофилл                   г) половое поколение

 

6.  Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

а) листьев     б) спорангия      в) стебля        г) ризоидов

 

7. Органические вещества проводятся к стеблю сфагнума по:

а) зеленым клеткам                              б) воздухоносным клеткам

в) проводящим сосудам                      г) мертвым клеткам

 

8. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезируют                          б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду                             г) вегетативно размножается

 

9. В торфе хорошо  сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

а) много кислорода      б) много бактерий     в) мало кислорода                г) мало бактерий

 

10. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума

а) есть ризоиды                       б) есть фотосинтезирующие клетки

в) есть спорангии                    г) образуются гаметы

 

11. Мох кукушкин лен – растение:

а) листостебельное                                      б) слоевищное

в) листостебельнослоевищное                   г) стебельное

 

12. Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с наличием:

а) особых веществ в пластидах клеток     

б) большого  числа водоносных клеток

в)восковым налетом на поверхности листьев

г) большого числа воздухоносных клеток

 

13. Коробочка со спорами образуются у кукушкиного льна:

 а) только на мужских растениях                 б) только на женских растениях

в) на всех особях                                            г) нет правильного ответа

 

 

III.Изучение нового материала.

 

1.Актуализация  знаний.

 

      Вспомните, на какие две группы делят растения по их строению? Почему водоросли относятся к низшим растениям? Что свойственно высшим растениям? Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Что такое ткань? Какую функцию выполняют проводящая, механическая и покровная ткань?

      Чаще в хвойных, реже в смешанных лесах, где достаточно влажно, земле бывает покрыта сплошным ковром мхов.  Но время от времени темно зеленый ковер сменяется более светлым, да и сама «ткань» его становится иной: вместо короткого густого мохового ворса появляются длинные ползучие стебли, густо усаженные мелкими листьями. Это плаун – одно из самых древних растений на Земле.

      И наша задача состоит в том, чтобы поближе познакомиться со строением и значением плауновидных растений.

      Много миллионов  лет назад существовали могучие растения – папоротники, огромные, вытянувшиеся на  десятки метров  ввысь хвощи и плауны. Даже трудно себе представить, что когда-то плауны были выше любого самого высокого дерева в нашем лесу.

      Впрочем и  теперешний плаун, если приглядеться, не такой уж маленький. Только тянется он не вверх, стелется по земле. Его ползучие, похожие на веревки стебли имеют несколько метров в длину.

      Растение очень красивое и необычное. У него узкие, круглый год, зеленые листья, похожи на чешуйки и не теряющие своего цвета, даже когда плаун высохнет, высокие тонкие колоски, отходящие от основного стебля. И часто люди срывают плаун просто так, чтобы принести домой и украсить свою квартиру. Собирая плаун они не обращают внимание на то, что выдирают его вместе с корнями, которые непрочно держатся в земле. А это не просто одно погубленное растение, это уничтожение плауна на многие годы. А может быть в этом месте и навсегда.

2.Размножение плауна:

  • Вегетативное – отрезками стелющихся побегов;
  • Бесполое – спорами, (осенью на верхушках, растущих вверх образуются   по 2 споровых колоска, в которых развиваются споры).
  • Половое – начинается с прорастания спор на земле.:

                                                                                        ♣ наземный

 

                                                                                  ♣ подземный

/работа с учебником: стр. 59/

У плауна есть более надежный, хотя и более примитивный  способ размножения: растет его плеть, увеличиваясь каждый год на 10-15 см. молодые побеги стремятся вперед, укореняются, а старая часть растения отмирает ( образуют ведьмины кольца, как грибы). Двигается плаун и в стороны, но главным образом, вперед, как бы наплывая на новую территорию.  Поэтому плауны раньше называли «плывун», англичане «бегущая сосенка».

3.Значение плаунов:

  • Процесс фотосинтеза;
  • Почвообразование;
  • Споры  используются в качестве присыпок таблеток;
  • Сухие споры используют в металлургии при фасонном литье металлов;
  • Настои трав используют как слабительное, мочегонное, желчегонное средство;
  •  

4.Общая характеристика:

 

  • Одно из самых древних растений на Земле;
  • многолетние вечнозеленые травы, реже полукустарники;
  • известно около 100 видов;
  • стелющиеся растения, или растут прямо, опираясь на другие растения;
  • внизу развиваются придаточные корни;
  • имеется покровная ткань, проводящая и опорная;

 

IY. Закрепление

 

Почему плауны к высшим споровым растения?

 Где растут плауны?

Какие листья у плаунов?

Каково значение этих растений в природе и жизни человека?

 

Y. Домашнее задание §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь

YI. Итог урока  выставление оценок

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Плауны"»

Тема урока «Плауны» 7 класс


Задачи:

  • формировать знания учащихся об особенностях строения плауновидных растений;

  • показать черты усложнения строения; раскрыть их хозяйственное значение;

  • воспитание бережного отношения ко всему живому.

  • продолжить формирование умения работать с учебником;

Оборудование: рисунок булавовидного плауна


Домашнее задание: §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь


Ход урока


  1. Орг. момент.

  2. Проверка знаний:

Тест


1. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

а) есть ризоиды б) есть хлорофилл

в) есть ткани и органы растения г) по всем указанным признакам


2. Что развивается у кукушкиного льна после оплодотворения?

а) споры б) коробочка со спорами

в) зеленая нить (предросток) г) листостебельное растение


3. Кукушкин лен – это растение:

а) двудомное б) однодомное в) двулетнее

4. Что вырастает из споры мха?

а) коробочка со спорами б) зеленое растение с листьями и стеблем

в) разветвленная зеленая нить г) заросток


5. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

а) ризоиды б) ткани, органы

в) хлорофилл г) половое поколение


6. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

а) листьев б) спорангия в) стебля г) ризоидов


7. Органические вещества проводятся к стеблю сфагнума по:

а) зеленым клеткам б) воздухоносным клеткам

в) проводящим сосудам г) мертвым клеткам


8. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезируют б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду г) вегетативно размножается


9. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

а) много кислорода б) много бактерий в) мало кислорода г) мало бактерий


10. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума

а) есть ризоиды б) есть фотосинтезирующие клетки

в) есть спорангии г) образуются гаметы


11. Мох кукушкин лен – растение:

а) листостебельное б) слоевищное

в) листостебельнослоевищное г) стебельное


12. Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с наличием:

а) особых веществ в пластидах клеток

б) большого числа водоносных клеток

в)восковым налетом на поверхности листьев

г) большого числа воздухоносных клеток


13. Коробочка со спорами образуются у кукушкиного льна:

а) только на мужских растениях б) только на женских растениях

в) на всех особях г) нет правильного ответа



  1. Изучение нового материала.


    1. Актуализация знаний.


Вспомните, на какие две группы делят растения по их строению? Почему водоросли относятся к низшим растениям? Что свойственно высшим растениям? Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Что такое ткань? Какую функцию выполняют проводящая, механическая и покровная ткань?

Чаще в хвойных, реже в смешанных лесах, где достаточно влажно, земле бывает покрыта сплошным ковром мхов. Но время от времени темно зеленый ковер сменяется более светлым, да и сама «ткань» его становится иной: вместо короткого густого мохового ворса появляются длинные ползучие стебли, густо усаженные мелкими листьями. Это плаун – одно из самых древних растений на Земле.

И наша задача состоит в том, чтобы поближе познакомиться со строением и значением плауновидных растений.


Много миллионов лет назад существовали могучие растения – папоротники, огромные, вытянувшиеся на десятки метров ввысь хвощи и плауны. Даже трудно себе представить, что когда-то плауны были выше любого самого высокого дерева в нашем лесу.

Впрочем и теперешний плаун, если приглядеться, не такой уж маленький. Только тянется он не вверх, стелется по земле. Его ползучие, похожие на веревки стебли имеют несколько метров в длину.

Растение очень красивое и необычное. У него узкие, круглый год, зеленые листья, похожи на чешуйки и не теряющие своего цвета, даже когда плаун высохнет, высокие тонкие колоски, отходящие от основного стебля. И часто люди срывают плаун просто так, чтобы принести домой и украсить свою квартиру. Собирая плаун они не обращают внимание на то, что выдирают его вместе с корнями, которые непрочно держатся в земле. А это не просто одно погубленное растение, это уничтожение плауна на многие годы. А может быть в этом месте и навсегда.

    1. Размножение плауна:

  • Вегетативное – отрезками стелющихся побегов;

  • Бесполое – спорами, (осенью на верхушках, растущих вверх образуются по 2 споровых колоска, в которых развиваются споры).

  • Половое – начинается с прорастания спор на земле.:

♣ наземный

♣ подземный

/работа с учебником: стр. 59/


У плауна есть более надежный , хотя и более примитивный способ размножения: растет его плеть, увеличиваясь каждый год на 10-15 см. молодые побеги стремятся вперед, укореняются, а старая часть растения отмирает ( образуют ведьмины кольца, как грибы). Двигается плаун и в стороны, но главным образом, вперед, как бы наплывая на новую территорию. Поэтому плауны раньше называли «плывун», англичане «бегущая сосенка».


    1. Значение плаунов:

  • Процесс фотосинтеза;

  • Почвообразование;

  • Споры используются в качестве присыпок таблеток;

  • Сухие споры используют в металлургии при фасонном литье металлов;

  • Настои трав используют как слабительное, мочегонное, желчегонное средство;

    1. Общая характеристика:


  • Одно из самых древних растений на Земле;

  • многолетние вечнозеленые травы, реже полукустарники;

  • известно около 100 видов;

  • стелющиеся растения, или растут прямо, опираясь на другие растения;

  • внизу развиваются придаточные корни;

  • имеется покровная ткань, проводящая и опорная;


IY. Закрепление


Почему плауны к высшим споровым растения?

Где растут плауны?

Какие листья у плаунов?

Каково значение этих растений в природе и жизни человека?


Y. Домашнее задание §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь



YI. Итог урока выставление оценок


Тест: « Мхи»


1. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

а) есть ризоиды б) есть хлорофилл

в) есть ткани и органы растения г) по всем указанным признакам


2. Что развивается у кукушкиного льна после оплодотворения?

а) споры б) коробочка со спорами

в) зеленая нить (предросток) г) листостебельное растение


3. Кукушкин лен – это растение:

а) двудомное б) однодомное в) двулетнее

4. Что вырастает из споры мха?

а) коробочка со спорами б) зеленое растение с листьями и стеблем

в) разветвленная зеленая нить г) заросток


5. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

а) ризоиды б) ткани, органы

в) хлорофилл г) половое поколение


6. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

а) листьев б) спорангия в) стебля г) ризоидов


7. Органические вещества проводятся к стеблю сфагнума по:

а) зеленым клеткам б) воздухоносным клеткам

в) проводящим сосудам г) мертвым клеткам


8. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезируют б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду г) вегетативно размножается


9. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

а) много кислорода б) много бактерий в) мало кислорода г) мало бактерий


10. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума

а) есть ризоиды б) есть фотосинтезирующие клетки

в) есть спорангии г) образуются гаметы


11. Мох кукушкин лен – растение:

а) листостебельное б) слоевищное

в) листостебельнослоевищное г) стебельное


12. Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с наличием:

а) особых веществ в пластидах клеток

б) большого числа водоносных клеток

в)восковым налетом на поверхности листьев

г) большого числа воздухоносных клеток


13. Коробочка со спорами образуются у кукушкиного льна:

а) только на мужских растениях б) только на женских растениях

в) на всех особях г) нет правильного ответа




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Плауны"

Автор: Цыганкова Анна Васильевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока на тему: "Плауны""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-plauny-1"
    ["file_id"] => string(6) "258350"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448473173"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokanatiemurolpaporotnikovkhvoshchieiplaunovvobrazovaniidrievnikhliesov"
    ["file_id"] => string(6) "260756"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448995642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokagolosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "285654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454231796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства