kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в пятом классе "Биология и здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для проведения урока биологии в пятом классе по ФГОС ООО. Данный урок позволяет формировать у обучающихся метепредметные и предметные УУД. В ходе урока пятиклассники заняты разнообразной деятельностью, что позволяет реализовать учителю системно - деятельностный подход. Просмотр мультфильма, составление пословиц и поговорок, работа в группах, дискуссия - неполный перечень приёмов и форм работы на данном уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в пятом классе "Биология и здоровье" »

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

(биология,2015г., учитель Смирнова Н.В.)


Биология и здоровье.

Класс: 5

Тема и номер урока в теме. Мир биологии. 16 урок, по планированию 1 час.

Базовый учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Вектор». М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.- 128 с.

  1. Цель урока: формировать представления о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья, приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни.

  2. УУД: Метапредметные планируемые результаты-познавательные УУД : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,проводить мини-исседование; личностные УУД: понимать важность сохранения здоровья; регулятивные УУД умение формулировать тему урока, участвовать в процессе целеполагания и определения этапов достижения цели ;коммуникативные УУД: умение анализировать текст определения, слушать и задавать вопросы .

  3. Тип урока: урок изучения нового материала

  4. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

  5. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивное учебное пособие.

















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный этап

Добрый день, ребята!

Посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Улыбка поможет нам почувствовать себя лучше

и подготовиться к работе.

Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит

мы с вами дружно и активно поработаем.

Готовятся к учебной деятельности.

1-2 мин

2

Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся

Посмотрим маленький фрагмент мультфильма (фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье»).

О чём пойдёт разговор на уроке?


Дома вам нужно было записать пословицы и поговорки о здоровье в тетрадь.

Какую цель поставим на уроке?

Цель: организовать деятельность обучающихся направленную на формирование понятия «здоровье» и установление взаимосвязи между понятиями «биология» и «здоровье»


Смотрят фрагмент мультфильма.



В процессе обсуждения определяют тему урока и записывают в тетрадь:

«Здоровье и биология»


Называют пословицы и поговорки.




Участвуют в процессе целеполагания. Формулируют вопросы для обсуждения на уроке:








5 мин

3

Изучение нового материала

Ребята, а что такое здоровье?



Используя слова – подсказки, попытайтесь дать определение понятия «здоровье» (Приложение №2). Организует работу учащихся в парах.


Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – ключ к здоровому образу жизни. А что такое образ жизни?

От чего зависит здоровье? (от окружающей среды, от наследственности, от медицинской помощи, от образа жизни)



Откроем учебник на стр.66 найдём определение, что такое здоровый образ жизни.


Чтобы доказать, состояние здоровья человека зависит от его образа жизни, предлагаю вам поработать с текстом «Составляющие здорового образа жизни» (Приложение №3)

Работать будем в группах.


Инструкции к задани :

1) Выберите командира группы.

2) Ваша цель: отобразить самое главное из текста

3) В своей группе вы решите, как вы будете отвечать (либо кто-то один, либо по каждому пункту один ученик)

4) Работаем по времени-6 мин.



Анализировать текст будем по такому плану:

1) Почему необходимо соблюдать данное правило ЗОЖ

2)Что произойдёт, если не соблюдать правило.

3)Рекомендации (можно брать не только из текста, но и предлагать свои)




Молодцы , ребята! Вы хорошо справились с заданием.

И убедились в том, чтобы быть здоровыми необходимо соблюдать правила ЗОЖ


Ещё одна составная ЗОЖ-это отсутствие вредных привычек. С этой информацией познакомимся на диске.

Открываем ноутбуки, находим Электронный учебник, пар .18. Познакомимся с информацией вредные привычки на 4 слайдах.

Прочитайте ,посмотрите рисунки и подумайте

и скажите ,какой вывод вы сделали?.стоит ли Приобретать вредные привычки


Девочки в классе провели мини-исследования, как обстоят дела со ЗОЖ у вас в классе.



Есть о чём задуматься.

Сейчас вы молодые. красивые, у вас вся жизнь впереди, а самое главное в ней здоровье, поэтому у кого низкие результаты по тесту, срочно нужно пересмотреть свой образ жизни


Для того, чтобы закрепить знания выполним

задание «Составь программу здорового образа жизни» в парах.



Вернемся к началу урока. Какая тема урока сегодня?

Вернёмся к слайду «От чего зависит здоровье»:

10%-от медицинской помощи

20%-от окружающей среды

20%-от наследственности

Какие науки это изучают?




Какой вывод сделаем?


Вернёмся к цели и плану.



Завершим урок притчей о мудреце и бабочке (приложение №6).








.





Высказывают свою точку зрения по данному вопросу.



Работают в парах. Сравнивают, выявляют неточности.




Перечисляют, обсуждают.

Просматривают слайд и делают выводы.




Читают, проговаривают, записывают в тетрадь.



Высказывают свою точку зрения.



Учащиеся садятся по группам.




.











Командиры подходят и получают задания по группам.





Ответы ребят.(при выступлении группа «Движение

Сделайте вывод о влиянии образа жизни на здоровье человека.



Пересадить детей на свои места.




Работаем в парах.





Вывод детей (на слайдах мы увидели ,как выглядят люди, имеющие вредные привычки и их органы.



Используя результаты анкетирования, анализируют собственный образ жизни. Выступление девочек. Их вывод.






(Работа на ноутбуках)




Выполнение задания «Составь программу здорового образа жизни»(предложенное в интерактивном учебном пособии) в парах.











10% от медиц. помощи-анатомия,физиология

20%-окруж .среда-экология

20%-наследственность-генетика


Эти науки являются разделами биологии.


Подводят итоги.




Рассказывает учащийся.

25 мин

4

Рефлексия.


Те, кто понял тему на «5»-похлопаем.

Те, кто понял тему на «4»- поднимут правую руку



7 мин

5

Домашнее задание

Домашнее задание, записанное на листах, лежит у вас на партах.

Пар.18.написать сочинение-размышление на тему:

«Можно ли мой образ жизни назвать здоровым и почему», или из рубрики «Задания»(на выбор 1 или 2)

1 мин





















Приложение №1. Фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье».


Приложение №2.

«Здоровье – это состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга».

Текст определения увеличить, разрезать на отдельные слова. Учащиеся должны собрать из слов определение понятия «здоровье».


Приложение №3.Составляющие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим дня, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, правильное питание и т.п.

Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, так как все эти вещества нужны для развития организма. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. «Мы – это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. В рацион современного человека входит большое количество продуктов, относительно дешёвых, но содержащих большое количество углеводов (хлеб, макароны, чипсы, печенье). Безвредно ли это? Оказывается, это понижает сопротивляемость организма, что приводит к разным заболеваниям. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний органов пищеварения возникает только у тех, кто питается неправильно. Правильное питание способствует тому, что в организм человека вместе с пищей поступает необходимое количество питательных веществ и витаминов. Это способствует хорошему иммунитету, т.е. сопротивляемости к болезням, а так же позволяет сохранять хорошую физическую форму.


Движение.- важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Малоподвижный образ жизни приводит к нарушениям физического развития, быстрой утомляемости, нарушению осанки, развитию ожирения, к болезням сердца и сосудов. Чем больше человек двигается, тем лучше работают его внутренние органы, укрепляются мышцы, кровь насыщается кислородом, необходимым для работы всех органов, в том числе и головного мозга.


Режим дня. Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь - это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного дела на другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Особенно важен распорядок отдыха и сна. От невыспавшихся, уставших детей трудно ждать успехов в учебе.

Личная гигиена. Многие заболевания зависят от того, как человек соблюдает правила гигиены. Использование грязной питьевой воды приводит к распространению инфекционных заболеваний: холеры, дизентерии и др. Употребление несвежих продуктов может вызвать отравление. Непрожаренное или непроваренное мясо или рыба, плохо вымытые овощи и фрукты могут быть причиной заражения червями-паразитами. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой и после посещения туалета, ополаскивать кипяченой водой овощи и фрукты, не пить воду из-под крана и из неизвестных источников.


Закаливание. Повышение устойчивости к простудным заболеваниям получило название закаливание. Закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде и должно являться неотъемлемой частью режима дня. Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям. Легко переносят болезни. Начинать закаливание можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого весна и лето. Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья. Закаливание способствует: укреплению иммунной системы, профилактике простудных заболеваний, хорошему здоровью, бодрости ,отличному настроению, повышению работоспособности

Приложение №5. Анкета

  1. Регулярно ли вы питаетесь в течении дня? (4 раза с горчим питанием)

  2. Гуляете ли вы ежедневно около 2-х часов на воздухе?

  3. Занимаетесь ли вы спортом?

  4. Соблюдаете ли вы режим сна? (не менее 9 ч)

  5. Чередуете ли вы виды деятельности – умственную работу (учеба) и двигательную нагрузку?

Анализ анкеты. За каждый ответ «да» - 1 балл. Посчитайте количество баллов.

«5 – 4 балла» - ваш образ жизни соответствует здоровому;

«3 -2 балла» - ваш образ жизни может привести вас к заболеваниям;

« 1 – 0» - вам срочно нужно менять ваш образ жизни!



Приложение №6. Притча о мудреце и бабочке.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:»Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?». И мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии в пятом классе "Биология и здоровье"

Автор: Смирнова Наталья Владимировна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердца""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt_uroka_na_tiemu_piervaia_mieditsinskaia_pomoshch_pri_ostanovkie_sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "344363"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474204259"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План-конспект урока: "Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_prorastanie_semian_usloviia_neobkhodimye_dlia_prorastaniia_s"
    ["file_id"] => string(6) "530567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575628565"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434640237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства